судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Елагиной Т.В., Бурдюговского О.В.
при секретаре Трофимовой Е.С.
заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционной жалобе директора МБОУ СОШ N 76 г.Пензы Ларина А.В. с дополнениями к апелляционной жалобе представителя МБОУ СОШ N 76 г.Пензы по доверенности Пиманова И.Н. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 3 июля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района города Пензы в интересах и защиту прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ N 76 г.Пензы о понуждении к выполнению законных требований удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ N 76 г.Пензы оборудовать расположенное по адресу: "адрес" здание школы, в котором осуществляется учебный процесс, специальным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание образовательного учреждения, - пандусом (пологим спуском).
Взыскать с МБОУ СОШ N 76 г.Пензы государственную пошлину в доход местного бюджета - "данные изъяты" руб.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя МБОУ СОШ N 76 г.Пензы по доверенности Пиманова И.Н., просившего решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, представителя прокурора Октябрьского района г.Пензы Лункина С.А., просившего решение оставить без изменения, представителя финансового управления г.Пензы по доверенности Тамбовцевой Е.А., полагавшей разрешить вопрос по усмотрению суда, судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г.Пензы в интересах и защиту прав несовершеннолетних обратился в суд с иском к МБОУ СОШ N 76 г.Пензы и Управлению образования г.Пензы о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению законных требований, в котором просил признать незаконным бездействие МБОУ СОШ N 76 г.Пензы, выразившееся в невыполнении возложенных законом обязанностей соблюдения требований о создании условий для доступа инвалидов; обязать МБОУ СОШ N 76 г.Пензы, Управление образования г.Пензы оборудовать здание, расположенное по адресу: "адрес", средствами подъема (пандусом, пологим спуском или т.п.) либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке, указав, что школа является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в здании школы, расположенном по адресу: "адрес", отсутствуют условия для доступа инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, оно не оборудовано средствами подъема (пандусом, пологим спуском или т.п. либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке), то есть требования законодательства об образовании и о социальной защите инвалидов в МБОУ СОШ N 76 г.Пензы не выполняются.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил считать их предъявленными в интересах и защиту прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, а также отказался от искового требования к МБОУ СОШ N 76 г.Пензы о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении возложенных законом обязанностей соблюдения требований о создании условий для доступа инвалидов, а также от искового требования к Управлению образования г.Пензы о понуждении оборудовать здание, расположенное по адресу: "адрес", средствами подъема (пандусом, пологим спуском или т.п.) либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке, просил обязать МБОУ МОШ N 76 г.Пензы оборудовать здание школы, в котором осуществляется учебный процесс, расположенное по адресу: "адрес", специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание оборудованного учреждения (пандусом, пологим спуском или т.п., либо кнопкой вызова сотрудников).
Определением суда производство по делу в части требования истца к МБОУ СОШ N 76 г.Пензы о признании незаконным бездействия и в части требования истца к Управлению образования г.Пензы прекращено в связи с отказом от иска.
Представитель МБОУ СОШ N 76 г.Пензы и Управления образования г.Пензы по доверенностям Пиманов И.Н. в удовлетворении иска просил отказать в полном объеме.
Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе директор МБОУ СОШ N 76 г.Пензы Ларин А.В. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Суд незаконно применил ст.120 ГК РФ, утратившую силу с 01.09.2014, и не учел положения ст.210 ГК РФ о том, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Суд не исследовал вопрос о полномочиях ответчика по договору о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, сделав необоснованный вывод, что именно школа должна нести обязанности собственника здания, каковым не является. Имеется судебная практика, согласно которой обязанность произвести установку средств доступа инвалидов в нежилое помещение возлагалась именно на собственников нежилых помещений. Здание школы принадлежит муниципальному образованию г.Пенза, которое обязано содержать муниципальное имущество. Просил принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель МБОУ СОШ N 76 г.Пензы по доверенности Пиманов И.Н. указал, что согласно ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В данном случае имеет место реконструкция части объекта капитального строительства (здания школы) в виде изменения конструктивных элементов лестницы (входной группы). На школу по договору на передачу муниципального имущества в оперативное управление возложена обязанность осуществлять текущий и капитальный ремонт в пределах выделяемых на это бюджетных средств, а проведение реконструкции входной группы здания школы входит в исключительную компетенцию собственника в лице администрации г.Пензы, у которой имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, в том числе на обустройство здания школы пандусом или другими средствами подъема. Кроме того, в нарушение ст.48 ГПК РФ от имени прокурора как истца в суде выступал представитель по служебному удостоверению, а не по надлежаще оформленной доверенности.
Обсудив доводы жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу п.п.4.1.14, 4.1.15, 4.1.16 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
В соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения ("СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судом установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 76" г.Пензы 21.02.2000 поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы.
По Уставу МБОУ СОШ N 76 г.Пензы школа является юридическим лицом, создана в виде некоммерческой организации в форме учреждения; по своему статусу школа является общеобразовательным учреждением, по своей организационно-правовой форме школа является муниципальным учреждением; собственником имущества школы является муниципальное образование - город Пенза, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования города Пензы; школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности - всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за школой собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а также недвижимого имущества; собственник имущества школы не несет ответственности по обязательствам школы; имущество школы находится у нее на праве оперативного управления, школа может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; школа может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности и предусмотренные Уставом, и нести связанные с этой деятельностью обязанности; вопросы, не урегулированные Уставом, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, здание МБОУ СОШ N 76 г.Пензы, расположенное по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью и передано образовательному учреждению в оперативное управление.
В ходе проведенной 13.05.2015 прокуратурой Октябрьского района г.Пензы проверки беспрепятственного доступа инвалидов в здание МБОУ СОШ N 76 г.Пензы установлено, что в здании по адресу: "адрес" отсутствуют условия для доступа инвалидов, поскольку оно не оборудовано средствами подъема (пандусом, пологим спуском и т.п. либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке).
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается; доказательств устранения указанного нарушения не представлено.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд признал установленным и исходил из того, что доступ инвалидов и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание образовательного учреждения затруднен, в связи с чем допускается нарушение их прав; обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения и оборудованию входа в здание специальными приспособлениями лежит на МБОУ СОШ N 76 г.Пензы как бюджетном учреждении, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.
Доводы ответчика о том, что школа не является собственником здания и не может самостоятельно изыскать денежные средства для оборудования здания школы пандусом, правильно не приняты во внимание.
В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно признал, что именно МБОУ СОШ N 76 г.Пензы как бюджетное учреждение, владеющее зданием школы на праве оперативного управления, обязано оборудовать вход в здание пандусом (пологим спуском).
Ошибочная ссылка суда на положения ст.120 ГК РФ, утратившей силу с 01.09.2014, не может свидетельствовать о незаконности правильного по существу решения.
Выводы суда по настоящему делу не противоречат положениям ст.210 ГК РФ, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Не опровергает обоснованность судебного решения и ссылка в жалобе на нормы ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Мнение представителя ответчика о том, что в данном случае имеет место реконструкция части объекта капитального строительства, а по договору на передачу муниципального имущества в оперативное управление на школу возложена обязанность осуществлять текущий и капитальный ремонт в пределах выделяемых на это бюджетных средств, с учетом всех установленных обстоятельств не может быть положено в основу вывода об отказе в иске.
Отклоняя довод представителя ответчика о том, что проверка, проведенная прокуратурой Октябрьского района г.Пензы, является незаконной, поскольку могла быть проведена только после поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения законодательства, районный суд правильно сослался на положения ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющего прокурорам право принимать меры к устранению нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем обращения в суд с исками и заявлениями, независимо от способа получения информации о таких нарушениях.
При таких обстоятельствах суд правильно возложил на МБОУ СОШ N 76 г.Пензы обязанность оборудовать здание школы специальным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание образовательного учреждения, а именно пандусом (пологим спуском).
Как обоснованно указал суд первой инстанции, позиция стороны ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу должен быть собственник имущества в лице администрации г.Пензы, основана на ошибочном толковании норм материального права.
Правомерно признана несостоятельной и ссылка на отсутствие инвалидов-колясочников, обучающихся в МБОУ СОШ N 76 г.Пензы, что не освобождает ответчика от выполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, которые могут и не являться учащимися школы, в здание школы и оборудованию входа в образовательное учреждение специальными приспособлениями.
По обоснованному мнению суда, доводы представителя ответчика и Управления образования г.Пензы, касающиеся финансирования расходов на оборудование здания школы таким приспособлением, не могут быть признаны основанием к отказу в иске, отношения к рассматриваемому спору не имеют, предметом настоящего дела не являются.
Ссылка на наличие иной судебной практики по аналогичным делам правового значения для вывода о законности принятого решения по настоящему делу не имеет.
Довод о нарушении норм процессуального законодательства в связи с выступлением представителя прокуратуры по служебному удостоверению также не может быть положен в основу отмены судебного решения.
Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.
Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, на законе не основаны, направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 03.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МБОУ СОШ N 76 г.Пензы Ларина А.В. с учетом дополнений к жалобе представителя МБОУ СОШ N 76 г.Пензы по доверенности Пиманова И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.