Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Панас Л.Ю.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе Г. на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 08 сентября 2015 года, которым, с учетом определения Новодвинского городского суда Архангельской области об исправлении описки от 30 октября 2015 года, Г. отказано в удовлетворении исковых требований к государственному казенному учреждению Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску" о признании незаконными распоряжений о продлении и перерасчете субсидии, признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании произвести перерасчет размера субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Смоленцева М.В., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области "Отделение социальной защиты населения по г. Новодвинску" (далее - ОСЗН по г. Новодвинску) о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без учета денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является получателем пенсии с 2001 года и инвалидом 3 группы по общему заболеванию, проживает в комнате площадью 13,7 кв.м, принадлежащей жилищному фонду МУП "Жилкомсервис". Истец имеет доход в виде пенсии "данные изъяты",89 руб. и отнесен к категории малоимущих граждан, в связи с чем ему предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В мае 2015 года ответчик направил ему уведомление N "данные изъяты" от "данные изъяты"2015, которым известил его о том, что размер предоставленной ему субсидии за период с 01.10.2014 по 30.04.2015 был необоснованно завышен, сумма превышения составила 3 532,07 руб., поэтому необоснованно полученные в качестве субсидии средства будут засчитаны в счет будущей субсидии. Считая данные действия ответчика незаконными, просил признать за ним с 01.10.2014 право на исчисление совокупного дохода в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без учета денежного эквивалента предоставляемой ему меры социальной поддержки в виде скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и обязать ответчика произвести ему перерасчет с 01.10.2014 размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без учета денежного эквивалента, предоставляемой ему меры социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидки.
При рассмотрении дела истец неоднократно изменял требования, окончательно просил признать незаконными распоряжения ответчика N 10199с/11 от 14.08.2014, N 10199с/11 от 10.09.2014, N 10199с/12 от 10.11.2014, N 10199с/12 от 15.11.2014, N 10199с/12 от 15.02.2015, N 10199С/13 от 30.04.2015, N 10199С/13 от 15.06.2015, N 10199С/13 от 15.07.2015, N 10199С/13 от 15.08.2015, а также признать за ним с 14.08.2014 право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации в виде скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и обязать ответчика произвести перерасчет размера субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период 6 месяцев с 14.08.2014 по 31.10.2015.
В обоснование измененных требований истец указал, что имеет право на получение одновременно двух мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в виде компенсации в размере 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и субсидии, которую считает следует исчислять в соответствии с п. 2, п. 24 "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, без снижения размера субсидии на величину его фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Определение величины выплачиваемой субсидии полагает необходимо производить в соответствии с п. 12, п. 27.1 названных Правил, путем сравнения величины выплачиваемой субсидии с фактическими расходами, уменьшенными на величину компенсации согласно п. 27 "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". В случае, когда размер субсидии превысит величину 50 % фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, считал, следует устанавливать размер субсидии равный 50 % размеру фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании истец Г. и его представитель адвокат К. измененные требования поддержали. Дополнительно истец пояснил, что при вынесении ответчиком оспариваемых распоряжений, последним не были учтены и требования п. 28 "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в соответствии с которым, по мнению истца, при изменении размеров региональных стандартов, величин прожиточных минимумов для граждан, а также условий и порядка предоставления субсидий, перерасчет размеров ранее предоставленных субсидий в меньшую сторону и возврат излишне выплаченных средств не производится.
Представители ответчика Л., М.., не оспаривая право истца на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в спорный период, а также право истца на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % по статусу инвалида, измененные исковые требования истца не признали, поскольку на основании оспариваемых истцом распоряжений, размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определен в соответствии с требованиями "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Третье лицо министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенное судом о рассмотрении дела, своего представителя в судебное заседание не направило, мнения по иску не высказало.
Судом принято указанное решение, с которым не согласен Г.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению, неправильное толкование закона.
Считает, что вне судебной оценки остались доводы истца о смысле и соотношении субсидии и компенсации.
Полагает, что определение величины выплачиваемой субсидии необходимо производить в соответствии с п.12, п.27.1 Правил путем сравнения величины выплачиваемой субсидии с фактическими расходами, уменьшенными на величину компенсации в соответствии с п.27 Правил.
В том случае, когда размер субсидии превышает величину 50% фактических расходов, следует устанавливать размер субсидии равный 50% фактических расходов.
Также ссылается на то, что в судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что истца неоднократно фактически лишали права на получении субсидии, отменяя ее выплату без принятия каких-либо решений и не извещая об этом истца. При этом невыплата субсидии влечет задолженность по квартплате, поскольку из-за трудного материального положения он не имеет возможности оплачивать коммунальные платежи без субсидии.
Полагает, что если субсидия была назначена в завышенном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, предусмотренном п.п.28,49,50 Правил, то есть по судебному решению, а не произвольно, как трактует ответчик.
Указывает на то, что, по его мнению, вопрос о том, нарушены его права или нет, фактически остался вне судебного решения.
Изучив материалы дела, заслушав Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец по договору социального найма от "данные изъяты"2012 N "данные изъяты" является нанимателем жилого помещения - комнаты "данные изъяты", площадью 13,7 кв.м, в доме "данные изъяты", по улице "данные изъяты" в городе Новодвинске Архангельской области.
Оплату за жилое помещение и коммунальные услуги истец производит муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "Город Новодвинск" "Жилкомсервис" (далее - МУП "Жилкомсервис") и ОАО "Сети" на основании выставляемых ему платежных документов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", истцу, как инвалиду, предоставляется ответчиком компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
В связи с отсутствием иного дохода у истца кроме назначенной ему трудовой пенсии по инвалидности, размер которой с февраля 2015 года составляет "данные изъяты",30 руб., за истцом признано право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном Правилами предоставления субсидий.
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), которые определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течение срока получения последней субсидии. Получатели субсидий, использующие для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов), газ (при наличии газовых отопительных приборов), представляют платежные или иные документы, подтверждающие фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по окончании 2 сроков предоставления субсидий подряд. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 Правил.
Таким образом, субсидии перечисляются гражданам до срока внесения указанной платы и представляют собой предварительное предоставление денежных средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом этого сравнение получаемой субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии, должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы. В случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства в размере превышения подлежат возврату.
Применительно к настоящему спору ответчиком выявлена переплата субсидии, выплаченной истцу, впоследствии зачтенная в счет будущей субсидии, назначаемой истцу, право на назначение которой ответчиком никогда не оспаривалось.
Указанные действия ответчика соответствуют требованиями пунктов 27(2), 49 и 50 Правил предоставления субсидий и прав истца не нарушают.
Поскольку действия ответчика к нарушению прав истца не привели, отсутствуют основания для их судебного пресечения.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, так как изложенных выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся фактически к иной оценке обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Л.Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.