Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ООО "Касакад-К" на решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2015 года, которым постановление по делу об административном правонарушении N *** от 19.06.2015 заместителя главного государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении N *** от 19.06.2015 юридическое лицо ООО "Каскад-К" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа *** рублей.
Защитник обратился с жалобой в суд с жалобой на постановление должностного лица и 22 сентября 2015 года судьей Симоновского районного суда Москвы вынесено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит защитник, указывая на неправильное применение норм материального права и существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, извещен, направил защитника Андреянкову А.В., которая жалобу и доводы, в ней изложенные, поддержала полностью.
Изучив также доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении N *** от 19.06.2015 юридическое лицо ООО "Каскад-М" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа *** рублей, за то, что, как было установлено проверкой 16.01.2015, Департаментом природопользования ООО "Каскад-К" был выдан порубочный билет от 27.06.2012 N *** на объект (наружные сети водопровода) по адресу: Москва, ***. Срок действия порубочного билета составляет 2 года и истек на момент составления протокола, порубочный билет в нарушение п.8.1.7 Приложения N 1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП закрыт не был, что является нарушением условий пользования и срока закрытия порубочного билета, выданного заявителю.
Указанные обстоятельства подтверждаются составленным в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом протоколом с уведомлением об административном правонарушении N *** от 29.05.2015 с описанием существа вменяемого административного правонарушения, протокол составлен уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям в нем указанным оснований нет; порубочным билетом 27.06.2012 N ***, выданного ООО "Каскад-К" со сроком действия в два года (л.д.**); актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 16.01.2015 N ***, иными материалами, в том числе: определением о времени и месте рассмотрения дела со всеми надлежащими уведомлениями в адрес юридического лица; определениями об истребовании сведений, определением о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования; заключением по дендрологической части проекта, протоколом испытаний, иными объективными письменными доказательствами.
Допустимость и достоверность данных доказательств никаких сомнений в своей совокупности не вызывает, поскольку они были подтверждены в судебном заседании суда первой инстанции свидетельскими показаниями должностного лица, которые являются правдивыми и достоверными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и согласующимися с другими доказательствами.
Административная ответственность по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение условий порубочного билета, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Правительством Москвы издано 10 сентября 2002 г. Постановление N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", п.8.1.1 Приложения N 1 которого предусмотрено, что выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений.
Пунктом 8.1.6 Приложения N 1 данного нормативного акта предусмотрено, что срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет.
А пунктом 8.1.7 регламентировано, что закрытие порубочного билета на особо охраняемых природных территориях производится инспектором по охране природы Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по окончании выполнения работ по благоустройству и компенсационному озеленению. Обследование места вырубки и пересадки деревьев и кустарников по оформленным порубочным билетам и разрешениям на пересадку проводится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории. После обследования места вырубки по оформленному порубочному билету отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы заполняется графа в порубочном билете "Порубочный билет закрыт" с указанием даты и N акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23). После обследования места пересадки по оформленному разрешению на пересадку отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы заполняется графа в разрешении на пересадку "Разрешение на пересадку закрыто" с указанием даты и номера акта (приложение 23). Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика и лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности. Невыполнение условий о закрытии порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в том числе нарушение сроков закрытия порубочного билета, является основанием для привлечения лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности.
Статьями 2 и 3 Закона города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Генеральный план развития города Москвы и градостроительные планы развития территориальных единиц города Москвы разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.
Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях: реализации проекта, предусмотренного документами территориального планирования и имеющего положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство и (или) иное специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном Правительством Москвы; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ. Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается в порядке, установленном Правительством Москвы. Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, в установленных настоящим Законом случаях производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Из материалов дела, изложенных выше доказательств, ясно видно, что ООО "Каскад-К" в нарушение положений Закона города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений", пп.8.1.6-8.1.7 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, допустило невыполнение условий порубочного билета от 27.06.2012 в части закрытия порубочного билета в установленном порядке, что было выявлено в ходе проверки 16.01.2015.
Таким образом, действия ООО "Каскад-К" по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами. Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены должностным лицом с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Постановление вынесено надлежащим должностным лицом в пределах предоставленных полномочий в соответствии со ст.ст.16.3, 16.5 Кодекса Москвы об АП, права при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление должностного лица в полном объеме соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, все юридические значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.
Судья районного суда проверил дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, и вынес законное и обоснованное решение.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения его от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении него постановления, поскольку факт совершения ООО "Касакад-К"" административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
Довод о том, что ни административный орган, ни суд не применили положения ст.1.7 КоАП РФ, так как закрытие порубочного билета не требовалось ввиду того, что он был выдан на объект капитального строительства, основан на субъективной трактовке положений абзаца 3 ст. 8.1.7 Постановления Правительства Москвы N 743-ПП (в редакции от 30.04.2013), нормы которого достаточно ясно определяют требования к закрытию порубочного билета, срок действия которого составлял в данном случае два года, о чем прямо указано в самом билете, и который, кроме вырубки и сохранения зеленых насаждений, предусматривал восстановление нарушенного благоустройства, в связи с чем порубочный билет мог быть закрыт только после выполнения всех его условий и в течение срока его действия, но не более через два года после его выдачи, однако, это сделано не было, а при этом порубочный билет выдан не на объект капитального строительства, а, согласно, указанному в нем виду работ - на наружные сети водопровода (вынос сетей из зоны строительства, прокладка водопровода).
При этом, бланк порубочного билета является типовым и выдается он на все объекты строительства, реконструкции и капитального строительства, и из него прямо не следует, что порубочный билет выдан именно на объект капитального строительства; порубочный билет выдан заявителю с указанием вида работ, которые должны производится в отношении наружных сетей водопровода, и который к тому предусматривал восстановление нарушенного благоустройства и посадку 1 дерева и 1 кустарника.
Обращения в 2013 году ООО "Каскад-К" не являлись основанием для закрытия порубочного билета, так как обращения для проведения обследования территории в установленном порядке не содержало и не могло быть рассмотрено по существу административным органом.
Таким образом, доводы жалобы является необоснованным.
Вопреки жалобе о месте и времени составления протокола 29.05.2015 юридическое лицо было уведомлено 27.05.2015 соответствующим образом путем направления уведомления по почте и телеграммой (л.д.**), причем и по юридическому, и по фактическому адресам ОО "Каскад-К", однако в назначенное время ни законный представитель, ни защитник не явились, ходатайств не подавали. Нарушений прав Общества при производстве по административному делу должностным лицом не допущено.
При рассмотрении дела 19.06.2015 участвовал защитник, дававший пояснения и чьи заявленные ходатайства были рассмотрены в порядке ст.24.4 КоАП РФ, копии определений по ним были направлены по почте законному представителю.
Другие доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления.
Согласно положений ст.16.4 Кодекса Москвы, производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено должностным лицом справедливое, в пределах санкции ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушений и положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, учитывая годичный срок давности привлечения к административной ответственности, так как данное правонарушение совершено в области охраны окружающей среды (глава 4 Кодекса Москвы и п.1 ст.4.5 КоАП РФ). Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не допущено. Срок привлечения к ответственности начал течь с момента окончания действия порубочного билета в два года, который истек 27.06.2014.
В случае невозможности уплаты административного штрафа ООО "Каскад-К", с учетом своего материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения законодательства об охране окружающей среды, за нарушение которого ст.4.22 Кодекса Москвы об АП предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд,
решил:
решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2015 года, постановление по делу об административном правонарушении N *** от 19.06.2015 заместителя главного государственного инспектора Москвы в области охраны окружающей среды начальника отдела экологического контроля ЮАО и ЮВАО управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях в отношении ООО "Каскад-К", - оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Каскад-К" без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.