Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А.
Гареевой Д.Р.
при секретаре Фаткуллине Р.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Стерлитамак РБ Троценко Е.А. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 7 августа 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Усмановой Л.Х., Усманова Ф.М., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО1 к Администрации городского округа адрес о признании незаконным постановления об исключении из состава участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа адрес N ... от дата об исключении из состава участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы" в части исключения из состава участников данной подпрограммы семьи Усмановой Л.Х., с составом семьи из четырех человек.
Обязать Администрацию городского округа адрес восстановить семью Усмановой Л.Х. с составом семьи из четырех человек в качестве участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Усманова Л.X., Усманов Ф.М., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО., дата года рождения, ФИО1 дата года рождения, обратились в суд с иском к Администрации городского округа адрес о признании незаконным постановления об исключении из состава участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей.
Требования мотивированы тем, что Постановлением Администрации городского округа адрес от дата семья истцов включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 годы. В списке очередности участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на дата год наша семья состояла под N N ... Из письма от дата N N ... Администрации городского округа адрес истцам стало известно, что постановлением администрации городского округа адрес N ... от дата в соответствии с пунктом 2 части 11 ст. 56 ЖК РФ семья Усмановых исключена из числа участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы, в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением Совета городского округа адрес N N ... от дата установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа адрес, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее ... кв.м. общей площади на 1 человека. В настоящее время семья Усмановых зарегистрирована и проживает по адресу: адрес. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата, дом принадлежит в равных долях ( ... доли) Усмановой Л.Х., Усманову Ф.М.; сыну - ФИО., дочери - ФИО1., брату - ФИО2. Общая площадь дома ... кв.м., общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., что подтверждается техническим паспортом на жилой дом, (инвентарный номер N ... ) от дата года, выданный ... филиалом ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ". Согласно справке, выданной ООО "Единый расчетный центр" отделение N ... " ... " от дата года N N ... , на данной площади зарегистрированы с дата и проживают 7 человек: Усманова Л.Х., Усманов Ф.М., сын - ФИО, дочь - ФИО1 брат - ФИО2 мама - ФИО3., племянница - ФИО4., Уровень обеспеченности ... кв.м. ( ... кв.м.: 7 чел.) на каждого члена семьи, что не соответствует установленной Советом городского округа адрес учетной норме ... кв.м. общей площади на одного человека. Расчет уровня обеспеченности путем суммирования площади с учетом доли в собственности, примененной администрацией адрес, является неправомерным. Другой жилой площади истцы не имеют.
Просят признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа адрес N ... от дата об исключении из состава участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы" в части исключения из состава участников данной подпрограммы семьи Усмановой Л. X., с составом семьи из четырех человек, обязать ответчика восстановить семью Усмановой Л.X. с составом семьи из четырех человек в качестве участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Стерлитамак РБ Троценко Е.А. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что при определении нуждаемости в обеспечении жильем необходимо принимать во внимание только площадь жилых помещений, принадлежащих истцам, а не присоединять к этой площади площадь жилых помещений, принадлежащих иным лицам. Суд необоснованно при оценке нуждаемости учитывал лишь жилую площадь жилого дома, данный вывод ничем не мотивирован.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации ГО г.Стерлитамак Троценко Е.А., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Закона РБ "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан" основанием для оказания государственной поддержки молодым семьям по улучшению жилищных условий является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых
помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 ст. 52 вышеназванного Кодекса установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В силу пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан N 291 от 17 октября 2007 года Министерство молодежной политики и спорта РБ является уполномоченным органом РБ по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей2.
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства от 07 августа 2003 года "О порядке отбора молодых семей для участия в реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы", право стать участником Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы, имеет молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Согласно п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 настоящих Правил.
Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 года, предусмотрена государственная поддержка в виде финансовой помощи при решении
жилищной проблемы молодых семей. В частности, Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусмотрено предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 131 от 28 апреля 2011 года утверждена Республиканская программа поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, а также Порядок предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в Республике Башкортостан.
Согласно разделу 4 Республиканской программы, п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат право на участие в Программе и участником Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" может быть молодая семья, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям:
молодая семья - семья, возраст супругов в которой на день принятия органом исполнительной власти РБ решения о включении молодой семьи-участника Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.
Как следует из положений п. 1.12 Порядка, молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и (или) Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года N 80, поставленные на учет, но не получившие государственную поддержку на улучшение жилищных условий и соответствующие условиям пункта 1.6 Порядка, без предоставления дополнительных заявления и документов, установленных пунктом 4.1 Порядка, получают государственную поддержку в порядке очередности в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор, применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Усманова Л.X., Усманов Ф.М., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО., дата года рождения, ФИО1., дата года рождения, к Администрации городского округа адрес о признании незаконным постановления об исключении из состава участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, дата Усманова Л. X. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа адрес РБ о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 годы (л.д. 67).
При этом, в подтверждение признания семьи нуждающейся в жилом помещении истицей Усмановой Л.X. представлены справки о составе семьи, акт проверки жилищных условий, справки БТИ и Росреестра об отсутствии в собственности жилых помещений.
Установлено, что протоколом N ... от дата заседания Комиссии по признанию молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003 -2010 годы молодая семья истцов Усмановых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003 - 2010 годы (л.д. 64).
Между тем, дата Постановлением администрации городского округа адрес N ... семья истцов Усмановых в составе четырех человек в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации исключены из состава участников подпрограммы "Обеспечения жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы" в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 11-12).
Судом установлено, что по состоянию на дата и на момент подачи иска семья истца, состоящая на учете, государственную поддержку на улучшение жилищных условий не получала.
Из пояснений представителя ответчика и письменного содержания возражения следует, что основанием для такого решения стало выявление факта принадлежности Усмановой Л.X., Усманову Ф.М., несовершеннолетним детям ФИО., ФИО1 по ... доли каждому в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, общей площадью ... кв. м, имеют в пользовании ... кв.м. дома на четверых. На длю каждого члена семьи Усмановых приходится по ... кв.м.
Исходя из общей суммарной площади, приходящейся на членов семьи, с учетом указанного жилого дома, комиссия по жилищным вопросам решиласнять с учета семью истцов в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что данное Постановление администрации городского округа адрес N ... от дата является необоснованным, незаконным и нарушающим право семьи Усмановых на получение социальной выплаты от государства, поскольку Администрацией городского округа адрес произведен неправильный расчет определения нуждаемости семьи Усмановых, что привело к необоснованному выводу об обеспеченности семьи по норме жилой площади.
Решением Совета городского округа адрес N N ... от дата установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа адрес, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее ... кв.м. общей площади на 1 человека (л.д. 59)..
Как установлено, на момент постановки на учет - дата года, истцы были зарегистрированы по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., с составом и количество проживающих - 5 человек: Усманова Л.X., Усманов Ф.М., их сын ФИО., мать ФИО5, брат - ФИО2 (л.д. 73).
Обеспеченность жилой площадью по состоянию на дата на каждого члена семьи Усмановых, как установлено судом, составляла ... кв.м. ( ... кв.м. : 5), что составляет менее ... кв. м, в связи семья Усмановых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была правомерно включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы.
Согласно представленному договору купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от дата Усманова Л.X., действующая за себя и несовершеннолетнюю дочь ФИО., дата года рождения, Усманов Ф.М., действующий за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО1., дата года рождения и ФИО2 приобрели в общую долевую собственность жилой дом и земельный участок по ... доли каждый, расположенные по адресу: РБ, адрес (л.д. 38-40).
Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес и согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата Усмановой Л.X. на праве общей долевой собственности принадлежит ... доля жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, общей площадью ... кв.м. (л.д. 13).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата Усманову Ф. М. на праве общей долевой собственности принадлежит ... доля жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес общей площадью ... кв.м. (л.д. 14).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата Усманову В. Ф. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес общей площадью ... кв.м. (л.д. 15).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата Усмановой В. Ф. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес общей площадью ... кв.м. (л.д. 16).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата Сайфутдинову Р. X. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/5 доля жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес общей площадью ... кв.м. (л.д. 17).
Как следует из представленной выписки от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию по дата истцу Усмановой Л.X. принадлежит объект недвижимого имущества в виде общей долевой собственности ... доли жилого дома, площадью объекта ... кв.м., и земельного участка по адресу: РБ, адрес, ограничение права - ипотека (л.д. 46).
Как следует из представленной выписки от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию по дата истцу Усманову Ф.М. принадлежит объект недвижимого имущества в виде общей долевой собственности ... доли жилого дома, площадью объекта ... кв.м., и земельного участка по адресу: РБ, адрес, ограничение права - ипотека (л.д. 47).
Как следует из представленной выписки от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию по дата ФИО принадлежит объект недвижимого имущества в виде общей долевой собственности ... доли жилого дома, площадью объекта ... кв.м., и земельного участка по адресу: РБ, адрес, ограничение права - ипотека (л.д. 48).
Как следует из представленной выписки от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию по дата ФИО1 принадлежит объект недвижимого имущества в виде общей долевой собственности ... доли жилого дома, площадью объекта ... кв.м., и земельного участка по адресу: РБ, адрес, ограничение права - ипотека (л.д. 49).
Как следует из представленной выписки от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах
отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию по дата ФИО2 принадлежит объект недвижимого имущества в виде общей долевой собственности ... доли жилого дома, площадью объекта ... кв.м., и земельного участка по адресу: РБ, адрес, ограничение права - ипотека (л.д. 51).
Как следует из представленной выписки от дата из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию по дата права ФИО5 не зарегистрированы (л.д. 50)
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, свидетеля Сайфутдиновой 3.С. по состоянию на дата и в настоящее время по адресу: РБ, адрес, зарегистрировано и проживает семь человек: истица Усманова Л.X., истец Усманов Ф.М., сын ФИО., дочь ФИО1., брат ФИО2., мать ФИО5., племянница ФИО4 (л.д. 27).
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при разрешении спора о признании граждан, проживающих в жилом помещении, членами семьи его собственника подлежат установлению факты вселения в спорное жилое помещение в установленном порядке в качестве члена семьи собственника и фактическое проживание в нем.
Судом при разрешении данного спора установлены обстоятельства вселения и проживания истцов Усмановых и их несовершеннолетних детей, ФИО2 и его несовершеннолетней дочери ФИО4., дата года рождения, а также установлен факт вселения и проживания в качестве члена семьи Усмановой Л.X. ее матери ФИО5.
Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: РБ, адрес, общая площадь жилого помещения составляет ... кв.м., жилая ... кв.м. (л.д. 18-26).
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что при оценке нуждаемости членов семьи истцов в улучшении жилищных условий следует учитывать жилую площадь жилого дома по адресу: РБ, адрес, на которой зарегистрированы и проживают несовершеннолетняя ФИО4., дата года рождения, мать ФИО5., указанные лица приобрели право пользования указанным жилым помещением.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, одним из оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях является увеличение размера площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, в результате чего размер площади на каждого члена семьи заявителя станет превышать норму.
Между тем, как видно из материалов дела и установлено судом, то обстоятельство, что Усманова Л.Х. приобрела в собственность жилой дом, не может являться обстоятельством того, что у членов молодой семьи изменились жилищные условия, поскольку все члены семьи остались проживать в указанном доме, размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи Усмановой Л.Х.., по-прежнему составляет менее учетной нормы, в связи с чем как правильно пришел к выводу суд, оснований для снятия семьи Усмановых, состоящей из четырех человек с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имелось.
Более того, получение Усмановой Л.Х. на семью из 4-х человек в порядке улучшений жилищных условий по договору купли-продажи в ипотеку не повлекло улучшение жилищных условий семьи Усмановых.
Как правильно указал суд, поскольку в соответствии с пунктом 1.12 Порядка предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, молодые семьи-участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2002 - 2010 годы", поставленные на учет, но не получившие государственную поддержку, без предоставления дополнительного заявления и документов, установленных пунктом 4.1 Порядка, получают государственную поддержку в порядке очередности в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным Постановление администрации городского округа адрес N ... от дата года, которым семья истицы, будучи поставленной на учет в качестве участников Подпрограммы в дата году, была исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в дата году, Списка участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Списка участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, так как семья истицы Усмановой Л.X. состояла в списке молодых семей-участников Республиканской программы под номером 168, данная семья отвечала предъявляемым требованиям и могла рассчитывать на получение государственной поддержки в виде социальной выплаты в соответствующем году в порядке очередности.
При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу, что требования истцов о признании Постановления администрации городского округа адрес N ... от дата об исключении из состава участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы" в части исключения из состава участников данной подпрограммы семьи Усмановой Л. X., с составом семьи из четырех человек, об его отмене и об обязании восстановить семью Усмановой Л.X. с составом семьи из четырех человек в качестве участника подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы подлежат удовлетворению и семья Усмановой Л.X. с составом семьи четыре человека подлежит включению в число участников Республиканской программы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.
Доводы жалобы о том, что при определении нуждаемости в обеспечении жильем необходимо принимать во внимание только площадь жилых помещений, принадлежащих истцам, а не присоединять к этой площади площадь жилых помещений, принадлежащих иным лицам, являются несостоятельными. В данном случае на момент постановке на учет дата года, истцы были зарегистрированы по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., с тем же составом и с теми же лицами, количеством проживающих - 6 человек: Усманова Л.X., Усманов Ф.М., их сын ФИО., мать ФИО5., брат - ФИО2 Их семейное положение не изменилось и после покупки дома с использованием кредитных средств.
Другие доводы апелляционной жалобы сведены к переоценке доказательств и иному толкованию норм гражданского законодательства. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается. С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, учтены судом при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 7 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Стерлитамак РБ Троценко Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Александрова Н.А.
Гареева Д.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.