Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,
судей: Яроцкой Н.В. и Анашкиной М.В.,
при секретаре: Никандровой М.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Богача А. В. на решение Псковского районного суда Псковской области от 02 октября 2015 года, которым постановлено:
Отказать Богачу А. В. в требованиях о признании незаконным осуществление сбора денежных средств с населения Псковского района Муниципальным унитарным производственным предприятием жилищно-коммунального хозяйства за период с 08 декабря 2014 года по 15 января 2015 года за предоставленные коммунальные услуги и признании незаконным осуществление сбора денежных средств с населения Псковского района Муниципальным предприятием Псковского района "Коммунальные услуги" за период с 16 января 2015 года по 23 февраля 2015 года за предоставленные коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Ельчаниновой Г.А., объяснения Богача А.В., представителя конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского района Павлова М.В. - Комарова А.Н., представителя МП Псковского района "Коммунальные услуги" - Скороходовой Ю.В., представителя ГК Псковской области по тарифам и энергетике - Удовенко С.А., судебная коллегия
установила:
Богач А.В., проживающий в доме "****", обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Псковского района о признании незаконным сбора денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги:
- со стороны МУПП ЖКХ Псковского района - за период с 08 декабря 2014 года по 15 января 2015 года;
- со стороны МП Псковского района "Коммунальные услуги" - за период с 16 января 2015 года по настоящее время.
Кроме того, просил считать подлежащими применению тарифы на коммунальные услуги для МП Псковского района "Коммунальные услуги" спустя 30 дней после опубликования Приказа Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике N 3-т от 16 января 2015 года об установлении тарифов на коммунальные услуги для МП Псковского района "Коммунальные услуги" в газете "Псковская провинция".
Определением Псковского районного суда Псковской области от 07 сентября 2015 года в качестве соответчика по делу привлечен Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике, а в качестве третьих лиц - конкурсный управляющий МУПП ЖКХ Псковского района Павлов М.В., МП Псковского района "Коммунальные услуги".
В ходе рассмотрения дела с согласия истца произведена замена ненадлежащих ответчиков - Администрации Псковского района и Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике на надлежащих - конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского района Павлова М.В., МП Псковского района "Коммунальные услуги".
В процессе рассмотрения дела Богач А.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил свои требования: просил признать незаконным сбор денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги со стороны МУПП ЖКХ Псковского района за период с 08 декабря 2014 года по 15 января 2015 года и признать незаконным сбор денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги МП Псковского района "Коммунальные услуги" за период с 16 января 2015 года по 23 февраля 2015 года в связи с опубликованием в газете "Псковская правда" 22 февраля 2015 года приказа Комитета Псковской области N 3-т от 16 января 2015 года.
В обоснование своих требований Богач А.В. пояснил, что распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Псковского района от 05 декабря 2014 года N 23 прекращено право хозяйственного ведения МУПП ЖКХ Псковского района на объекты согласно приложению, которые были переданы в казну Псковского района. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Псковского района от 08 декабря 2014 года N 27 за МП Псковского района "Коммунальные услуги" закреплено право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, которое ранее находилось на праве хозяйственного ведения у МУПП ЖКХ Псковского района, при этом государственная регистрация права хозяйственного ведения осуществлена не была.
Поскольку МУПП ЖКХ Псковского района, за которым имущество не было закреплено на праве хозяйственного ведения, не являлось владельцем технического оборудования, посредством которого предоставляются населению коммунальные услуги, в том числе в сфере отопления, оно не имело законных полномочий выставлять счета населению по оплате коммунальных услуг за период с 08 декабря 2014 года по 15 января 2015 года.
С 16 января 2015 года оказание коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению населению Псковского района осуществляет МП Псковского района "Коммунальные услуги" по тарифам согласно Приказу ГК Псковской области по тарифам и энергетике N 3-т от 16 января 2015 года. Учитывая, что информация о тарифах была доведена до жителей управляющей организацией на оборотной стороне квитанций для оплаты коммунальных услуг за январь 2015 года, а сам приказ Госкомитета Псковской области по тарифам и энергетике был опубликован в газете "Псковская правда" 22 января 2015 года, полагает, что имело место нарушение требований ч. 13 ст. 155 ЖК РФ об информировании нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты предоставления платежных документов.
Ссылаясь на эти обстоятельства, а также то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются, Богач А.В. просил признать сбор денежных средств с населения Псковского района МП Псковского района "Коммунальные услуги" в период с 16 января 2015 года по 23 февраля 2015 года (тридцать дней с даты официального опубликования) незаконным.
Полагал, что при таких обстоятельствах ущерб предприятиям должен быть возмещен собственником имущества - Администрацией Псковского района.
Представитель МП Псковского района "Коммунальные услуги" - Комаров А.Н. иск не признал, указав, что распоряжением Администрации Псковского района от 08 декабря 2014 года N 27 за МП Псковского района "Коммунальные услуги" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, посредством которого осуществляется предоставление коммунальных услуг населению по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению.
Приказом Госкомитета Псковской области по тарифам и энергетике от 16 января 2015 года N 3-т установлены величины тарифов на тепловую энергию для МП Псковского района "Коммунальные услуги" на 2015 год, начиная с 16 января 2015 года по 30 июня 2015 года, затем с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года. Данный приказ был опубликован в газете "Псковская правда" от 22 января 2015 года. Поскольку тарифы установлены для МП Псковского района "Коммунальные услуги" 16 января 2015 года, с указанного времени услуги населению оказывает данное предприятие. При этом новые тарифы, улучшающие положение пользователей услуги по сравнению с предыдущими, были применены с момента издания приказа.
Представитель конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского
района Павлова М.В. - Скороходова Ю.В. иск также не признала, поддержав позицию
представителя МП Псковского района "Коммунальные услуги" и пояснив, что учитывая тот факт, что распоряжения о прекращении права хозяйственного ведения предприятия на объекты, посредством которых осуществлялось предоставление коммунальных услуг населению, и закрепление этого имущества за МП Псковского района "Коммунальные услуги" были изданы в зимний период, внутренними приказами по предприятию был установлен срок (календарный месяц), в течение которого оформлялось снятие имущества с баланса предприятия и его передача; в это время услуги населению оказывало МУПП ЖКХ Псковского района. С установлением тарифов для МП Псковского района "Коммунальные услуги" это предприятие стало оказывать соответствующие услуги населению.
Представитель третьего лица - Администрации Псковского района - Алферова-Чаднова В.Г. исковые требования Богача А.В. не поддержала.
Полагала, что поскольку Администрация Псковского района услуги населению не оказывала, а имущество, посредством которого оказывались и оказываются услуги населению, находилось и находится во владении управляющих компаний, Администрация Псковского района не может отвечать за действия указанных лиц, и вмешиваться в их работу.
Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике (Госкомитет) - Удовенко С.А. исковые требования Богача А.В. также не поддержала, указав, что Госкомитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно- распорядительного характера в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Согласно закону Псковской области от 12 февраля 2003 года N 242-03 "О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области" приказы органов исполнительной власти области нормативного характера подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием приказов органов исполнительной власти области нормативного характера считается публикация их полных текстов в газете "Псковская правда". Приказ Госкомитета от 16 января 2015 года N 3-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую МП Псковского района "Коммунальные услуги" потребителям, на 2015 год" опубликован в газете "Псковская правда" 22 января 2015 года за N 5 и размещен совместно с протоколом заседания коллегии.
Полагала несостоятельным довод истца о том, что тарифы, утвержденные приказом N 3-т от 16 января 2015 года, могут применяться только через 30 дней после их официального опубликования, поскольку ч. 13 ст. 155 ЖК РФ регулирует правоотношения между исполнителями коммунальных и жилищных услуг и потребителями этих услуг, которые не связаны с государственным регулированием тарифов. Поскольку тарифы принимаются по итогам заседания коллегии, дата введения в действие тарифов не связана с опубликованием приказа Госкомитета и вступлением его в законную силу.
Кроме того, не согласилась с доводами истца об отсутствии у МП Псковского района "Коммунальные услуги" имущества, посредством которого осуществляются регулируемые виды деятельности, в связи с отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения, и указала, что Госкомитет при установлении тарифов исходит из фактического осуществления регулируемых видов деятельности, с использованием имущества, волеизъявления собственника на передачу имущества (документального закрепления воли собственника (акта о закреплении) и воли регулируемой организации (принятие имущества на баланс, подписание акта приемки-передачи), а также исходя из заключения договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Богач А.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование своих доводов апеллянт приводит доводы, алогичные тем, которые излагались в обоснование иска, а также указывает на нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг со стороны ответчиков.
Кроме того, апеллянт полагает надуманным суждение суда о том, что в своих требованиях он выражает интересы населения Псковского района, указывая на то, что в данном процессе он защищает свои личные интересы.
В суде апелляционной инстанции Богач А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель конкурсного управляющего МУПП ЖКХ Псковского района Павлова М.В. - Комаров А.Н., представитель МП Псковского района "Коммунальные услуги" - Скороходова Ю.В., представитель ГК Псковской области по тарифам и энергетике - Удовенко С.А. выразили согласие с выводами суда первой инстанции.
Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Установлено, что оказание коммунальных услуг в сфере отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения собственникам дома "****" осуществлялось МУПП ЖКХ Псковского района, в хозяйственном ведении которого находилось необходимое для осуществления указанной деятельности имущество и оборудование, собственником которого являлась Администрация Псковского района.
Распоряжением Администрации Псковского района от 05 декабря 2014 года N 23 было прекращено право хозяйственного ведения МУПП ЖКХ Псковского района на объекты согласно приложению, посредством которых предприятием осуществлялась деятельность по предоставлению населению коммунальных услуг в сфере отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, а также предписано снять с баланса объекты, указанные в приложении, передав их в казну Псковского района по акту приема-передачи.
Распоряжением Администрации Псковского района от 08 декабря 2014 года N 27 муниципальное имущество, ранее находившееся на праве хозяйственного ведения в МУПП ЖКХ Псковского района, закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием Псковского района "Коммунальные услуги".
При этом из материалов дела следует, что счета собственникам дома N 147 в дер. Череха Псковского района с 08 декабря 2014 года по 16 января 2015 года по-прежнему выставлялись МУПП ЖКХ Псковского района, а в дальнейшем - МП Псковского района "Коммунальные услуги", которое применяло тарифы на тепловую энергию, установленные приказом Госкомитета Псковской области от 16 января 2015 года N 3-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Муниципальным предприятием Псковского района "Коммунальные услуги" потребителям на 2015 год"; данный Приказ Госкомитета был опубликован 22 января 2015 года в газете "Псковская правда", являющейся официальным печатным средством массовой информации для опубликования приказов органов исполнительной власти Псковской области.
Оспаривая правомерность указанных действий ответчиков, Богач А.В. ссылался на отсутствие полномочий выставлять счета населению по оплате коммунальных услуг со стороны МУПП ЖКХ Псковского района за период с 08 декабря 2014 года по 15 января 2015 года в связи с тем, что оно уже не являлось владельцем технического оборудования, посредством которого предоставляются населению коммунальные услуги, и поставщиком этих услуг, а со стороны МП Псковского района "Коммунальные услуги" - с 16 января 2015 года по 23 февраля 2015 года в связи с нарушением требований ч. 13 ст. 155 ЖК РФ об информировании нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты предоставления платежных документов, а также в связи с нарушением ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой неопубликованные законы не применяются.
Не соглашаясь с приведенной позицией Богача А.В., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на гражданах в силу прямого указания закона лежит обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг, а выставление счетов по их оплате со стороны МП Псковского района "Коммунальные услуги" с 16 января 2015 года по новым тарифам, величина которых менее ранее применяемых, не может считаться нарушающим права потребителей.
Так, положения ст.ст.153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают собственников и нанимателей жилых помещений вносить плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги.
В силу положений ч. 3 ст. 438 ГК РФ фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Материалами дела подтверждается факт оказания населению Псковского района коммунальных услуг в указанные истцом периоды времени.
Принимая во внимание обязанность собственников и нанимателей жилых помещений оплатить потребленные коммунальные услуги, отсутствие спора между муниципальными предприятиями - ответчиками по делу относительно того обстоятельства, кто из них фактически являлся исполнителем коммунальных услуг в указанные истцом периоды времени, а также отсутствие соответствующих возражений собственника имущества, посредством которого осуществлялось оказание названных услуг, оснований для признания незаконным сбора денежных средств с населения Псковского района за предоставленные коммунальные услуги со стороны МУПП ЖКХ Псковского района и МП Псковского района "Коммунальные услуги" у суда не имелось.
Что касается довода Богача А.В. о необоснованности применения Муниципальным предприятием Псковского района "Коммунальные услуги" с 16 января 2015 года тарифов, установленных Приказом Госкомитета Псковской области от этого же числа N 3-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Муниципальным предприятием Псковского района "Коммунальные услуги" потребителям на 2015 год", мотивированных тем обстоятельством, что этот приказ был опубликован в газете "Псковская правда" только 22 января 2015 года, то он также обоснованно получил критическую оценку суда первой инстанции.
Действительно, согласно ч.13 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие срок и форму информирования управляющей организацией нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, направлены на защиту интересов последних; несоблюдение этих требований влечет возможность нанимателей и собственников жилых помещений вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в старом размере до истечения тридцати дней после получения уведомления, но не освобождает их от выполнения этой обязанности в целом.
Поскольку в рассматриваемом случае установленные Приказом Госкомитета Псковской области от 16 января 2015 года N 3-т тарифы улучшили положение пользователей услуг, правовых оснований для признания их подлежащими применению только спустя 30 дней после опубликования этого Приказа в газете "Псковская провинция" у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на том, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, исходя из характера настоящего спора, обусловливающего применение вышеприведенных норм права.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, которые в данном деле в силу вышеприведенных обстоятельств нельзя признать нарушенными, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения настоящего иска следует признать верным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Богача А.В., направленные на опровержение выводов суда первой инстанции, не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании норм материального права и неправильной оценке доказательств.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Псковского районного суда Псковской области от 02 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богача Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Г.А.Ельчанинова
Судьи: подпись Н.В.Яроцкая
подпись М.В.Анашкина
Копия верна: Г.А.Ельчанинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.