Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Уварова В.В.,
судей Курохтина Ю.А., Малининой О.Н.,
при секретаре Переплетовой Е. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 декабря 2015 года апелляционные жалобы администрации Уваровского района Тамбовской области и администрации г.Уварово Тамбовской области на решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 02 сентября 2015 года по делу по иску Беляевой О.В. к муниципальному образованию городской округ город Уварово Тамбовской области, администрации города Уварово Тамбовской области, финансовому управлению администрации города Уварово, муниципальному образованию Уваровский район Тамбовской области, администрации Уваровского района Тамбовской области, финансовому отделу администрации Уваровского района Тамбовской области, муниципальному образованию Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, муниципальному образованию Подгорненский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрации Подгорненского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, ЗАО "Уваровская Нива", муниципальному образованию Ржаксинский район Тамбовской области, администрации Ржаксинского района Тамбовской области, финансовому отделу администрации Ржаксинского района Тамбовской области, муниципальному образованию Степановский сельсовет Ржаксинского района Тамбовской области, администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, ТОГБУ "Тамбовское водное хозяйство", Гараеву В.И. о возмещении убытков и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беляева О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования города Уварово Тамбовской области, финансовому управлению администрации города Уварово Тамбовской области о возмещении убытков и компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истица указывала, что *** года, произошло резкое поступление воды в ручей Подгорный г.Уварово Тамбовской области и подъем в нём уровня воды, вследствие чего вода вышла из русла и затопила ряд жилых домов, в том числе принадлежащий истице жилой ***.
Уваровским межрайонным прокурором, на обращение жителей по вопросу подтопления домов, было сообщено, что в результате комиссионного обследование русла ручья Подгорный, протекающего по территории г.Уварово с привлечением представителей ТОГУ Роспотребнадзора по Тамбовской области в г.Уварово, Уваровском, Ржаксинском, Мучкапском и Инжавинском районах, административной комиссии г.Уварово, администраций г.Уварово и Уваровского районов, было установлено, что русло ручья находится в неудовлетворительном состоянии, замусорено твердыми бытовыми отходами, заросло древесно-кустарниковой растительностью.
Таким образом, по мнению истца, подтопление произошло ввиду ненадлежащего исполнения администрацией г.Уварова своих обязанностей по организации проведения работ по приведению русла ручья в надлежащее состояние. Кроме того, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а так же то, что органы местного самоуправления муниципальных образований области должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения, чего сделано не было.
Комиссией администрации городского округа г.Уварово был составлен акт обследования утраченного имущества, согласно которому сумма нанесенного истице ущерба составила *** рублей без учета ущерба, причиненного наводнением дому.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы от *** стоимость восстановительного ремонта домовладения *** по *** составила *** руб.
Более того, Беляева О.В. была вынуждена провести реставрацию подушек, перин и одеяла, за что она уплатила *** руб., а так же ремонт стиральной машины, стоимость которого составила *** руб.
На основании изложенного истица просила взыскать с ответчиков убытки в размере *** руб., состоящие из стоимости восстановительного ремонта дома, затрат на проведение экспертизы *** руб.), затрат на проведение ремонтных работ стиральной машинки и реставрации перин и подушек, а так же просила взыскать *** руб. - компенсацию морального вреда.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: муниципальное образование городской округ город Уварово Тамбовской области, муниципальное образование Уваровский район Тамбовской области, администрация Уваровского района Тамбовской области, финансовый отдел администрации Уваровского района Тамбовской области, муниципальное образование Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрация Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, муниципальное образование Подгорненский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрация Подгорненского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, ЗАО "Уваровская Нива", муниципальное образование Ржаксинский район Тамбовской области, администрация Ржаксинского района Тамбовской области, финансовый отдел администрации Ржаксинского района Тамбовской области, муниципальное образование Степановский сельсовет Ржаксинского района Тамбовской области, администрация Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, ТОГБУ "Тамбовское водное хозяйство", Гараев В.И.; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены администрация Тамбовской области, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области и Истомин И.П..
Решением Уваровского районного суда Тамбовкой области от 02 сентября 2015 года исковые требования Беляевой О.В. удовлетворены частично.
С муниципального образования Уваровский район Тамбовской области в лице финансового отдела администрации Уваровского района Тамбовской области за счет средств казны муниципального образования Уваровский район Тамбовской области, с муниципального образования городской округ город Уварово Тамбовской области в лице финансового Управления администрации города Уварово Тамбовской области за счет средств казны муниципального образования городской округ город Уварово Тамбовской области в пользу истицы взысканы солидарно убытки в размере *** рубля, а также судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере *** рублей и расходов на проведение экспертного исследования в размере *** рублей.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, муниципальному образованию Подгорненский сельсовет Уваровского района Тамбовской области, администрации Подгорненского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, закрытому акционерному обществу "Уваровская Нива", муниципальному образованию Ржаксинский район Тамбовской области, администрации Ржаксинского района Тамбовской области, финансовому отделу администрации Ржаксинского района Тамбовской области, муниципальному образованию Степановский сельсовет Ржаксинского района Тамбовской области, администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, ТОГБУ "Тамбовское водное хозяйство", Гараеву В.И. отказано.
Кроме того, взыскано в солидарном порядке с администрации города Уварово Тамбовской области и администрации Уваровского района Тамбовской области за производство комплексной экологической и строительно-технической экспертизы *** рублей, посредством перечисления денежных средств на счет ФБУ Тамбовская лаборатория судебной экспертизы Минюста России.
В апелляционной жалобе администрация г.Уварово Тамбовской области считает данное решение незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что затопление домовладения истицы произошло вследствие неудовлетворительного состояния русла ручья Подгорный, поскольку согласно сообщению Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области в 2006 году проводились работы по расчистке данного ручья за счет средств областного бюджета. В 2007 году данные работы были продолжены за счет субвенций из федерального бюджета, протяженность расчищенного русла составила 4,42 км..
Так же автор жалобы выражает свое несогласие с заключением экспертизы, считает что она проведена формально и не отражает фактических причин произошедшего подтопления территории города Уварово 02.04.2013г.
Обследование семи ГТС прудов и водохранилищ, расположенных выше р.Подгорный и прилегающих к нему балках проводилось 26 августа 2014 года, то есть по истечении 1,5 лет со дня ЧС, следовательно данное обследование не может отражать состояния ГТС прудов и водохранилищ на момент затопления. Кроме того, состояние ручья Подгорный так же определено на момент проведения обследования, а не на дату *** года.
Более того, у администрации г. Уварово вызывает сомнение обоснованность заключения эксперта от ***, поскольку экспертами трижды были внесены противоположные дополнения.
Так же автор жалобы считает, что судом не были приняты во внимание доводы ответчиков о том, что затопление (подтопление) жилого ***, а также иных жилых домов произошло из-за резкого повышения температуры воздуха, интенсивного таяния снега, большой глубины промерзания грунта и практически полного стока талой воды с водозаборной площади в ручей Подгорный. Данные доводы были подтверждены справкой с Тамбовского ЦГСМ-филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" от 10.04.2013г. ***, имеющейся в материалах дела.
Администрация г.Уварово указывает, что в 2013 году ими были предприняты все необходимые меры для безопасного пропуска паводковых вод, по прогнозированию ЧС, своевременному оповещению жителей об угрозе ЧС, готовности сил и средств к ликвидаций ЧС и предупреждению причинения вреда, а также о мерах по ликвидации ЧС. Были организованы и проведены работы по очистке водопропускных труб (канав, кюветов) от мусора и льда с привлечением для этих целей ООО "Строитель-К" и ООО "Благоустройство", проведены мероприятия по удалению деревьев, растущих рядом с руслом ручья Подгорный, удаление упавших деревьев, опиленных частей деревьев.
Паводковой комиссией были определены зоны возможного затопления и подтопления с составлением схемы паводковой обстановки.
В целях оповещения и информирования населения о паводковой обстановке администрацией города дано интервью в СМИ, а так же была приобретена соответствующая аппаратура оповещения.
В связи с осложнением обстановки в вечернее время *** производилось оповещение населения через МБУ "Уваровское радио и телевидение" на канале "ТНТ" бегущей строкой.
Также привлекались сотрудники администрации города с целью проведения подворового обхода для оповещения и информирования населения об угрозе затопления (подтопления) и необходимости принятия превентивных мероприятий по сбережению имущества, животных, птицы, пчел и подписью лица, которому доведено сообщение.
Так же автор жалобы не согласен с суммами, определенными судом ко взысканию, поскольку не было учтено, что администрацией города Уварово была выплачена истцу финансовая помощь за утраченное имущество первой необходимости *** рублей. Более того, считает, что суд неправомерно взыскал *** рублей, как стоимость ущерба, причиненного истцу. Данный ущерб определялся не специалистами в области оценки.
Кроме того, считает, что суд незаконно взыскал расходы на проведение работ по составлению акта экспертного исследования, поскольку они не могут быть включены в общий размер ущерба, и должны взыскиваться в порядке ст.98 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе администрация Уваровского района Тамбовской области также выражает свое несогласие с решением суда, считает его незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что суд пришел к выводу о том, что ответственность по иску следует возложить на муниципальное образование городской округ город Уварово и Уваровский район Тамбовской области, бездействие которых привело к возникновению чрезвычайной ситуации и затоплению жилого дома, принадлежащего истцу. Бездействие по мнению суда выразилось в несвоевременном, ненадлежащем осуществлении мероприятий по подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности Тамбовской области в 2013 году, а также ненадлежащем обеспечении необходимого контроля за складывающейся паводковой обстановкой на территории города Уварово и Уваровского района.
Такой вывод сделан необоснованно, поскольку в материалах дела имеются документальные подтверждения выполнения распоряжения администрации Тамбовской области от *** ***-р "О подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности области в 2013 году". А именно, была создана комиссия по проверке состояния ГТС Уваровского района, проверены ГТС Уваровского района, в том числе и ГТС пруда в 7 км западнее г. Уварово (Рыбинский), и установлено, что водовыпуск открыт, вода в пруду отсутствует, следовательно, данное ГТС не представляло никакой угрозы к подтоплению.
Кроме того, комиссией в составе директора ТОГБУ "Тамбовское водное хозяйство" Петрова С.В., заместителя директора Татаринцева А.С., консультанта отдела водных ресурсов и недропользования управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Мокробородова П.М., представителей администрации города Уварово и администрации Уваровского района установлено, что подтопление домовладений, расположенных по берегам ручья Подгорный в г. Уварово произошло из-за быстрого таяния снега ***, большого количества поступлений с полей и балок воды и льдин в русло водного объекта ***, который не справился с их приемом и пропуском.
Также выводы суда о виновности в произошедшем событии администрации Уваровского района свидетельствует о неправильном толковании судом норм материального права, предусмотренных федеральными законами.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся не в муниципальной собственности, не входит в перечень вопросов местного значения муниципальных районов. Соответствующие полномочия орган местного самоуправления реализует на общих основаниях - как собственник гидротехнического сооружения. Уваровский район не является собственником ГТС, которое причинило ущерб гражданам.
Кроме того, судом не дана оценка тому факту, что плотина ГТС Рыбинский была восстановлена ЗАО "Уваровская Нива" и не выяснялась связь между восстановлением плотины и наступившими последствиями в результате ее разрушения, однако, данный факт имеет значение для правильного разрешения дела. Также судом не истребованы и не исследованы материалы по принадлежности земельного участка, на котором расположено ГТС "Рыбинский", несмотря на то, что представителями ЗАО "Уваровская Нива" неоднократно заявлялось, что они используют данный земельный участок в своей деятельности.
В возражении на апелляционные жалобы Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, представитель Беляевой О.В. - Гомзова считают решение Уваровского районного суда от 02.09.2015 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Уваровского района Тамбовской области Воронину О.А., представителей администрации г.Уварово Тамбовской области Репина А.Б. и начальника ГО и ЧС администрации г. Уварово Мясоедова А. В., поддержавших жалобы, представителей администрации Ржаксинского района Тамбовской области Елисееву Н. М., администрации Степановского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области Черкасова С. С., ТОГБУ Тамбовское водное хозяйство" Походий О. И., представителя истицы Беляевой О. В. - Богатыреву Н. В., считающих решение правильным, представителя администрации Тамбовской области Яковлева Р. А., считавшего, что истица, будучи собственником имущества должна принимать меры по сохранности имущества, в том числе посредством страхования, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В соответствии с п.п.8, 23 ч.1 ст.14, п.п.7, 21 ч.1 ст.15 и п.п.8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющего государственные гарантии его осуществления, к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района и городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района и городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - закреплены и в п.п. 9, 29 статьи 11 Устава городского округа города Уварово Тамбовской области, принятого решением Уваровского городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 N 95 (с изменениями и дополнениями); п.п.8, 23 части 1 статьи 7 Устава Уваровского района Тамбовской области, принятого решением Уваровского районного Совета народных депутатов от 30.06.2005г. N 117 (том 2, л.д.59-86; л.д.212-246).
Согласно распоряжению администрации Тамбовской области от 18.02.2013 года N 56-р "О подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности области в 2013 году", в целях своевременной подготовки гидротехнических сооружений на реках, прудах и водохранилищах в городах и сельской местности области к пропуску весеннего паводка в 2013 году, сохранения от затопления и разрушений паводковыми водами объектов коммунального назначения, жилых домов, коммуникаций, а также аккумулирования для водохозяйственных целей объемов воды в прудах и водохранилищах, главам городов, районов, главам администраций городов, районов области рекомендовано в недельный срок образовать городские и районные комиссии по организации пропуска весенних паводковых вод и ледохода, которым поручить, в том числе проверить состояние гидротехнических сооружений на затопляемых и подтопляемых территориях; осуществить комплекс неотложных мер по обеспечению в зимне-весенний период 2013 года защищенности опасных объектов и населения от наводнений, в том числе обеспечить безопасное функционирование бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ; в целях обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений производить сброс воды из прудов и водохранилищ, по согласованию с управлением по охране окружающей среды и природопользованию области; рекомендовать главам городов Мичуринск В.Н.Макарову, Моршанск Г.В.Калинину, Уварово А.Ю. Кузнецову при необходимости организовать взрывные работы около искусственных сооружений для очистки их от скопления льда; городским, районным комиссиям по организации пропуска весеннего паводка усилить контроль за подготовкой к паводку объектов, перечисленных в приложениях N ***,3, разработать и осуществить мероприятия по подготовке безаварийного пропуска весеннего паводка на всех гидротехнических и искусственных дорожных сооружениях; при необходимости понижения уровня воды в прудах и водохранилищах для приёма весенних паводковых вод сброс воды согласовывать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (том 3, л.д.30-41).
На основании Протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.02.2013 N 2 "О подготовке к безаварийному пропуску весеннего половодья и снижении возможного ущерба для экономики и населения области", председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городских округов и муниципальных районов рекомендовано: уточнить наиболее опасные участки и параметры возможных подтоплений и заторов на своих территориях, количество населенных пунктов и населения, попадающих в зоны подтоплений, потенциально опасных объектов экономики, автомобильных и железнодорожных мостов, сельскохозяйственных угодий; организовать работу противопаводковых комиссий с целью своевременной подготовки водохозяйственных и других объектов, расположенных в зоне возможного затопления, с ежесуточным докладом по линии дежурных служб в соответствии с постановлением администрации области N 257 от 20.03.2006 года; совместно с Верхне-Донским управлением Ростехнадзора уточнить перечни бесхозных гидротехнических сооружений и назначить ответственных лиц по каждому из них с целью обеспечения безопасной эксплуатации; совместно с управлением по охране окружающей среды и природопользованию области, управлением ветеринарии области, управлением автомобильных дорог области, Федеральным казенным учреждением "Управление автомагистрали "Москва-Волгоград", отделом водных ресурсов по Тамбовской области Донского бассейнового водного управления, филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго", ОАО "Тамбовская сетевая компания", Тамбовским филиалом ОАО "Ростелеком" обследовать все гидротехнические защитные сооружения, линии электроснабжения и связи, дороги, мосты, водопропускные трубы, скотомогильники, источники питьевого водоснабжения, попадающие в зону возможного затопления паводковыми водами и принять меры по их ремонту, дополнительному укреплению, обеспечению их надежности.
Распоряжением администрации города Уварово N 39-р от 26.02.2013г. "О подготовке к пропуску весеннего паводка на территории города Уварово в 2013 году" во исполнение вышеуказанного постановления администрации Тамбовской области, в целях своевременной подготовки гидротехнических сооружений на водоемах города к пропуску весеннего паводка, сохранения от затопления и разрушений паводковыми водами объектов коммунального назначения, жилых домов, линий связи, коммуникаций, объектов энергоснабжения и предотвращения ущерба населению и хозяйственным объектам, а также подготовки территории города к безаварийному пропуску весенних паводковых вод, утвержден список городской комиссии по пропуску весенних паводковых вод (приложение N 1). Комиссии по пропуску паводковых вод поручено, в том числе, выявить места возможного подтопления и затопления жилых и производственных зон и разработать мероприятия, предупреждающие негативные последствия; проверить состояние мостов, гидротехнических сооружений, водоотводящих каналов, кюветов, трубопроводов, подвальных и полуподвальных помещений, заниженных этажей зданий, накопителей сточных вод, хранение ядохимикатов и горюче-смазочных материалов на территории возможного подтопления и затопления; понизить горизонты воды в водоемах города путем сброса (по согласованию с отделом по делам ГОЧС администрации города) до расчетных объемов с целью приема и пропуска паводковых вод. Кроме того, утверждены мероприятия по организации и проведению безаварийного пропуска весенних паводковых вод в 2013 году на территории города Уварово (приложение N 2), в числе которых указаны следующие: проведение комплекса подготовительных мероприятий по недопущению подтопления паводковыми водами жилых домов, создание запасов аварийных материалов, обеспечение готовности водооткачивающих средств, очистка водоотводящих каналов, кюветов, канав, водосточных труб, ливневых колодцев (особое внимание обратить на прочистку водоотводящих кюветов и труб на улицах Котовского, Депутатская, 50 лет Октября, Луговая, пер. Московский, Депутатский, Городской), контроль прохождения воды по ручьям Ерик, Подгорный, организация взаимодействия с Уваровским и Ржаксинским районами по вопросу состояния водоемов и недопущения затопления территории города, наблюдение за улицами Осипова, Песчаная, Красина, ежегодно подвергающихся подтоплению (том 2, л.д.87).
В целях своевременной подготовки гидротехнических сооружений на реках, прудах и водоемах, беспрепятственного пропуска весенних паводковых вод 2013 г. на территории района распоряжением администрации Уваровского района Тамбовской области N 16-р от 04.02.2013г. утвержден состав районной комиссии по пропуску весенних паводковых вод, на которую возложено руководство подготовкой к весеннему паводку и пропускам паводковых вод на территории района. Кроме того, распоряжением администрации Уваровского района Тамбовской области N 27-р от 22.02.2013г. "О подготовке к пропуску весеннего паводка на территории Уваровского района в 2013 году" отделу гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности администрации района (Солопов) поручено разработать и осуществить мероприятия по подготовке безаварийного пропуска весеннего паводка на всех гидротехнических и искусственных дорожных сооружениях; утвердить перечень прудов и водохранилищ, которые требуют особой подготовки к пропуску паводковых вод в 2013 году согласно приложению N 1 и перечень искусственных сооружений на автомобильных дорогах района согласно приложению N 2; районной и сельским комиссиям по организации пропуска весеннего паводка, ООО "Дорожник", ООО "Уваровская ДСПМК" усилить контроль за подготовкой к паводку объектов, перечисленных в приложениях NN 1,2. Согласно приложению N 1 к указанному распоряжению, в перечень прудов и водохранилищ, которые требуют особой подготовки к пропуску паводковых вод в 2013 году, включено ГТС пруда в 7 км. западнее г.Уварово (муниципальное образование - Уваровский район).
Из материалов дела видно, что на территории Уваровского района в 7 км. западнее г.Уварово Тамбовской области на ручье Подгорный находится плотина. Данное сооружение, исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", является гидротехническим сооружением.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, разрушение ГТС, расположенного в 7 км. западнее г.Уварово (пруд Рыбинский) явилось причиной резкого повышения уровня воды в ручье Подгорный и, наряду с неудовлетворительным состоянием русла ручья Подгорный, следствием подтопления 02.04.2013г. территории города Уварово Тамбовской области, в том числе жилого дома, принадлежащего истцу Беляевой О.В.
В соответствии с актом обследования ГТС прудов и водохранилищ, расположенных на ручье Подгорный и прилегающих к нему балках от 03.04.2013 года, комиссией проведено обследование ГТС прудов и водохранилищ, расположенных на р.Подгорный и прилегающих к нему балках на предмет их технического состояния и возможного подтопления отдельных домовладений, расположенных по берегам р.Подгорный в г.Уварово 02.04.2013 года. Проверкой, в том числе, установлено, что ГТС пруда, расположенного в 7 км. западнее г.Уварово (Рыбинский) разрушено.
Проведя обследование ГТС прудов и водохранилищ, расположенных на р.Подгорный и прилегающих к нему балках в Уваровском и Ржаксинском районах комиссия пришла к выводу, что подтопление домовладений, расположенных по берегам ручья Подгорный в г.Уварово произошло из-за быстрого таяния снега 02.04.2013 года, большого количества поступления с полей и балок воды и льдин в русло водного объекта р.Подгорный, который не справился с их приемом и пропуском (Т.1, л.д.247).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населений и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ предусмотрено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Важным является конституционное закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Исходя из изложенного, анализируя нормативные правовые акты администрации Тамбовской области, органов местного самоуправления, заключение и дополнения экспертов Тамбовской ЛСЭ Минюста России от 19.09.2014 года, а также обстоятельства возникновения чрезвычайной ситуации и затопления жилого дома истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией г.Уварово и администрацией Уваровского района Тамбовской области своевременно не выполнено мероприятий, установленных распоряжением администрации Тамбовской области от 18.02.2013г. N 56-р "О подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности области в 2013 году".
В частности не осуществлен комплекс неотложных мер по обеспечению в зимне-весенний период 2013 года защищенности опасных объектов и населения от наводнения, не обеспечено безопасное функционирование бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, в частности ГТС пруда, расположенного в 7 км. западнее г.Уварово, не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий, не осуществлены мероприятия по подготовке безаварийного пропуска весеннего паводка на указанном гидротехническом сооружении, в том числе установление критериев его безопасности, не проведены работы по расчистке от кустарника и мусора русла р.Подгорный в черте города Уварово Тамбовской области.
Не выполнено и распоряжение администрации города Уварово Тамбовской области N 39-р от 26.02.2013г. "О подготовке к пропуску весеннего паводка на территории города Уварово в 2013 году", а именно не проведен комплекс подготовительных мероприятий по недопущению подтопления паводковыми водами жилых домов, не осуществлен надлежащий контроль прохождения воды по ручьям Ерик, Подгорный, не организовано должным образом взаимодействие с Уваровским районом по вопросу состояния водоемов и недопущению затопления территории города.
Из заключения экспертов Тамбовской ЛСЭ Минюста России Шелковникова Д.Ю. и Бородиной Н.Н. от 19.09.2014г. и пояснений в судебном заседании 06.04.2015г., а также материалов дела следует, что основной причиной произошедшего 02.04.2013г. подтопления территории города Уварово, в том числе домовладения истца Беляевой О.В., является неудовлетворительное состояние русла ручья Подгорный (практически на протяжении всего исследуемого участка имеются места захламления бытовыми отходами: предметы из полимерного материала, бумага, древесные фрагменты и т.д. том 4, л.д.202), в связи с чем, судом обоснованно отвергнуты доводы представителей администрации г.Уварово об отсутствии в деле доказательств виновности ответчика муниципального образования городской округ г.Уварово в наступлении неблагоприятных для истца последствий.
Со стороны администрации Уваровского района Тамбовской области также не выполнено само распоряжение администрации района N 16-р от 04.02.2013г.: не обеспечено безопасное функционирование и эксплуатация ГТС пруда, расположенного в 7 км. западнее г.Уварово, не усилен контроль за подготовкой к паводку данного объекта, учитывая тот факт, что разрушение указанного гидротехнического сооружения являлось причиной чрезвычайной ситуации, произошедшей в г.Уварово в 2012 году, и виновное бездействие в том числе, администрации Уваровского района, признано вступившими в законную силу судебными актами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.10.2014г. N 15/002/2014-947 (том 4, л.д.256), ГТС пруда в 7 км. западнее г.Уварово, кадастровый (или условный) номер объекта *** назначение объекта: поддержание уровня воды для водохозяйственной деятельности, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 01 июня 2013 года на основании заявления администрации Уваровского района Тамбовской области, которая обратилась в регистрирующий орган 13 мая 2013 г., то есть после чрезвычайной ситуации.
При этом судом правомерно отмечено, что отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района.
Таким образом, в связи с отсутствием собственников вышеуказанного ГТС и бездействием муниципальных образований - Уваровский район, город Уварово в лице их администрации по своевременному выявлению бесхозяйного ГТС, постановке его на учет, и контролю за его состоянием, меры по обеспечению безопасности ГТС не принимались, что привело к чрезвычайной ситуации, в результате которой произошло подтопление территории г.Уварово.
Нарушение положений в области безопасности гидротехнических сооружений и подготовки к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности в 2013 году, администрациями Уваровского района, г. Уварово, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных органов местного самоуправления, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них для надлежащего исполнения указанных положений, что повлекло разрушение ГТС и возникновение чрезвычайной ситуации на территории города Уварово Тамбовской области. Объективных доказательств невозможности своевременного предотвращения возникновения ЧС в материалах дела не имеется.
Судом первой инстанции тщательно изучены и проанализированы все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, им дана правильная правовая оценка. Совокупность исследованных судом по делу доказательств подтверждает обоснованность вывода суда первой инстанции о том, что именно бездействие администрации Уваровского района, и г. Уварово послужило причиной возникновения чрезвычайной ситуации и затопления жилого дома, принадлежащего истцу Беляевой О.В.
Поэтому ответственность по иску следует возложить на муниципальные образования городской округ город Уварово Тамбовской области и Уваровский район Тамбовской области, бездействие которых привело к возникновению чрезвычайной ситуации и затоплению жилого дома, принадлежащего истцу. Бездействие выразилось в несвоевременном, ненадлежащем осуществлении мероприятий по подготовке к пропуску весеннего паводка в городах и сельской местности Тамбовской области в 2013 году, а также ненадлежащем обеспечении необходимого контроля за складывающейся паводковой обстановкой на территории города Уварово и Уваровского района.
При такой ситуации судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о необходимости удовлетворения заявленных Беляевой О.В. исковых требований, поскольку ее право нарушено и должно быть восстановлено.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
На основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно статье 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Правильно определив ответчиков, на которых в соответствии с законом суду необходимо возложить указанную ответственность, суд первой инстанции обоснованно и в соответствии с приведенными правовыми нормами и материалами дела определилсумму ущерба подлежащую взысканию. Основания для вывода об ошибочности суда в названной части, коллегия не усматривает.
Все выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству, подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных материалов дела, согласуются между собой и не доверять им, оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с чем предусмотренных 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 02 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Уваровского района Тамбовской области и администрации г.Уварово Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.