Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В. и Романовой Н.В.
при секретаре Шиловской И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 14 декабря 2015 года дело по апелляционному представлению исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора на решение Котласского городского суда Архангельской области от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
"заявление открытого акционерного общества "Российский железные дороги" о признании незаконным представления Котласского транспортного прокурора N от 16.04.2015 года удовлетворить.
Признать незаконным представление Котласского транспортного прокурора N от 16.04.2015 года, вынесенное в адрес начальника Эксплуатационного локомотивного депо Котлас - структурного подразделения Северной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
установила:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления Котласского транспортного прокурора N от 16 апреля 2015 года об устранении нарушений трудового законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что 16 апреля 2015 года Котласским транспортным прокурором вынесено представление начальнику Эксплуатационного локомотивного депо Котлас - структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" N об устранении нарушений трудового законодательства, связанных с прохождениями работниками медицинских осмотров по приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н. Прокурором сделаны выводы о незаконности приказа начальника депо N от 04 марта 2015 года о направлении работников ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на медосмотр, о незаконности карт аттестации рабочих мест по условиям труда N дежурного основного локомотивного депо и N нарядчика локомотивных (поездных) рефрижераторных бригад в части указания в строке 050 о необходимости прохождения медицинских осмотров указанными работниками по приказу N 302н от 12 апреля 2011 года, и предписано начальнику депо привлечь ответственных должностных лиц и руководителей производственных подразделений, допустивших нарушения, к дисциплинарной ответственности. ОАО "РЖД" считает представление прокурора незаконным, поскольку приказом N 302н от 12 апреля 2011 года и п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" предусмотрена обязанность работодателя организовать для работников, не менее 50 % рабочего времени работающих на ПЭВМ, предварительные и периодические осмотры вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест и специальной оценки. Согласно картам аттестации рабочих мест по условиям труда N дежурного основного локомотивного депо и N нарядчика локомотивных (поездных) рефрижераторных бригад фактический уровень составляющих электромагнитного поля на данных рабочих местах не равен нулю, в связи с чем в карте аттестации лабораторией сделана отметка о необходимости проведения работниками медицинских осмотров. Работники ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 с картами аттестации рабочих мест по условиям труда ознакомлены в ДД.ММ.ГГГГ, карты аттестации не оспаривали и согласились с указанными в строке 050 рекомендациями о прохождении медосмотров. Оспариваемое представление нарушает права ОАО "РЖД" как работодателя в трудовых правоотношениях с работниками.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" Дружкова А.Г. и Демидова М.А. заявленные требования поддержали.
Прокурор Кудинов Д.А. в судебном заседании с заявлением не согласился.
Заинтересованное лицо технический инспектор Сольвычегодской территориальной организации ДОРПРОФЖЕЛ Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Распопов Р.С. с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что работники предприятия обратились к председателю профсоюзного комитета с жалобой на работодателя, обязывающего их проходить медосмотр. Работодателем нарушены положения ст. 8 ТК РФ. На данных рабочих местах установлен 2 класс опасности факторов производственной среды и трудового процесса. В ст. 213 ТК РФ дан исчерпывающий перечень категорий работников, подлежащих прохождению медицинского осмотра, и указанная категория работников в него не включена. Приказ N 302н применению не подлежит, так как в нем не учтены положения ст. 213 ТК РФ.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился исполняющий обязанности Котласского транспортного прокурора.
В апелляционном представлении просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что суд руководствовался письмом Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/ООГ-242, при этом в соответствии с абз. 4 ст. 213 ТК РФ право определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Судом не принята во внимание позиция, изложенная в письмах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.06.2015 N 01/7015-15-31, от 07.07.2015 N 01/7890-15-27. Также судом не учтены требования ст. 5 ТК РФ о том, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в частности приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить нормам ТК РФ.
В возражениях на апелляционное представление ОАО "РЖД" просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, выслушав пояснения представителя ОАО "РЖД" Варгасова И.Н., не согласившегося с апелляционным представлением, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда N дежурного основного локомотивного депо и карте аттестации рабочего места по условиям труда N нарядчика локомотивных (поездных) рефрижераторных бригад класс условий труда - 2.
В строке 050 указанных карт аттестации рабочих мест указано на необходимость проведения медицинских осмотров в соответствии с п. 3.2.2.4 приложения 1 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Начальником Эксплуатационного локомотивного депо Котлас - структурного подразделения Северной дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" 04 марта 2015 года издан приказ N о направлении работников на медосмотр, согласно которому в соответствии с приказом МПС РФ от 29.03.1999 N 6Ц "Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте" для прохождения медицинского осмотра во врачебно-экспертную комиссию лечебно-профилактического учреждения ОАО "РЖД" направлены дежурный локомотивного депо ФИО1 и нарядчики локомотивных бригад ФИО2, ФИО3 и ФИО4. Срок прохождения медосмотра 12 марта 2015 года.
По результатам прокурорской проверки соблюдения трудового законодательства Российской Федерации 16 апреля 2015 года в адрес начальника Эксплуатационного локомотивного депо Котлас - структурного подразделения Северной дирекции тяги Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства N. В представлении указано, что в силу п. 4.2 Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29.07.2005, 2 класс условий труда является допустимым, характеризуется такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным. Ссылка в строке 050 (вредный и (или) опасный производственный фактор) карт аттестации рабочего места на необходимость проведения медицинских осмотров, на приложение N 1 п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н является незаконной, прохождение работниками ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 медицинских осмотров не обязательно.
На основании ст.ст. 7, 37 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленного в ст. 2 ТК РФ, является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
С учетом этих требований в ст. 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок).
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (п. 1 Порядка).
На основании п. 3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.
Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя (п. 6 Порядка).
В соответствии с п. 19 Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Согласно Перечню в целях проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров производственные факторы признаются вредными и (или) опасными либо по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки, либо считаются таковыми по уровню воздействия на человека вне зависимости от результатов аттестации или специальной оценки.
Так, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест и специальной оценки вредным (опасным) производственным фактором является электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50 % рабочего времени) (п. 3.2.2.4 Перечня).
Аналогичные требования по прохождению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров лицами, работающими с ПЭВМ более 50 % рабочего времени (профессионально связанными с эксплуатацией ПЭВМ), установлены п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Таким образом, правовое значение для возникновения у работодателя обязанности организовать прохождение работниками предварительных и периодических медицинских осмотров вне зависимости от результатов аттестации и специальной оценки рабочих мест имеет сам факт осуществления работниками работ с ПЭВМ более 50 % рабочего времени.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что приказ начальника депо N от 04 марта 2015 года о направлении работников ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на медосмотр является законным и оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц в связи с изданием данного приказа не имеется, поскольку указанные работники более 50 % рабочего времени заняты на работе с ПЭВМ.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласна.
В целом доводы апелляционного представления сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности Котласского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Судьи Н.В.Лобанова
Н.В.Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.