Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу исполнительного директора Общероссийского общественного движения "За права человека" - Л.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 06.11.2015 г., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16.03.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.06.2015 г. по гражданскому делу по заявлению Общероссийского общественного движения "За права человека" об оспаривании решения и действия Министерства Юстиции РФ,
установил:
Общероссийское общественное движение защиты прав человека "За права человека" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными выводов акта внеплановой проверки, проведенной Министерством Юстиции РФ о выполнении Движением функции иностранного агента, решения Министерства Юстиции РФ по внесению Движения в реестр "НКО выполняющих функции иностранного агента" и о нарушении Движением правил государственной регистрации в качестве "НКО выполняющего функции иностранного агента". В обоснование указанных требований заявитель указал, что г. Министерством Юстиции РФ был составлен акт проверки Общероссийского общественного движения в защиту прав человека "За права человека", предметом которого являлось выявление наличия в деятельности движения признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, по документам, представленным Движением и по информации, полученной из других государственных органов и организаций. В результате проверки, проведенной за период с, было принято решение о включении Движения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С данными выводами заявитель не согласен, поскольку Движение было создано года, был утвержден Устав Движения, года Министерством Юстиции РФ было принято решение о государственной регистрации движения, сведения о движении были внесены в ЕГРЮЛ года. В ходе проведения проверки было установлено, что на расчетный счет Движения за период с года поступили денежные средства от иностранных источников, а также то обстоятельство, что Движение размещало в издаваемой им печатной продукции агитационную информацию, направленную на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами соответствующих решений, а также принимало участие в подготовке предложений о внесении изменений в законодательство РФ, то есть осуществляло политическую деятельность, что послужило основанием для принятия решения о наличии в деятельности Движения признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и необходимости включения Движения в реестр некоммерческих организаций выполняющих функции иностранного агента, а также возбуждению дела об административном правонарушении. Данные выводы заявитель считает не состоятельными, а деятельность Движения подпадающей под действия Устава.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16.03.2015 г. в удовлетворении заявления Общероссийское общественное движение защиты прав человека "За права человека" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.06.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами при рассмотрении заявления допущено не было.
Судом установлено, что г. на основании распоряжения Министерства Юстиции РФ от была проведена внеплановая документарная проверка за года Общероссийского общественного движения защиты прав человека "За права человека". Данной проверкой установлено, что г. утвержден Устав Движения с наименованием Общероссийское общественное движение "За права человека". г. решением седьмого Внеочередного съезда внесены изменения в Устав и принято решение об изменении наименования на Общероссийское общественное движение защиты прав человека "За права человека".
г. Министерством Юстиции РФ принято решение о государственной регистрации Движения за учетным номером. в ЕГРЮЛ внесены сведения о Движении за номером ОГРН г. Министерством Юстиции РФ было принято решение о государственной регистрации изменений, внесенных в Устав Движения и впоследствии внесения изменений в ЕГРЮЛ связанные с изменениями, вносимыми в учредительные документы Движения. г. были внесены сведения об исполнительном директоре Движения - Л.А., в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, что подтверждается п. 6.3 Устава. Иные лица, имеющие право действовать без доверенности Уставом, не предусмотрены.
Согласно положениям устава, исполнительный директор Движения решает все вопросы, связанные с деятельностью Движения, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции Съезда и Совета Движения. Согласно раздела 10 Устава (в редакции года), Движение может иметь в собственности здания, сооружения, строения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Движения, определяемой настоящим Уставом. В собственности Движения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Движения, в соответствии с его уставными целями. Имущество Движения формируется на основе: добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с Уставом Движения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности Движения, гражданско-правовых сделок, внешнеэкономической деятельности Движения, других, не запрещенных законом поступлений.
Согласно письму Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) от, Движением были получены денежные средства из иностранных источников финансирования г. получено долларов США) из
получено
Согласно отчету Движения, представленному в Министерство Юстиции г. по итогам года, Движением получены денежные средства из иностранных источников финансирования на сумму руб. Движением также были представлены выписки из лицевого валютного счета N (в долларах США) в Московском банке ОАО "Сбербанк России" дополнительный офис N и иные банковские документы по получению Движением денежных средств от иностранных организаций и граждан согласно которым, на вышеуказанный счет: г. поступили денежные средства в сумме долларов СШАот в качестве пожертвования, отправленные г. денежные средства в сумме долларов США от в качестве благотворительного взноса на уставные цели, подписанное финансовым директором г. поступили денежные средства в сумме долларов США от в качестве пожертвования на уставные цели (банковский ордер N гг. денежные средства в размере долларов США от в качестве пожертвования на уставные цели.
В ходе проверки Движением были представлены выписки из протоколов Совета Движения от г., финансовый план на года. Советом Движения были утверждены программы деятельности Движения на года, которые включили в себя грантовые соглашения, пожертвования, благотворительные взносы.
Также Движением были заключены договора о предоставлении гранта N от г., заключенный между РОО "Институт проблем гражданского общества" и Движением с целью реализации социально значимого проекта "Гражданский омбудсмен" на сумму сроком исполнения до г. с предоставлением итогового отчета до г.
Гранд N предоставлен грандодателем на основании конкурса в рамках исполнения распоряжения Президента РФ от 29.03.2013 г. N 115-рп "Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты участвующие развитии институтов гражданского общества". По реализации данного отчета Движением были представлены на проверку отчеты о реализации проекта за весь период, отчет о выполнении календарного плана, финансовый отчет с приложением реестра документов, согласно которым денежные средства израсходованы на заработную плату штатных сотрудников проекта, оплату труда привлеченных специалистов, начисления и отчисления с фонда оплаты труда, издание и распространение бюллетеня, проведение семинаров, административные расходы, приобретение техники, банковские расходы, коммунальные услуги.
Согласно отчету о выполнении календарного плана, информация и материалы по использованию Гранда N 2 размещались на сайте Движения, видео - ролики на темы, касающиеся прав человека размещались на сайте интернет - телевидения, изданы номера Вестника "В защиту прав заключенных", года N, года N, которые были распространены Движением в Прокуратуру РФ, руководителям территориальных органов ФСИН России, руководителям учреждений, исполняющих наказание, в которых было указано, что издателями являются Движение и Фонд "В защиту прав заключенных", главным редактором Вестника является. При этом в данных Вестниках, в рубриках, подписанных Л.А., указано на необходимость проведения реформы ФСИН Росси, внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие подзаконные нормативно-правовые акты, изменению кадровой политики, обсуждение проекта Федерального Закона "Об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", опубликованы обращения по внесению нового порядка взаимодействия государственных органов (Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека РФ) при расследовании определенных категории преступлений, обязание ФСИН России ратифицировать соглашение на необходимость внести изменение в Уголовный кодек РФ, касающиеся сохранности человека, помещаемого в места принудительного содержания.
Договор о предоставлении Гранта N г., заключенный между ООД "Гражданское движение" и Движением в лице Л.А. с целью реализации социально значимого проекта "Право-инкубатор для правозащитников" на сумму руб., сроком исполнения до года с предоставлением итогового финансового отчета об использовании средств до г.
Гранд N 3 предоставлен грандодателем на основании конкурса в рамках исполнения распоряжения Президента РФ от 18 сентября 2013 года N 348-рп "Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина".
Движением для проверки были представлены документы по реализации Гранта N 3, а именно отчет о реализации проекта за периоды с г. и с г., отчеты о выполнении календарного плана, финансовый отчет с приложением реестра документов. Согласно которым денежные средства, выделенные грандодателем израсходованы на заработную плату сотрудникам проекта, начисления и отчисления с фонда оплаты труда, приобретение офисного оборудования, расходные материалы, канцтовары, производство печатной продукции; проведение семинаров, круглых столов, пресс-конференций, банковские расходы.
Также одним из пунктов выполнения календарного плана Гранта N 3 является издание номера Вестника "В защиту прав заключенных", , распространенное Движением по почте, также изготовлены и распространены печатная продукция: брошюры "",года, "Капитальный ремонт многоквартирного дома. Новое в Жилищном кодексе РФ. Вопросы и ответы", сборник материалов "Российский ГУ ЛАК: убийство и пытки 2011-2014", г., которые содержат статьи политического характера.
Кроме того, при осуществлении мониторинга и изучения информации о деятельности Движения, на официальном сайте МИГ "Интерфакс" Министерством Юстиции РФ было установлено, что исполнительный директор Л.А., 08.05.2013 г. принимал участие в пресс-конференции, проводимой в центральном офисе "Интерфакс" по теме "Судьба НКО под вопросом", что подтверждается письмом от г., подписанным исполнительным директором ЗАО "Интерфакс" Г.Г. В ходе пресс-конференции Л.А. допускал высказывания, направленные на формирование общественного мнения в отношении государственной политики по вопросам некоммерческих организаций, признающихся в качестве иностранных агентов, которые ведут к уничтожению независимого гражданского общества. Л.А. предложено создать совместно российско-американский фонд поддержки правозащитного движения, кураторство которого осуществлялось бы представителями государственных правозащитных структур - Уполномоченным по правам человека и Советом по правам человека при Президенте РФ.
Все вышеуказанные статьи, опубликованные в Вестниках и брошюрах, а также публичное выступление Л.А., в том числе как исполнительного директора Движения, по мнению Министерства Юстиции РФ, носили политический характер, направленный на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики.
Данный факт подтверждается представленным Министерством Юстиции РФ экспертным заключением Санкт-Петербургского государственного университета, согласно выводам которого, рассматриваемые материалы, кроме информационного характера могут рассматриваться и как публичные обращения Движения к органам государственно власти, носят характер направленного влияния на общественное мнение, имеют цель влиять на принимаемые государственными органами РФ решения и соответственно имеют признаки политической деятельности, в их содержании указано на необходимость изменения именно государственной политики в сфере борьбы с наркоторговлей и содержанием пенитенциарной системы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что Министерство Финансов РФ располагало достаточными данными, полученными в результате проверки, свидетельствующими о допущенных Общероссийского общественного движения "За права человека" нарушениях требований законодательства о некоммерческих организациях, действия Министерства Юстиции РФ при проведении проверки Общероссийского общественного движения "За права человека" осуществлены в пределах предоставленных законом полномочий и не противоречат требованиям закона, соответствуют положениям международных правовых актов, выводы акта основаны на всестороннем и полном исследовании представленных заявителем документов и запрошенных материалов.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда с выводами суда первой инстанции обоснованно согласилась.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П по смыслу положений пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", обязательный признак некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, - участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации; такой деятельностью - независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах некоммерческой организации, - является, по буквальному смыслу этих законоположений, участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Следовательно, их отсутствие исключает отнесение некоммерческой организации к выполняющим функции иностранного агента, даже если организуемые (проводимые) с ее участием акции объективно были сопряжены с критикой решений государственных органов либо вызвали в общественном мнении негативные оценки проводимой ими государственной политики. Кроме того, такие цели должны быть присущи деятельности непосредственно некоммерческой организации, но не отдельных ее членов, а потому их участие в политических акциях в личном качестве по собственной инициативе, тем более вопреки решениям данной некоммерческой организации (ее руководящих органов или должностных лиц), также исключает применение к ней пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Согласно Устава организации целями Движения являются становление правового государства и развитие гражданского общества через объединение усилий для практического обеспечения прав человека и гражданина, формирование правого сознания и повышения общественной активности граждан. Для этого Движение реализует такие задачи как привлечение российских граждан к активной общественной деятельности, разрабатывает и содействует реализации программ общественного экономического и государственного развития, ведет борьбу с коррупцией и нарушением прав граждан РФ посредством пропаганды, работы по распространению идей открытого гражданского общества среди граждан РФ, взаимодействия между некоммерческими организациями, разработки принятия законов, иных нормативных актов, оказание помощи некоммерческим организациям, деятельность которых содействует развитию гражданского общества в России.
Движение имеет право, в том числе: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объемах предусмотренном действующим законодательством; учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность: представлять и защищать свои права и законным интересы своих участников, а также других организаций и граждан, включая граждан и законные интересы лиц, находящихся в местах лишения свободы, отбывающих наказание, находящихся в закрытых учреждениях, выступать с инициативами по различным вопросам, вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления; учреждать другие некоммерческие организации.
Источником формирования имущества Движения являются благотворительные пожертвования, включая зарубежные, в том числе носящие целевой характер, представляемые гражданами и юридическими лицами в денежно и натуральной форме, добровольные взносы и пожертвования, а также иные не запрещенные законом поступления.
Вывод о том, что Движение занималось политической деятельностью и получало финансирование из иностранных источников, что послужило включением его в реестр некоммерческих организаций, выполняющей функции иностранного агента, сделан судом на основании оценки всех имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, ссылок на обстоятельства, которые бы не были предметом рассмотрения нижестоящих судов не содержат, в связи с чем основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, указанных ст. 328 КАС РФ, не являются.
Применительно к положениям ч. 3 ст. 329 КАС РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При рассмотрении дела судами правильно применены нормы процессуального права, действующие на момент разрешения спора.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна сторона не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от того принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Подобных обстоятельств в рамках настоящего гражданского дела не имеется.
Основания для передачи жалобы для рассмотрения в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 323, 324 КАС РФ
определил:
в передаче кассационной жалобы исполнительного директора Общероссийского общественного движения "За права человека" - Л.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16.03.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 24.06.2015 г. по гражданскому делу по заявлению Общероссийского общественного движения "За права человека" об оспаривании решения и действия Министерства Юстиции РФ, для передачи на рассмотрение в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.