Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Усенко О.А.
при секретаре: А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 30 сентября 2015 года по иску Ж. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды трудовой деятельности, назначить пенсию,
УСТАНОВИЛА:
Ж. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани (далее УПФР в Ленинском районе) N от 24 июля 2015 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Из подсчета специального стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировке. Считает отказ незаконным, с учетом уточненных требований просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды, назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения к ответчику, то есть с 6 апреля 2015 года.
В судебном заседании Ж. уточненные исковые требования поддержала, представитель УПФР в Ленинском районе И. иск не признала.
Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 30 сентября 2015 года иск Ж. удовлетворен.
В апелляционной жалобе УПФР в Ленинском районе ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку курсы повышения квалификации и периоды нахождения истца в командировке не подлежат включению в специальный стаж, так как эти периоды не поименованы Правилами исчисления периодов работы.
Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФР в Ленинском районе Г., поддержавшей доводы жалобы, Ж., считавшей жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как следует из материалов дела, решением УПФР в Ленинском районе N от 24 июля 2015 года Ж. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, из подсчета которого исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации со 2 октября 1990 года по 13 ноября 1990 года, с 20 января 1997 года по 5 марта 1997 года, с 12 ноября 2002 года по 30 декабря 2002 года, с 18 сентября 2007 года по 1 ноября 2007 года, с 19 сентября 2012 года по 2 ноября 2012 года, в командировке с 3 июля 2008 года по 19 июля 2008 года как не предусмотренные нормами действующего пенсионного законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что истец с 1985 года осуществляет трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения в должности фельдшера скорой медицинской помощи.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Ж. периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке, суд первой инстанции правильно указал, что в данные периоды истец выполняла работу, которая была возложена на нее работодателем приказами и получала за её выполнение заработную плату.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждёнными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции от 1 февраля 2002 года) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Понятие служебной командировки раскрыто в статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N90-ФЗ), в соответствии с которой служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В ходе командировки истец оказывала практическую помощь для оздоровления детей в ООО "Детский оздоровительный лагерь "Звездный", что подтверждается приказом МУЗ г.Астрахани "Станция скорой медицинской помощи" о направлении работника в командировку N от 2 июля 2008 года.
Законодательством также закреплено положение о том, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке подтверждается свидетельствами о повышении квалификации, копиями приказов работодателя, исследованными судом первой инстанции.
Кроме того, установлено, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов.
Доводы жалобы ответчика о том, что курсы повышения квалификации и периоды нахождения в командировке не подлежат включению в специальный стаж, как не предусмотренные нормами действующего законодательства были предметом судебного разбирательства, которым судом дана правильная оценка их несостоятельности и у судебной коллегии нет оснований давать этим доводам иную оценку.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов специальный стаж Ж. превышает необходимые 30 лет, районный суд верно назначил пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 6 апреля 2015 года.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А.Беляков
Судьи областного суда: Е.Г.Аверина
О.А.Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.