Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Середы Л.И.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2015 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истца Голубятникова В.С. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
Голубятников В.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Мордовия об оспаривании отказа в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обосновании требований указал, что 23 января 2015 г. он обратился в комиссию УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
В постановке на учёт для получения единовременной выплаты ему было отказано в связи с тем, что ранее им была получена безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.
Однако безвозмездная финансовая помощь была оказана ему в 2010 году не в полном объёме, а в размере более 50 процентов расчётной стоимости жилья.
Его выслуга в календарном исчислении по состоянию на 30 января 2015 г. составляет 15 лет 9 месяцев 25 дней.
Ранее единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения ему и членам его семьи не предоставлялась.
Предоставление ему ранее безвозмездной финансовой помощи на основании приказа Минюста России от 05 сентября 2006 г. N 281 никак не связана возможностью предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку указанные нормативный правовые акты действуют самостоятельно.
В связи с этим просил суд признать протокол УФСИН России по Республике Мордовия от 07 апреля 2015 г. N 1 в части отказа ему в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и обязать ответчика поставить его на учёт с даты подачи рапорта - с 23 января 2015 г. (т. 1. л.д. 3-6).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 сентября 2015 г. в удовлетворении требований отказано (т. 2, л.д. 8-13).
Истец Голубятников В.С. подал в Верховный Суд Республики Мордовия апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что вывод суда о получении им единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, является неверным, поскольку ему выделялась безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашения кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, которая не предусмотрена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (т. 2, л.д. 22-24).
В судебном заседании истец Голубятников В.С. и его представитель Федоськин С.И. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Дополнительно истец пояснил, что финансовая помощь предоставлялась ему за счёт федерального бюджета только в размере 50 процентов, а в остальной части за счёт средств исправительного учреждения, поэтому данная помощь не является предусмотренной федеральным законом единовременной социальной выплатой (субсидией) для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. возразила относительно апелляционной жалобы.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющая самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Голубятникова Н.Н. согласилась с апелляционной жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Голубятников B.C. с 01 сентября 2000 г. непрерывно проходит службу в уголовно-исполнительной системе Минюста России. "данные изъяты".
Семья Голубятниковых состоит из четырёх человек: Голубятников В.С., жена Голубятникова Н.Н., "данные изъяты".
Согласно выписке из домовой книги от 16 января 2015 г. Голубятников В.С. с семьёй проживает по адресу: "адрес".
В данном жилом помещении Голубятников В.С. проживает на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 08 мая 2009 г., заключенного с ФИО13., который приходится ему отцом.
Никто из членов семьи Голубятниковых жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, не имеет.
Согласно справкам УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия Голубятников В.С. единовременная социальная выплата для приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась.
23 января 2015 г. Голубятников B.C. обратился в территориальную комиссию УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о принятии его с составом семьи четыре человека на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
07 апреля 2015 года территориальной комиссии Голубятникову В.С. отказано в удовлетворении его заявления, поскольку ранее он получал безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство (протокол от 07 апреля 2015 г. N 1).
С 08 мая 2009 г. Голубятникову В.С. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26 августа 2015 г. N 13/002/028/2015-244.
Постановлением Администрации Явасского городского поселения Зубово-Поянского муниципального района Республики Мордовия от 15 июля 2009 г. N 72 Голубятникову В.С. разрешено строительство индивидуального жилого дома на указанному земельном участке.
28 сентября 2010 г. между АКБ Сбербанк России (ОАО) и Голубятниковым В.С. был заключен кредитный договор N "N", по условиям которого банк обязуется предоставить заёмщику кредит "жилищный" в сумме "данные изъяты" рублей под "данные изъяты" процентов годовых на строительство индивидуального жилого дома по адресу: "адрес", на срок по 28 сентября 2030 г.
Приказом УФСИН России по Республике Мордовия от 19 ноября 2010 г. N 1007 Голубятникову В.С. оказана безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство в размере "данные изъяты" рублей, на состав семьи 4 человека; исходя из расчётной площади на семью: "данные изъяты" кв.м.
Также приказом УФСИН России по Республике Мордовия N 1160 от 17 декабря 2010 г. Голубятникову В.С. оказана безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство в размере "данные изъяты" рубль.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Голубятников В.С. уже воспользовался правом на оказание безвозмездной финансовой помощи для улучшения жилищных условий.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 1 части 3 данной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является: сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Исходя из положений пункта 7 указанных Правил, комиссия на основании заявления и приложенных к нему документов в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учёт.
В соответствии с пунктами 17, 18 и 20 указанных Правил расчёт размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учётом положений пунктов 18 - 20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 настоящих Правил.
В целях настоящих Правил показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации применяются исходя из места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник.
Норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека;
б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек;
в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчёте размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей" на лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации распространено действие пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих".
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих" предписано министерствам и ведомствам Российской Федерации, указанным в пункте 2 настоящего Указа, оказывать безвозмездную финансовую помощь по месту службы в размере 75 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилищного дома с процентами за пользование кредитом, военнослужащим, имеющим выслугу безупречной и непрерывной воинской службы 10 и более лет в календарном исчислении, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов, в том числе военнослужащим, которым действующим законодательством предоставлено право на вступление в такие кооперативы и на строительство индивидуальных жилых домов в другой от места службы местности. Установить, что 25 процентов из указанного размера безвозмездной финансовой помощи относятся за счет внебюджетных средств министерств и ведомств Российской Федерации, а также экономии бюджетных средств по смете на их содержание.
Оставшиеся 25 процентов стоимости кооперативного жилья или кредита банка, полученного на строительство индивидуального жилого дома с процентами за пользование кредитом, оплачивать за счёт денежных средств военнослужащих в рублях или иностранной валюте.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 08 октября 1997 г. N 1110 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" за работниками уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утверждённой приказом Минюста России от 05 сентября 2006 г. N 281, безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 г. N 1153, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Финансовая помощь оказывается сотрудникам:
В пределах нормы предоставления площади жилья, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метра общей площади на одного человека (расчётная стоимость).
Сверх нормы предоставления площади при расчёте суммы финансовой помощи учитывается право отдельных категорий сотрудников и членов их семей на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в соответствии с действующим законодательством. В этом случае расчетная стоимость увеличивается на размер стоимости дополнительной площади жилого помещения.
В размере 75 процентов расчетной стоимости жилья исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в данном регионе, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р, на момент заключения договора на приобретение кооперативного жилья или кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, при этом:
50 процентов из указанного размера финансовой помощи относятся за счёт бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы;
25 процентов из указанного размера финансовой помощи - за счёт внебюджетных средств, в том числе прибыли, получаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за вычетом расходов по осуществлению этой деятельности, или прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством, а также экономии бюджетных средств по смете на содержание уголовно-исполнительной системы.
Оставшиеся 25 процентов расчётной стоимости жилья оплачиваются за счёт денежных средств сотрудников.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее правоотношения сторон, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда о получении им единовременной социальной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, является неверным, поскольку ему выделялась безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашения кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, которая не предусмотрена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отклоняются.
Исходя из смысла правовых норм, установленных статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (предусмотрено право на единовременную социальную выплату), и пунктом 5 вышеприведённых Правил (установлена обязанность указать на полученные ранее единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения), в их взаимосвязи следует, что содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия может быть оказано сотруднику за счёт федеральных средств только один раз.
Доводы истца о том, что финансовая помощь предоставлялась ему за счёт федерального бюджета только в размере 50 процентов, а в остальной части за счёт средств исправительного учреждения, не опровергает выводы суда о получении им содействия в улучшении жилищных условий за счёт федеральных средств, поскольку финансовые средства исправительного учреждения являются федеральной собственностью.
При этом указание в справках УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия, ФКУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия о том, что Голубятникову В.С. единовременная социальная выплата для приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась, свидетельствует лишь о том, что ему не предоставлялась единовременная социальная выплата, предусмотренная Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, и не опровергает факта оказания ему содействия в улучшении жилищных условий за счёт федеральных средств путём предоставления вышеуказанной безвозмездной финансовой помощи.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. К тому же доводы апелляционных жалоб сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 сентября 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Голубятникова В.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.