Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.М.,
судей Пономарёва А.Н., Ставича В.В.,
при секретаре Фомичевой В.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 9 апреля 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от _. 2014 года N_.. об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: _.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный по адресу:_.. за _. С.Г. в соответствии с действующим законодательством,
установила:
_.. С.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: _..
Также_. С.Г. просила обязать Управление зарегистрировать право собственности на жилой дом.
Требование мотивировано тем, что Управление требует для регистрации права собственности документы, не предусмотренные законом.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 9 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В заседании судебной коллегии представитель Управления по доверенности _. Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец _.С.Г. и ее представитель адвокат _А.Б. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела 11 ноября 2014 года _.. С.Г. обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: __, предоставив документы о праве собственности на земельный участок, градостроительную проработку, технический паспорт на жилой дом, справку об адресном ориентире.
В соответствии с уведомлением от 24 ноября 2014 года государственная регистрация права была приостановлена, в связи с отсутствием сведений о жилом доме в государственном кадастре недвижимости.
23 декабря 2014 года Управление вынесло решение N__ об отказе _..С.Г. в государственной регистрации права собственности на жилой дом на основании пункта 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В данном решении сказано, что документы, устраняющие причины, препятствующие государственной регистрации, не представлены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришел к выводу о том, что документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости заявителем представлены, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о жилом доме не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период (до 1 января 2013 г.) его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре).
Таким образом, часть 7 статьи 45 Закона о кадастре предусматривает особый порядок внесения сведений об объектах, которые отнесены к ранее учетным объектам недвижимости.
Сведения о них вносятся уполномоченным органом на основании соответствующего заявления заинтересованного лица с приложением к нему документов, устанавливающих или подтверждающих право на указанный объект недвижимости, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него, предоставленных соответствующими органами по запросам учреждения.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Из материалов дела следует, что в качестве доказательства осуществления ранее государственного кадастрового учета спорного объекта заявитель представила в регистрирующий орган, действующий технический паспорт помещения, выданный в переходный период органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации - государственным унитарным предприятием Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации".
Данный технический паспорт не содержит кадастровый номер жилого дома, который в соответствии с действующим законодательством присваиваются органом кадастрового учета при внесении сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, но при этом имеет инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер).
Между тем в пункте 3 статьи 12 Закона о регистрации содержится положение о том, что в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В данном случае, одним из органов технического учета являлось ГУП МО "МОБТИ".
Следовательно, спорный объект недвижимости прошел процедуру технического (государственного) учета в установленном законодательством порядке.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы о правомерности отказа в государственной регистрации права не принимается судебной коллегией, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права, действовавшими на время рассмотрения данного заявления.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 9 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.