Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Инякина В*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 октября 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Инякина В*** В*** к администрации города Ульяновска о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от 02.07.2015 незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27.05.1998г. - отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Инякина В.В., его представителя Шакуровой А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, полагавших решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инякин В.В. обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что он проходил действительную военную службу на должностях офицерского состава с ***.1982 по ***.1997, имеет выслугу лет в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении 15 лет 03 месяца, в льготном исчислении 25 лет 04 месяца. Истец был уволен с военной службы в звании капитана с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с ***1997 исключен из списков личного состава в/ч *** и направлен на воинский учет в Саратовский РВК города С***.
Во время военной службы он был обеспечен с семьей служебным жильем по адресу: А*** область, Т*** район, л. М***, ул. П***, д.***, кв.***., однако согласно справки N *** от 16.01.1998 занимаемая жилая площадь была истцом сдана.
По прибытию на избранное постоянное место жительство город С*** он с семьей из четырех человек поселился в двухкомнатной квартире родителей жены, где проживал до сентября 2005 года. В марте 1998 года истец устно обращался с просьбой в Администрацию г. Саратова о постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако на учет его не поставили, поскольку отсутствовало свободное жилье.
В сентябре 2005 года истец переехал на постоянное место жительство в город У***, где создал вторую семью с И*** (Т***) Л*** Х***, зарегистрировав с ней брак ***2013. У них родилась дочь И*** А*** В***, ***2013 года рождения.
В настоящее время истец с семьей проживает в однокомнатной квартире общей площадью 34,78 кв.м. по адресу: г. У***, ул. 4***, д.***, кв.***, в которой они втроем зарегистрированы. Собственником квартиры является И*** Л.Х. Считает, что является с семьей нуждающимся в улучшении жилищных условий. В собственности у него жилья не имеется.
По-приезду в г. У*** в сентябре 2005 года истец неоднократно обращался в Администрацию г.Ульяновска с вопросом о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако ему было отказано на том основании того, что органы местного самоуправления принимали на учет нуждающихся только до 01.01.2005. Кроме того, истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена его семьи приходится по 12,36 кв.м. в однокомнатной квартире.
Считал, что ему необоснованно отказывали в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как в городе С***, так и в городе У***, так как он собственного жилья никогда не имел после увольнения ***1997 и не имеет до сих пор, проживает на жилплощади своей жены, которая до регистрации брака ***.2000 года приватизировала указанную однокомнатную квартиру.
Решением комиссии по учету и распределения жилой площади Администрации г. Ульяновска от 07.07.2015 (протокол N ***) Инякину В.В. было отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, тем самым, истец считал, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод в получении жилого помещения.
Просил признать решения Комиссии по учету и распределению жилой площади
Администрации г. Ульяновска от 02.07.2015 незаконным, обязать ответчика поставить его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий с 27.05.1998.
Рассмотрев данный спор, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Инякин В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что суд не принял во внимание, что при подаче документов ответчику для рассмотрения вопроса о постановке его на учет был представлен необходимый пакет документов. Считает, что в отношении него был применен закон, ухудшающий его положение по сравнению с ранее действовавшим законодательством, что является недопустимым. Кроме того, судом не было установлено факта злоупотребления с его стороны, свидетельствующего о совершении намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными участками, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инякин В.В. проходил действительную военную службу на должностях офицерского состава с ***1982 по ***.1997, имеет выслугу лет в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении 15 лет 03 месяца, в льготном исчислении 25 лет 04 месяца. Истец был уволен с военной службы в звании капитана с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с ***1997 исключен из списков личного состава в/ч *** и направлен на воинский учет в Саратовский РВК города С***.
Во время военной службы он был обеспечен с семьей служебным жильем по адресу: А*** область, Т*** район, л. М***и, ул. П***, д.***, кв.***, однако согласно справки N *** от 16.01.1998 занимаемая жилая площадь была истцом сдана.
После увольнения Инякин В.В. с составом семьи четыре человека приехал на постоянное место жительства в город С***.
На момент увольнения истца с военной службы (декабрь 1997г.) действовал Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", согласно ст.15 которого, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений; военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков) (пункт 10).
Данный Закон РФ действовал до вступления в силу Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 13 статьи 15 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на 1998г.), было предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Пункт 14 указанной статьи также предусматривал, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
С 2005 года обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществлялся за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет (ст. 15, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В настоящее время, согласно отдельным положениям ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи).
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно ч.2.1. данной статьи Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Как указано в ч.14 этой же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства, следует, что органы местного самоуправления осуществляли постановку на учет нуждающихся граждан, уволенных с военной службы, только до 01.01.2005. Данным гражданам впоследствии органами исполнительной власти субъектов РФ выдавались государственные жилищные сертификаты для приобретения и строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Граждане, которые подлежали увольнению после 01.01.2005 обеспечивались жилыми помещениями путем выдачи государственного жилищного сертификата по месту службы федеральными органами власти, а также путем предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья.
Соответственно после 01.01.2005 органы местного самоуправления не осуществляют постановку указанных граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготные очереди на получение жилья, а осуществляют лишь учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.
Непосредственно после увольнения из Вооруженных Сил РФ, Инякин В.В. по избранному им месту жительства в городе С*** в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем в установленном законом порядке не обращался.
В сентябре 2005 года по приезду на постоянное место жительства в г. У*** истец впервые обратился в органы местного самоуправления по вопросу постановки его на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью, однако в этом ему было отказано, поскольку в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством органы местного самоуправления не были наделены правом вести учет военнослужащих, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. А обеспеченность истца жилой площадью более 12 кв.м являлось основанием к отказу в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общегородскую очередь.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что в настоящее время истец может быть поставлен органами местного самоуправления г.Ульяновска на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только на общих основаниях, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что суд не применил к данным правоотношениям ранее действовавший закон, предоставлявший военнослужащим, уволенным в запас, право на предоставление органами местного самоуправления жилого помещения, тем самым нарушив его право на обеспечение жильем за счет государства, несостоятельны.
Так, постановка военнослужащих на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением производится на заявительной основе. То, что истец своевременно не воспользовался своим правом на получение жилья (сертификата на приобретение жилого помещения) не позволяет в настоящее время применить к данным правоотношениям закон, утративший силу.
При этом то, что в течение всего времени с 1998 года по настоящее время истец не был обеспечен жилым помещением, в собственности жилья не имел, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Утратив право на обеспечение жильем как военнослужащий запаса, истец в настоящее время может быть поставлен органами местного самоуправления г.Ульяновска на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только на общих основаниях, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Статья 49 ЖК РФ устанавливает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Поскольку в настоящее время истец с составом семьи три человека проживает в однокомнатной квартире общей площадью, с учетом лоджии, чуть более 36 кв.м, а также при отсутствии доказательств того, что он и члены его семьи являются малоимущими, оснований для постановки Инякина В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о том, что законных оснований для признания отказа администрации города Ульяновска от 07.07.2015 в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица, уволенного с военной службы до 01.01.2005, а также обязания поставить истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27.05.1998 как лица, уволенного с военной службы до 01.01.2005, не имеется.
В остальной части доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инякина В*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.