Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Кучеровой Р.В.,
Морозовой С.Б.
при участии прокурора Киприяновой Н.В.
при секретаре Беляковцевой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04.12.2015 гражданское дело
по исковому заявлению Колдомова С.Ф. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о признании действий незаконными, возложении обязанностей по выдаче справки и удостоверения
по апелляционной жалобе истца на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 11.08.2015.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения представителя истца Федоровой С.Н. судебная коллегия
установила:
Колдомов С.Ф. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту (далее ТОИОГВ - УСП МСП Свердловской области по г. Асбесту), ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области") о признании действий незаконными, возложении обязанностей по выдаче справки с указанием причины инвалидности - "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС" и удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В обоснование исковых требований Колдомов С.Ф. указал, что с ( / / ) по ( / / ) принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в частности был призван в воинскую часть N, которая дислоцировалась в ... , в ... , в ... , на специальные военные сборы для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При исполнении указанных обязанностей его здоровью был причинен вред.
( / / ) ему было выдано направление на ВТЭК, где были диагностированы следующие заболевания: ...
После освидетельствования во ВТЭК ( / / ) ему была выдана справка сер. ВТЭ-246 N, в которой была установлена третья группа инвалидности сроком на 5 лет до ( / / ) с причиной заболевания - увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС.
( / / ) он был повторно переосвидетельствован в ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области", была подтверждена третья группа инвалидности, причина инвалидности оставлена прежняя - увечье, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС на 5 лет до ( / / ), также была выдана справка серии МСЭ-004 N, в которой было установлено 60% утраты профессиональной трудоспособности, о чем ( / / ) выдана соответствующая справка сроком на два года до ( / / ).
( / / ) при очередном освидетельствовании в ФГУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" была подтверждена третья группа инвалидности, но изменена причина инвалидности, связанная с участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, на общее заболевание сроком на 1 год, выдана справка серии МСЭ-2006 N.
( / / ) при очередном освидетельствовании подтверждена третья группа инвалидности и причина инвалидности - общее заболевание, выдана справка серии МСЭ-2008 N сроком на 1 год, до ( / / ).
( / / ) при освидетельствовании подтверждена третья группа инвалидности и причина инвалидности - общее заболевание, выдана справка серии МСЭ-2008 N, бессрочно.
При этом, ранее, ( / / ), было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС, серия А N.
( / / ) было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, серия А N.
( / / ) было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС N.
( / / ) было выдано удостоверение "перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом", серия Б N, однако, данное удостоверение было изъято сотрудниками Управления социальной политики по ...
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец указал, что действия ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области", изменивших ему причину инвалидности, являются незаконными, так как в ( / / ) году он приобрел статус лица, принимавшего в ( / / ) участие в работах по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Имеющиеся у него заболевания входят в Перечень, утвержденный Приказом Минздрава Российской Федерации от ( / / ) N, а установленная ему в ( / / ) инвалидность признавалась государством до ( / / ) безусловно связанной с выполнением работ по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, в этой связи полагал, что в дальнейшем, (спустя 23 года) после выполнения работ, на него не может быть возложена обязанность доказывать причинную связь между полученным заболеваем и выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Истец просил суд признать незаконными действия ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" по изменению формулировки причины инвалидности "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС" на "общее заболевание" с ( / / ); обязать ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" восстановить причинную связь его заболевания и инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и выдать ему справку с указанием причины инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на Чернобыльской АЭС с ( / / ); обязать ТОИОГВ - УСП МСП Свердловской области по г. Асбесту выдать ему удостоверение "перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом".
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 25.08.2015 заявленные исковые требования Колдомова С.Ф. оставлены без удовлетворения.
На решение суда подана апелляционная жалоба, по доводам которой истец просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
На апелляционную жалобу представителем ТОИОГВ - УСП МСП Свердловской области по г. Асбесту подано письменное возражение, содержащее указание на несостоятельность ее доводов, отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
В судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем истца Федоровой С.Н.
Истец Колдомов С.Ф., представитель ТОИОГВ - УСП МСП Свердловской области по г. Асбесту, ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" в судебное заседание не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения вышеуказанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Киприяновой Н.В. полагавшей, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на них в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 базового Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Базовым Законом установлено, что гражданам, указанным в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 15).
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 данного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
П. 6 Порядка определен перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что Колдомов С.Ф. не предоставил доказательств, перечень которых изложен в п.6 Порядка, а имеющиеся документы не подтверждают факт непосредственного участия истца в работах по ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждения. Также суд указал, что истец пропустил срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, предусмотренного в ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием прекращения предоставления мер социальной поддержки в отношении лиц, круг которых определен в базовом Законе, явилось отсутствие данных, подтверждающих факт выполнения истом работ в зоне отчуждения.
Согласно ответу военного комиссара Свердловской области, решение о выдаче удостоверений участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гражданам, принимавшим участие в работках по ликвидации последствий аварии в составе войсковой части 93612 военным комиссариатом Свердловской области было принято в порядке установленном на момент их выдачи с учетом разъяснений Генштаба ВС РФ.
В рассматриваемый период Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), который устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 4 указанного Порядка при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется документы, предусмотренные п. 6 Порядка, подтверждающие участие гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Как следует из материалов дела, документы соответствующие перечню, указанному в п. 6 Порядка, подтверждающие участие непосредственно истца в зоне отчуждения, отсутствуют.
Позиция представителя истца, основана на недопустимости требовать от истца предоставлять данные о выполнении работ в зоне отчуждения при замене удостоверения старого образца на новое, при условии, если ранее уже была установлена причинно-следственная связь работы по ликвидации аварии на ЧАЭС исходя из перечня заболеваний, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации N 45 от 23.03.1993.
Судебная коллегия полагает, что указанная позиция не соответствует буквальному содержанию Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, положения которого неоднократно являлись предметом судебных рассмотрений, относительно соответствия Порядка положениям Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверения документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой к категории граждан-военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения,
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе.
Изменение законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения в т.ч. касающегося необходимости подтверждения уже имеющегося статуса участника ликвидации аварии на ЧАЭС, само по себе не является нарушением прав граждан.
В своем определении от 04.11.1996 N96-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что изменением пункта 3 части первой статьи 13 базового Закона, требование о выполнении работ в пределах зоны отчуждения как обязательное условие для получения статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было распространено на военнослужащих и военнообязанных, призывавшихся на специальные сборы и участвовавших в 1986 - 1987 годах в ликвидации последствий катастрофы. Поэтому при отсутствии подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, гражданин утрачивает статус участника ликвидации последствий катастрофы. Утрата статуса участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы не означает отмены или умаления конституционных прав граждан, поскольку данный статус обеспечивал ему лишь льготный порядок реализации его прав (на жилище, охрану здоровья, на отдых, на образование, социальное обеспечение и др.). Равным образом это не означает и лишения или умаления его права на возмещение вреда (в том числе и в форме определенных компенсаций и льгот, предусмотренных Законом от 18 июня 1992 года), если здоровью гражданина при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, был причинен ущерб.
Судебная коллегия полагает, что факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и показаниями свидетелей. Свидетель Пилигримов А.Н. был допрошен судом, он подтвердили факт работы истца в зоне отчуждения. Факт работы истца в зоне отчуждения подтвердил также свидетель Дерхо И.И. в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что участие Колдомова С.Ф. в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах зоны отчуждения подтверждается совокупностью представленных доказательств, а также учитывает, что ранее была подтверждена законность выдачи удостоверения истцу с учетом приведенных обстоятельств.
Место дислокации войсковой части правового значения не имеет.
Сроки, указанные в ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в данном случае применению не подлежат. Спорные правоотношения носят длящийся характер, исковая давность на которые, в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, не распространяется,
Однако оценивая действия ответчиков, необходимо учитывать что факт работы в пределах зоны отчуждения установлен непосредственно при рассмотрении заявления истца в суде, а на момент совершения оспариваемых действий ответчиками, данный факт не был установлен в силу отсутствия документов, указанных в п. 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Соответственно основания для признания незаконными действий по изменению формулировки причины инвалидности отсутствовали. В данном случае формулировка причины инвалидности производна от доказанности факта участия истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Установление юридического факта, а именно участие истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения, является основанием для возложения обязанности на Территориально отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области города Асбеста по выдаче истцу удостоверения, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 11.08.2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на Территориально отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Асбесту по выдаче Колдомову С.Ф. удостоверения, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Принять в этой части новое решение об удовлетворении требований
В остальной части решение Асбестовского городского суда Свердловской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Морозова С.Б.,
Кучерова Р.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.