Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колганова В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Куденко И.Е.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьёва Н.И. к администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Главе администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области и администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о назначении пенсии за выслугу лет, незаконным, о признании права на муниципальную пенсию за выслугу лет с даты обращения,
по апелляционной жалобе Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2015 года, которым исковые требования Соловьёва Николая Ильича удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьёв Н.И. обратился в суд с иском к администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Главе администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области и администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет, незаконным, о признании права на пенсию за выслугу лет с даты обращения.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области с заявлением об установлении ему муниципальной пенсии за выслугу лет.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Наримановского сельского поселения ему был дан письменный ответ за N " ... " о том, что Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет, лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района не предусматривает возможности досрочного назначения пенсии за выслугу лет и администрация Наримановского сельского поселения не вправе назначить ему пенсию за выслугу лет досрочно. Решение о назначении, либо об отказе в назначении пенсии за выслугу лет до настоящего времени не принято.
Считает, что в данном случае нарушается его право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.
Просил признать бездействие Главы Наримановского сельского поселения и администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о назначении ему пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему на постоянной основе муниципальные должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, признать права на муниципальную пенсию за выслугу лет с даты обращения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области Думбравы Н.И., представителя администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области Троилиной Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Соловьева Н.И., его представителя Юрченко О.В., возражавших относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Соловьёв Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год занимал должность " ... " Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Указанная должность входит в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
На основании заявления Соловьева Н.И. о выдаче предложения о направлении на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации N 1052-ФЗ от 25 июня 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации", уведомления Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Светлоярского района" от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением пенсионного фонда (государственное учреждение) в Светлоярском районе Волгоградской области Соловьёву Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Главе Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность, и имеющему стаж муниципальной службы более 15 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на его обращение был дан ответ главы Наримановского сельского поселения за N " ... " о том, что Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности, не предусматривает возможности досрочного назначения пенсии за выслугу лет.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями подп. 6 п. 8 ст. 17 Устава Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Решения N 5/17 от 14 октября 2011 года Совета депутатов Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, утвердившего Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, абз. 2 ст. 4 самого Положения, п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", ст. 9.2 Закона Волгоградской области от 26 декабря 2008 года N 1815-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 8 Закона N 400 - ФЗ "О страховой пенсии", ст.ст. 6, 15, 18, 19, 55 Конституции РФ, пришел к выводу, что Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области предусмотрено право Соловьева Н.И. на назначение пенсии по выслуге лет, в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Наримановского сельского поселения, назначаемой дополнительно к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом "О страховой пенсии" (законом "О трудовых пенсиях в РФ") или ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Указанное право распространяется и в случае, предусмотренном п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а бездействия Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в непринятии решения о назначения либо отказе в назначении пенсии за выслугу лет, Соловьёву Н.И. незаконным.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может и находит его ошибочным.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно п. п. "ж", "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются: признание граждан в установленном порядке безработными; отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан; наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; достижение безработными гражданами определенного возраста; увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата; согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
Отсутствие одного из указанных условий препятствует оформлению такого вида пенсии.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:, в том числе и учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
Приведенная правовая норма отражена и в ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из указанных норм следует, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В этой связи, как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих.
В соответствии со ст. 9.2 закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 года N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", введенной законом Волгоградской области от 26 декабря 2008 года N 1815-ОД, условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно подпункту 6 пункта 8 статьи 17 Устава Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по достижению возраста, предусмотренного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", но не ранее чем за два года до наступления возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин либо при назначении трудовой пенсии по инвалидности при условии, что инвалидность наступила вследствие заболевания в период замещения муниципальной должности Наримановского сельского поселения, как гарантия осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Решением N 5/17 от 14 октября 2011 года Совета депутатов Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области.
Согласно ст. 4 "Условия назначения пенсии за выслугу лет" Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от возраста в котором лица, указанные в п. 2 ст. 2 настоящего Положения ("лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области" и "лица, замещавшие должности муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области") были уволены с муниципальной службы или освобождены от муниципальных должностей.
В случае, предусмотренном п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" либо при назначении трудовой пенсии по инвалидности при условии, что инвалидность наступила вследствие заболевания в период прохождения муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет назначается со дня назначения трудовой пенсии (абз.2 ст. 4 Положения).
На основании изложенного, судебная коллегия пользуясь правом, предоставленным ст. 67 ГПК РФ оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу об отсутствии у Соловьева Н.И. права на назначение пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему выборную должность Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, поскольку необходимые условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, предусмотренные положениями федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации - Волгоградской области, Устава Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области истцом не выполнены, истец не достиг необходимого 60-и летнего возраста для назначения пенсии за выслугу лет.
Ссылки же Соловьева Н.И., в виде заявленных исковых требований, на бездействия Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области и администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области в непринятии решения о назначении пенсии за выслугу лет не могут быть приняты во внимание и удовлетворены, поскольку ответом главы Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за N " ... " истцу на его обращение был дан ответ, которым фактически было отказано в пенсионном обеспечении за выслугу лет, с ссылкой на Положение, которое не предусматривает возможности досрочного назначения пенсии за выслугу лет.
Принимая во внимание, что по настоящему делу при вынесении судебного постановления допущены существенные нарушения норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить состоявшееся судебное решение и вынести по делу новое решение об отказе Соловьеву Н.И. в иске.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 14 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым Соловьёву Н.И. в удовлетворении иска к администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия Главы администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области и администрации Наримановского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии решения о назначении пенсии за выслугу лет, незаконным, о признании права на муниципальную пенсию за выслугу лет с даты обращения, отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.