Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Камаловой Е.Я.,
судей Кинчаровой О.Е., Васильевой Е.В.,
при секретаре Бакастовой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Копырова В*** Г*** и Копыровой И*** В*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2015 года, по которому постановлено:
Требования Копырова В*** Г***, Копыровой И*** В*** о признании решения, оформленного в виде постановления администрации МО "Старомайнский район" Ульяновской области от 28.08.2014 г. N *** "Об отмене постановления администрации муниципального образования "Старомайнское городское поселение" от 03.04.2013 г. N ***" незаконным - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения Копыровой И.В., Копырова В.Г., его представителя Жереновской Н.В. поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Копырова И.В., Копыров В.Г. обратились в суд с заявлением к администрации МО "Старомайнский район" Ульяновской области о признании решения, оформленного в виде постановления администрации МО "Старомайнский район" Ульяновской области от 28 августа 2014 г. N *** "Об отмене постановления администрации муниципального образования "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N ***" незаконным.
Требования мотивировали тем, что Копырову В.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N***, общей площадью 663 кв.м., расположенный по адресу: У*** область, С*** район, АКХ "В***", в северо-западной части квартала N***. Копыровой И.В. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами N *** и ***, расположенные по адресу: У*** область, С*** район, АКХ "В***", в северо-западной части квартала N***. Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения дачного строительства. Земельный участок Копырова В.Г. был образован в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером N***, принадлежащего на праве собственности Копыровой И.В. Вновь образованный земельный участок и тот, из которого он был выделен, ранее имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно положений Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, Письма Министерства экономического развития РФ "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения может быть осуществлен в случае предоставления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования земельного на другой вид.
Копырова И.В. обратилась в МУ администрация МО "Старомайнское городское поселение" с заявлением о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования "Старомайнское городское поселение" от 12 марта 2013 г. N 2 "О публичных слушаниях по изменению вида разрешенного использования земельных участков", на основании протокола публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков в МО "Старомайнский район" администрацией МО "Старомайнское городское поселение" Старомайнского района вынесено постановление N *** от 3 апреля 2013г., согласно которому изменен вид разрешенного использования земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами ***, расположенных по адресу: У*** область, С*** район, АКХ "В***", в северо-западной части квартала ***, на вид разрешенного использований - "для ведения дачного строительства", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Были внесены изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в части указания разрешенного использования указанных земельных участков с вида "для сельскохозяйственного производства" на вид "для ведения дачного строительства". Копыровой И.В. было получено новое свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N ***.
В дальнейшем указанный земельный участок был разделен на несколько земельных участков, в том числе и на земельный участок Копырова В.Г. с кадастровым номером ***, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства.
15 июня 2015г. Копырову В.Г. при рассмотрении гражданского дела в Чердаклинском районном суде Ульяновской области по заявлению Ц*** T.B. и Г*** С.В. к Управлению Росреестра по Ульяновской области, где он выступал в качестве представителя Копыровой И.В., стало известно, что постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 03.04.2013 г. N *** было опротестовано прокурором Старомайнского района Ульяновской области. Протест администрацией района был удовлетворен, указанное постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" было отменено путем издания администрацией МО "Старомайнский район" Ульяновской области постановления от 28 августа 2014г. N *** "Об отмене постановления Администрации муниципального образования "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N***".
Между тем, постановление N *** было вынесено администрацией района через шесть дней с момента принесения прокурором Старомайнского района протеста в порядке надзора от 22 августа 2014г. N04-01-2014г., тогда как отменяемое постановление от 3 апреля 2013г. N *** принималось на публичных слушаниях. Постановление N *** опубликовано не было, постановление об отмене публичных слушаний администрацией района не принималось. Результаты публичных слушаний недействительными в судебном порядке не признавались. Никто из лиц, присутствовавших в 2013 году на публичных слушаниях, на рассмотрение протеста прокурора в администрацию не приглашался. Государственным регистратором в одностороннем порядке был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для ведения дачного строительства" на "для сельскохозяйственного производства".
Их в известность о этом государственный регистратор не ставил, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок в судебном порядке не было оспорено, что привело в настоящее время к тому, что в правоустанавливающих документах на земельные участки и сведениях о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, содержатся противоречия по виду разрешенного использования участков. Имеющиеся противоречия не позволяют Копырову В.Г. использовать земельный участок по тому назначению, для которого он приобретался - для строительства дачи, а Копыровой И.В. произвести отчуждение земельных участков, так как в октябре 2014 года в регистрации перехода права собственности на принадлежащие ей земельные участки было отказано.
Рассмотрев требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Копыров В.Г., Копырова И.В., не соглашаясь с указанным решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обосновании жалобы указывают, что судом не учтен тот факт, что земельные участки, в отношении которых администрацией МО "Старомайнский район" фактически принято решение об изменении вида разрешенного использования, более 15 лет находятся в собственности физических лиц.
Постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N *** на момент его принятия не противоречило установленным законодательством и Уставом муниципального образования правилам изменения вида разрешенного использования.
Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия решения администрацией МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N ***, закрепляла положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения, в том числе дачного строительства, и не предусматривала их использование для индивидуального жилищного строительства.
Статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено использование земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, некоммерческими организациями для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается использование в иных целях земель особо ценных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному округу.
Принадлежащие им земельные участки не являются ценными землями. В перечень особо ценных продуктивных земель Старомайнского района, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2009 г. N 350-П, земельный участок с кадастровым номером ***, приобретенный 5 августа 2009 г. Копыровой И.В. у Б*** А.Н. не вошел.
Легитимность постановления администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N *** на момент принятия не оспаривалась и не подвергалась сомнению со стороны правоохранительных органов, либо вышестоящих органов исполнительной власти, сделки были зарегистрированы Управлением Росреестра по Ульяновской области.
На момент принятия указанного постановления от 3 апреля 2013 г. N *** порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в частной собственности, имеющих разрешенное использование: для сельскохозяйственного назначения федеральным законодательством определен не был.
До установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков, за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, могло осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом ч. 3 ст. 4 "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", предоставляющей право органу местного самоуправления с учетом публичных слушаний принимать решение об изменении вида разрешенного использования, а также отсутствия в законодательстве прямого запрета на установление земельному участку, относящемуся к категории "земель сельскохозяйственного назначения" вида разрешенного использования "под дачное строительство", при соблюдении установленных процедур, законодательство позволяло определить вид разрешенного использования "под дачное строительство" без изменения самой категории земель.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители администрации МО "Старомайнский район" Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации г. Ульяновска, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы администрации Старомайнского района N 19 от 21 февраля 1992 г. решено предоставить колхозникам колхоза "В***" земельные участки общей площадью 2394 га сельскохозяйственных угодий, из их пашни 2209 га, в том числе в собственность (бесплатно) 2138 га, сельскохозяйственных угодий, из них пашни 1992 га на 115 работающих и 128 пенсионеров колхоза, среди которых значится Б*** А.Н.
В соответствии со свидетельством о праве собственности N*** Б*** А.Н. принадлежал земельный участок 9,04 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 9,00 га, пастбищ 0,04 га.
Согласно договору дарения земельного участка от 5 августа 2009 г. Б*** А.Н. подарил Копыровой И.В. земельный участок с кадастровым номером N***, общей площадью 91896 кв.м., находящийся по адресу: У*** область, С*** района, АКХ "В***" в северо-западной части квартала ***, при этом з емельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В 2013 году Копырова И.В. обратилась в МУ администрация МО "Старомайнское городское поселение" с заявлением о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Главы муниципального образования "Старомайнское городское поселение" от 12 марта 2013 г. N 2 "О публичных слушаниях по изменению вида разрешенного использования земельных участков" администрацией МО "Старомайнское городское поселение" Старомайнского района были назначены публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельных участков, поименованных в данном постановлении. Указанные публичные слушания были проведены и их участниками рекомендовано администрации МО "Старомайнское городское поселение" изменить вид разрешенного использования земельных участков.
С учетом указанных результатов публичных слушаний администрацией МО "Старомайнское городское поселение" вынесено постановление N *** от 3 апреля 2013г., которым изменен вид разрешенного использования земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами N ***, площадью 20 000 кв.м, N ***, площадью 51896 кв.м, N ***, расположенных по адресу: У*** область, С*** район, АКХ "В***", в северо-западной части квартала ***, на вид разрешенного использований - "для ведения дачного строительства", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В дальнейшем указанный земельный участок с кадастровым номером N *** был разделен на несколько земельных участков, среди которых был образован земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 663 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства, расположенный по адресу: У*** область, С*** район, АКХ "В***", в северо-западной части квартала ***.
На основании договора дарения земельного участка от 30 ноября 2013 г. собственником указанного земельного участка стал Копыров В.Г.
Указанное постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013г. N *** было опротестовано прокурором Старомайнского района Ульяновской области, протест прокурора администрацией района был удовлетворен, постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N *** "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: "С*** район" было отменено путем издания администрацией МО "Старомайнский район" Ульяновской области постановления от 28 августа 2014 г. N ***
Отказывая в признании незаконным постановления администрации МО "Старомайнский район" Ульяновской области от 28 августа 2014 г. N ***, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона ( ч. ч. 2 и 3 ст. 36).
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в числе прочего на такие категории, как земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки ( п. 9 ст. 1, п. п. 2, 6 ст. 30 ГрК РФ).
Вместе с тем, в силу п. п. 6, 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из системного толкования положений статьей 77, 83 и 85 ЗК РФ, следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения: находящиеся за границами населенного пункта, и земли сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции земельные участки заявителей, находятся за границами населенных пунктов и состоят исключительно из сельскохозяйственных угодий.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 ГрК РФ).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом этого, судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к утверждению о том, что постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N *** было принято законно в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данные доводы основаны на неверном толковании действующих положений земельного и градостроительного законодательств.
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление администрации МО "Старомайнское городское поселение" от 3 апреля 2013 г. N *** "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: "Старомайнский район" было принято с нарушением требований действующего земельного и градостроительного законодательства, соответственно, администрацией МО "Старомайнский район" Ульяновской области правомерно вынесено оспариваемое постановление от 28 августа 2014 г. N *** об отмене указанного незаконного постановления.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Копырова В*** Г*** и Копыровой И*** В*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.