Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Мухортых Е.Н., Дубинской В.К.,
при секретаре Голубевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Подберезной Ж.И. по доверенности Игуменцева И.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 апреля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Подберезной Ж.И. к ООО "Аква Минерале плюс один" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов отказать в полном объеме,
установила:
Подберезная Ж.И. обратилась в суд с иском к ООО "Аква Минерале плюс один" о взыскании денежных средств в размере ********* руб. в связи с отказом от исполнения договора, неустойки в размере ********* руб., компенсации морального вреда в размере ********* руб., убытков в размере ********* руб., штрафа в размере 50 % от удовлетворенной суммы, ссылаясь на то, что 09.03.2014 года она (Подберезная Ж.И.) была приглашена в косметический салон ООО "Аква Минерале плюс один" на бесплатную косметическую процедуру. После проведения процедур истцу ответчиком был предоставлен договор купли-продажи комплекта косметики под товарным знаком "Аква", стоимостью ********* руб. Истцом был подписан указанный договор купли-продажи и кредитный договор с КБ "Ренессанс Кредит". По утверждению истца, при заключении указанных договоров ответчик ввел ее в заблуждение, при подписании документов истец их внимательно не прочла. Необходимая информация о товаре (услуги) истцу предоставлена не была. Услуга (товар) ей была ответчиком навязана. Истец не имела намерений приобретать косметические процедуры (товар). Косметический салон истец посетила после неоднократных навязчивых телефонных звонков для получения бесплатной демонстрационной косметической процедуры. Истец указывает, что сотрудники ООО "Аква Минерале плюс один" ее обманули. 25.03.2014 года истец обратилась к ответчику с требованием о расторжении договора купли-продажи, ответа не получила.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Подберезная Ж.И. явилась, заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "Аква Минерале плюс один" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об отложении слушания дела не просил, возражений на иск не представил.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы представитель истца Подберезной Ж.И. по доверенности Игуменцев И.В. просит отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В судебном заседании коллегии истец Подберезная Ж.И. и ее представитель по доверенности Игуменцев И.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Аква Минерале плюс один" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в связи с чем, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца Подберезную Ж.И. и ее представителя Игуменцева И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 09.03.2014 года между Подберезной Ж.И. (покупателем) и ООО "Аква Минерале плюс один" (продавцом) был заключен договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого, продавец обязуется передать в собственность покупателя абонемент - набор косметических услуг под товарным знаком "********", именуемый в дальнейшем товар, комплектность, качество и ассортимент которого указаны в спецификации, прилагающейся к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, а покупатель обязуется принять указанный в спецификации товар и оплатить его в предусмотренные договором сроки (п. 1.1) (л.д. 9-10).
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что при передаче в собственность покупателя абонемента - набора косметических услуг, продавец обязуется предоставить покупателю пакет услуг по профилю "Косметология", перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему договору и является его неотъемлемой частью.
Цена товара согласована сторонами в размере ******** руб. Предусмотрено, что оплата производится единовременно либо покупателем в случае оплаты товара по п. 4.2.1, либо банком в случае оплаты товара по п. 4.2.2 (п. 4.1 договора).
При этом в п. 5.3 договора указано, что сумма задатка составляет 0 руб.
Согласно приложению N 2 к договору купли-продажи от 09.03.2014 года, ООО "Аква Минерале плюс один" обязуется провести следующие процедуры покупателю Подберезной Ж.И.: 24 SPA-процедур со дня подписания договора купли-продажи, но не чаще одного раза в 14 дней; 24 визита к врачу косметологу-дерматологу; 48 посещений массажного кресла, но не чаще одного раза в неделю, не более 20 минут; приобретение косметики "****************" со скидной 50% от цены в прайс-листе; 3 посещения классического маникюра; 24 посещения лимфо-дренажного массажа лица; 3 процедуры коррекции фигуры либо лифтинга лица; 3 SPA-процедуры для рук; 3 посещения УЗ чистки лица по назначению врача (л.д. 11-16).
Договор купли-продажи был заключен за счет кредитных денежных средств КБ "Ренессанс Кредит" (ООО). В материалах дела предоставлен кредитный договор с истцом на сумму ******** руб. под 46,78% годовых, предназначенную для оплаты косметических процедур ООО "РОВЕР 1". Общая стоимость кредита составляет ******** руб.
Отказывая истцу в удовлетворении его исковых требований, суд исходил из того, что доказательств того, что сделка купли-продажи от 09.03.2014 года была заключена под влиянием обмана или заблуждения, истцом суду не представлено.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии со статьей 178 ГК РФ, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
В силу части 1 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. В силу п. 4 с той же статьи, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
В соответствии с положениями части 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда.
Как разъяснено в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; сведения об основных потребительских свойствах товара; сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (пункт 12 Правил).
Согласно пункту 53 раздела 5 "Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров", вышеуказанных правил, информация о парфюмерно-косметических товарах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения, массе нетто или объеме и (или) количестве единиц изделия в потребительской упаковке, условиях хранения (для товаров, в отношении которых установлены обязательные требования к условиям хранения), а также сведения о государственной регистрации (для товаров, подлежащих государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N17 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10).
Из вышеприведенных норм закона и подзаконных нормативных актов следует, что обязанность по предоставлению потребителю информации о товаре (услуге) возложена на продавца, а потому именно продавец несет бремя доказывания надлежащего исполнения своих обязанностей по предоставлению информации потребителю.
Ответчик был обязан предоставить истцу информацию о способах и методах проведения косметических процедур, используемых при проведении процедур косметических препаратов и их ингредиентах, их действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения. Указанная информация должна была быть предоставлена на русском языке и доведена до сведения истца в наглядной форме.
Проанализировав условия заключенного между сторонами 09.03.2014 года договора купли-продажи, судебная коллегия учитывает, что предметом договора оказание набора косметических процедур с использованием косметики под товарным знаком "********". При этом, договор предусматривает 132 различных косметических процедур, стоимость оказания каждой услуги в договоре не определена, в договоре отсутствует информация о фирмах-производителях косметики. В договоре отсутствуют сведения о наличии у ответчика лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "сестринское дело в косметологии" или "косметологии".
Как указано выше, цена договора купли-продажи составила ******** руб., при этом оплата может производиться наличным расчетом, либо в рассрочку, либо путем заключения договора между покупателем и банком о предоставлении потребительского кредита. Однако, кредит на оплату товара был предоставлен истцу на сумму ******** руб. Общая сумма, подлежащая уплате Банку, составляет ******** руб. В качестве получателя кредита указано ООО "РОВЕР-1".
Из объяснений истца видно, что приобретенные у ответчика косметические процедуры она не заказывала и самостоятельно не выбирала, намерений приобретать косметические процедуры у нее не было, косметический салон она посетила после неоднократных навязчивых телефонных звонков для бесплатной демонстрации косметических процедур. Каждый год в период с апреля по сентябрь истец в г. ******** не находится и не имеет возможности посещать косметические процедуры.
Коллегия находит, что ответчиком не доказан факт предоставления покупателю при продаже товара (услуги) достаточной и достоверной информации о косметических процедурах, методах и способе их проведения, используемых в процессе проведения процедур косметических препаратов (их состав, производитель), а также ограничениях (противопоказаниях) для применения.
С претензией о расторжении договора истец Подберезная Ж.И. обратилась 25 марта 2014 года (л.д. 18).
С повторной претензией о расторжении договору истец обратилась в организацию ответчика 14 апреля 2014 года (л.д. 17).
Ответ на претензии истцу не дан.
Судебная коллегия полагает, что сам способ продажи товара (услуг) - в помещении косметического салона, не предоставил возможности до заключения договора купли-продажи получить информацию о потребительских качествах и характеристиках услуги (товаре), позволяющих разумно и свободно осуществить выбор действительно необходимых истцу услуг (товаров).
Учитывая, что при заключении договора купли-продажи истец была лишена полной и достоверной информации об услуге (товаре), ее свойствах, цене, противопоказаниях, принимая во внимание установленные по делу конкретные обстоятельства, принимая во внимание, что ответчик не доказал, что представил истцу, как потребителю полную и достоверную информацию, истец более шести месяцев в году она в г. Москве отсутствует и не имеет возможности воспользоваться косметическими процедурами, приобретение косметических процедур не являлось результатом свободного выбора истца и приобретение услуги (товара) было навязано сотрудниками ответчика, коллегия приходит к выводу о том, что заключение оспариваемого договора купли-продажи от 09.03.2014 года между ООО "Аква Минерале плюс один" и Подберезной Ж.И. явилось следствием нарушения ответчиком названного выше Закона во время проведения бесплатной косметологической процедуры, истец в одностороннем порядка отказалась от договора, решение об отказе в удовлетворении исковых требований не может быть признано законным и обоснованным.
Истец Подберезная Ж.И. вправе потребовать расторжения договора купли-продажи от 09.03.2014 года и взыскания с ООО "Аква Минерале плюс один" в свою пользу оплаченных за услуги (товар) денежных средств в размере ******** руб., при том, что кредитный договор ею полностью исполнен на указанную сумму.
В этой связи судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ "О защите праве потребителей", за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Принимая во внимание, что претензия о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств была направлена ответчику 25.03.2014 года, в установленный десятидневный срок не исполнена, имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за период с 05.04.2014 года по 27.05.2014 года в размере ******** руб. (1% от ********руб. х 53 дня просрочки = ******** руб., размер неустойки не может превышать цену услуги ******** руб.). При этом оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ и снижения размера взыскиваемой неустойки коллегия не находит.
На основании положений статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", с учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, объема и характера нравственных страданий, причиненных истцу, требований разумности и справедливости с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере ******** руб.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть. ******** руб. (50 % от (********руб. + ******** руб. + ******** руб.)).
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, категорию спора, объем оказанных истцу юридических услуг, с учетом требований разумности, объективности, соразмерности, справедливости, судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в размере ******** руб., поскольку они подтверждены платежными документами.
В силу статьи 103 ГПК РФ ООО "Аква Минерале плюс один" в бюджет города Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере ******** руб.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 30 апреля 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Иск Подберезной Ж.И. удовлетворить частично.
Расторгнуть договор купли-продажи от 09 марта 2014 года между Подберезной Ж.И. и ООО "Аква Минерале плюс один".
Взыскать с ООО "Аква Минерале плюс один" в пользу ООО "Аква Минерале плюс один" денежные средства в размере ******** руб., неустойку в размере ******** руб., компенсацию морального вреда в размере ******** руб., штраф в размере ******** руб., расходы на оплату юридических услуг в размере ******** руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Аква Минерале плюс один" в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере ******** коп.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.