Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Овчаренко А.Н.,
при секретаре Сюсюкиной Л.В.,
с участием прокурора Мищенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мырсина Михаила Васильевича к Собранию представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области об оспаривании нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Пунктом 1 решения Собрания представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее Собрание представителей города Нижний Ломов) от 08 февраля 2013 года N 552-86/4 утверждены Правила землепользования и застройки территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее Правила землепользования и застройки города Нижний Ломов) (том 2 л.д. 108, 110-129).
Решениями Собрания представителей города Нижний Ломов от 19 декабря 2013 года N 661-99/4 и от 03 июля 2014 года N 739-108/4 в указанные Правила землепользования и застройки внесены изменения, в том числе в градостроительный регламент для зоны индивидуальной жилой застройки (Ж1) (том 2 л.д. 156-162, 163-164, 184-185, 186-187).
Мырсин М.В., действуя через своего представителя по доверенности - Идрисову А.И., обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей города Нижний Ломов, в соответствии с которым просил признать недействующими вышеуказанные Правила землепользования и застройки города Нижний Ломов, утвержденные решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 08 февраля 2013 года N 552-86/4 (с последующими изменениями). В обоснование требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 58:21:0250229:26, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Карла Маркса, д. 22, с разрешенным использованием: под индивидуальный жилой дом. Согласно карте градостроительного зонирования территории города Нижний Ломов принадлежащий ему земельный участок отнесен к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1). Считал, что при утверждении указанных Правил землепользования и застройки и внесении в них последующих изменений нарушен установленный законом порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов, в том числе процедура проведения публичных слушаний, не были учтены сложившаяся застройка и фактическое землепользование его земельного участка, на котором расположены объекты предпринимательской деятельности (в частности, производство шлакоблоков), а установленный оспариваемыми Правилами землепользования и застройки градостроительный регламент для зоны индивидуальной жилой застройки (Ж1) не предусматривает виды разрешенного использования земельных участков, связанные с размещением объектов индивидуальной трудовой деятельности, малого и среднего бизнеса, с минимально разрешенным набором услуг местного значения, что, по его мнению, противоречит положениям ст. ст. 30, 31, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права как участника градостроительной деятельности и собственника земельного участка.
Определением судьи Пензенского областного суда от 20 ноября 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее администрация города Нижний Ломов) (том 1 л.д. 105).
В судебном заседании представители административного истца Мырсина М.В. - Идрисова А.И. и Елизарова Ю.В., имеющие высшее юридическое образование, действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях к нему (том 1 л.д. 3-5, 84-87, 108-111, 133-137), просили суд признать недействующими с момента принятия Правила землепользования и застройки территории города Нижний Ломов, утвержденные пунктом 1 решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 08 февраля 2013 года N552-86/4 (в редакции решений Собрания представителей города Нижний Ломов от 19 декабря 2013 года N661-99/4 и от 03 июля 2014 года N739-108/4).
Представитель административного ответчика - Собрания представителей города Нижний Ломов и заинтересованного лица - администрации города Нижний Ломов - Кусмарова Ю.В., имеющая высшее юридическое образование, действующая на основании доверенностей, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах на административное исковое заявление и дополнениях к ним (том 1 л.д. 91-93, 118-123, 124-129, 138-140), считала, что оспариваемые Правила землепользования и застройки не противоречат нормам градостроительного и земельного законодательства, приняты и введены в действие с соблюдением установленного порядка и компетенции органа местного самоуправления, а допущенные нарушения процедуры проведения публичных слушаний не являются существенными и не могут служить основанием для признания недействующим указанного нормативного правового акта.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Мищенко Н.В., находившей административное исковое заявление Мырсина М.В. подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу положений части 1 статьи 32, части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки и внесение в них изменений отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1.1 статьи 19 Устава города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (далее Устав города Нижний Ломов) представительным органом местного самоуправления данного муниципального образования является Собрание представителей (том 1 л.д. 165).
Согласно пункту 24 части 8 статьи 20 Устава города Нижний Ломов утверждение Правил землепользования и застройки входит в компетенцию Собрания представителей (том 1 л.д. 168).
По вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Пензенской области, Уставом, Собрание представителей принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города (часть 3 статьи 29 Устава города Нижний Ломов - том 1 л.д. 185).
Глава города Нижний Ломов исполняет полномочия председателя Собрания представителей, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Собранием представителей, подписывает протоколы сессий Собрания представителей (совместно с секретарем сессии) и принятые на ней решения (часть 2, пункт 2 части 5, пункт 5 части 6 статьи 22 Устава города Нижний Ломов - том 1 л.д. 174-175).
В соответствии с частями 3, 6 статьи 33 Устава города Нижний Ломов решения Собрания представителей, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижний Ломов, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов города Нижний Ломов является первая публикация полного текста муниципального правового акта в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" (том 1 л.д. 188).
В соответствии с Положением, утвержденным решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 мая 2009 года N39-5/4, информационное издание "Вести Нижнего Ломова" учреждено для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации (том 1 л.д. 200-202).
Как следует из обстоятельств дела, на основании договора подряда от 25 января 2012 года N 20, заключенного с администрацией города Нижний Ломов, ОАО "Пензенское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" выполнены работы по корректировке Правил землепользования и застройки территории города Нижний Ломов в связи с изменениями действующего законодательства и подготовлен новый проект Правил землепользования и застройки (том 2 л.д. 1-4, 5-73).
Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 декабря 2012 года N 534-83/4 назначены публичные слушания по вышеуказанному проекту Правил землепользования и застройки на 04 февраля 2013 года (том 2 л.д. 76-77).
По данным, представленным административным ответчиком, указанное решение Собрания представителей, проект Правил землепользования и застройки, а также объявление о проведении публичных слушаний, назначенных на 04 февраля 2013 года, опубликованы в приложении N 1 информационного издания "Вести Нижнего Ломова" от 29 декабря 2012 года N 33 (241) (том 2 л.д. 79-98).
04 февраля 2013 года состоялись публичные слушания по указанному проекту Правил землепользования и застройки, по результатам которых, предложений и замечаний не поступило, составлены протокол и заключение от 05 февраля 2013 года о возможности утверждения проекта в соответствии с Генеральным планом города, опубликованные 05 февраля 2013 года на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" и в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" от 06 февраля 2013 года N 3 (244) (том 2 л.д. 99-100, 101-102, 103, 104-105, 195-196).
Пунктом 1 решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 08 февраля 2013 года N 552-86/4, принятого единогласно на очередной сессии депутатов, утверждены Правила землепользования и застройки территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (том 2 л.д. 106-107, 108).
Указанное решение представительного органа вместе с Правилами землепользования и застройки, включая карты зонирования территории города и границ зон с особыми условиями использования территории, опубликованы в печатном издании "Вести Нижнего Ломова" от 09 февраля 2013 года N 4 (245). Текст указанного решения Собрания представителей также размещен 11 февраля 2013 года на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (том 2 л.д. 110-129,197).
Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 14 ноября 2013 года N 646-98/4 одобрен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижний Ломов и по нему назначены публичные слушания на 17 декабря 2013 года (том 2 л.д. 141-142).
Указанное решение Собрания представителей, проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки, а также объявление о проведении публичных слушаний, назначенных на 17 декабря 2013 года, опубликованы в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" от 15 ноября 2013 года N 30 (271) и 18 ноября 2013 года размещены на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (том 2 л.д. 143-148, 198).
17 декабря 2013 года состоялись публичные слушания по указанному проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, по результатам которых предложений и замечаний не поступило, составлены протокол и заключение о возможности утверждения проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии с Генеральным планом города, опубликованные 17 декабря 2013 года на официальном сайте органа местного самоуправления и в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" N 33 (274) от 20 декабря 2013 года (том 2 л.д. 149, 150-151, 152, 165, 199-200).
Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 19 декабря 2013 года N 661-99/4, принятым единогласно на очередной сессии депутатов, внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в том числе в градостроительный регламент для зоны индивидуальной жилой застройки (Ж1) (том 2 л.д. 153-155, 156-162).
Указанное решение представительного органа с картами градостроительного зонирования и границ зон с особыми условиями использования территории опубликованы в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" от 20 декабря 2013 года N 33 (274). Текст указанного решения Собрания представителей также размещен 23 декабря 2013 года на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (том 2 л.д. 163-164, 166, 201).
Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 мая 2014 года N 718-105/4 одобрен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Нижний Ломов и по нему назначены публичные слушания на 30 июня 2014 года (том 2 л.д. 169-173).
Указанное решение Собрания представителей (с допущенной технической ошибкой в дате его принятия - 28.04.2014), проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки, а также объявление о проведении публичных слушаний опубликованы в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" от 28 мая 2014 года N 10 (285) (том 2 л.д. 174-177).
02 июля 2014 года состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, по результатам которых предложений и замечаний не поступило, составлены протокол и заключение от 03 июля 2014 года о возможности утверждения проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии с Генеральным планом города (том 2 л.д. 178, 179, 180).
Решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 03 июля 2014 года N 739-108/4, принятым на очередной сессии большинством голосов депутатов, внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в том числе в градостроительный регламент для зоны индивидуальной жилой застройки (Ж1) (том 2 л.д. 182-183,184-185).
Указанное решение представительного органа с картой границ зон с особыми условиями использования территории опубликовано в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" от 04 июля 2014 года N13 (288). Текст указанного решения Собрания представителей также размещен 04 июля 2014 года на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (том 2 л.д. 186-187, 202).
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 08 февраля 2013 года N552-86/4 об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижний Ломов, от 19 декабря 2013 года N661-99/4 и от 03 июля 2014 года N739-108/4 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки приняты данным представительным органом в пределах полномочий, предоставленных ему законом и уставом муниципального образования, с соблюдением надлежащей формы и вида нормативного правового акта, в установленном порядке были опубликованы и введены в действие.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлены нарушения процедуры принятия указанных решений органа местного самоуправления.
Так, согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со статьей 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации граждане наряду с публично-правовыми образованиями признаются субъектами градостроительной деятельности.
В целях реализации указанных принципов в градостроительном законодательстве и законодательстве о местном самоуправлении закреплена открытая процедура принятия уполномоченными органами нормативных правовых актов в области градостроительных отношений, имеющих важное значение для населения, которая включает в себя исполнение указанными органами обязанности по информированию участников градостроительной деятельности и проведению с их участием публичных слушаний.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", публичные слушания, являются публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В данном случае процедура принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки и внесения в них изменения, в том числе порядок информирования населения и проведения публичных слушаний, установлены положениями статей 28, 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и нашли свое отражение в принятых на их основе муниципальных правовых актах города Нижний ломов, в частности, в Уставе города (том 1 л.д. 147-194) и Положении о публичных слушаниях (том 1 л.д. 195-199).
Однако требования вышеуказанных нормативных правовых актов не были соблюдены при утверждении оспариваемых Правил землепользования и застройки и внесении в них изменений. Доказательств обратного административным ответчиком в соответствии с возложенным на него бременем доказывания (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) суду не представлено.
Так, вопреки положениям частей 5, 6, 7 статьи 31, части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой местной администрации не принимались и не опубликовывались решения о подготовке проекта оспариваемых Правил землепользования и застройки и проектов внесения в них изменений с установлением этапов градостроительного зонирования, порядка и сроков проведения работ по их подготовке, иных положений, касающихся организации указанных работ; состав и порядок деятельности комиссии по подготовке указанных проектов не утверждались.
Ссылка представителя административного ответчика и заинтересованного лица на постановления Главы администрации города Нижний Ломов от 27 мая 2010 года N 146 "О составе и порядке деятельности комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Нижний Ломов" и от 12 мая 2011 года N 136 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Нижний Ломов" (том 1 л.д. 248-252, 253-255) не свидетельствует об отсутствии указанных нарушений, поскольку данные документы не имеют юридического отношения к оспариваемому нормативному правовому акту и были приняты в рамках подготовки проекта Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 13 февраля 2012 года N 412-65/4, которые признаны утратившими силу пунктом 2 решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 08 февраля 2013 года N 552-86/4 (том 2 л.д. 108). Данное обстоятельство, в частности, следует из содержания приложения N 3 к указанному постановлению Главы администрации города Нижний Ломов от 12 мая 2011 года N 136, согласно которому сроки исполнения мероприятий по подготовке проекта Правил истекли еще в мае 2011 года, то есть еще до начала процедуры принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки (том 1 л.д. 255), а также из объяснений представителя административного ответчика и заинтересованного лица, согласно которым утвержденный в 2010 году состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки неоднократно изменялся, однако новый состав комиссии не утверждался.
В соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации продолжительность публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. В случае подготовки изменений в Правила землепользования и застройки срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Между тем, как установлено в судебном заседании, проект оспариваемых Правил землепользования и застройки был опубликован 29 декабря 2012 года, публичные слушания по нему проведены 04 февраля 2013 года, т.е. менее чем через два месяца с момента опубликования; проекты последующих изменений в оспариваемые Правила землепользования и застройки опубликованы 15 ноября 2013 года и 28 мая 2014 года, публичные слушания по ним состоялись 17 декабря 2013 года и 02 июля 2014 года соответственно, т.е. в обоих случаях более чем через один месяц со дня опубликования.
Таким образом, публичные слушания, как по проекту оспариваемых Правил землепользования и застройки, так и по проектам внесения в них изменений проведены органом местного самоуправления с нарушением сроков, установленных частями 13 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания протокола сессии Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 декабря 2012 года N83 (том 2 л.д. 74-75), в нем отсутствует указание на включение в повестку дня вопроса о назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки на 04 февраля 2013 года, не отражены результаты обсуждения и голосования депутатов по данному вопросу, а также принятие депутатами решения от 28 декабря 2012 года N534-83/4 о назначении публичных слушаний на указанную дату (том 2 л.д. 76-77), что свидетельствует о несоблюдении административным ответчиком требований пунктов 8.8, 11.8, 11.9, 11.13, 11.14 Регламента Собрания представителей города Нижний Ломов, утвержденного решением данного представительного органа от 03 июля 2009 года N44-7/4 (том 2 л.д. 203-214), и установленного порядка принятия решения о назначении публичных слушаний.
Согласно протоколу сессии Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 мая 2014 года N 105 публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки были назначены на 02 июля 2014 года (том 2 л.д. 168). Между тем, в соответствии с пунктом 2 принятого на данной сессии решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 мая 2014 года N718-105/4 публичные слушания по указанному проекту назначены на иную дату - 30 июня 2014 года (л.д. 2 л.д. 169). Расхождения во времени проведения публичных слушаний по указанному проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки также имеются и в иных документах: в тексте информационного сообщения, содержащемся в решении Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 мая 2014 года N718-105/4, - 02 июля 2014 года в 10.00 часов (том 2 л.д. 170), в объявлении о публичных слушаниях, размещенном в печатном издании "Вести Нижнего Ломова" от 28 мая 2014 года N 10 (285) - 02 июля 2014 года без указания времени (том 2 л.д. 176), в протоколе публичных слушаний - 02 июля 2014 года в 14.00 часов (том 2 л.д. 178). Указанные недостатки, порождающие неопределенность в дате и времени проведения публичных слушаний, свидетельствуют о ненадлежащем информировании их потенциальных участников.
В ходе рассмотрения дела судом установлены и другие нарушения в части доведения административным ответчиком необходимой информации до участников градостроительной деятельности при принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки и внесении в них изменений.
Так, в силу требований части 12 статьи 31, части 5 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Как следует из обстоятельств дела, решение Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 декабря 2012 года N 534-83/4 о назначении публичных слушаний на 04 февраля 2013 года по проекту оспариваемых Правил землепользования и застройки, содержание данного проекта и объявление о проведении публичных слушаний были опубликованы органом местного самоуправления лишь в приложении N 1 к информационному изданию "Вести Нижнего Ломова" от 29 декабря 2012 года N 33 (241) (том 2 л.д. 79-98), что с учетом его тиража в 30 экземпляров, из которых 9 экземпляров согласно разделу 7 Положения о данном издании распространяются в различных государственных и муниципальных органах и учреждениях (том 1 л.д. 201-202), по мнению суда, является недостаточным для информирования населения муниципального образования численностью более 22 тысяч человек (по сведениям, имеющимся на официальном сайте администрации города Нижний Ломов).
При этом, суд учитывает, что в силу части 6 статьи 33 Устава города Нижний Ломов в целях обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, копия соответствующего правового акта после вступления его в силу в обязательном порядке направляется в библиотеки на территории г. Нижний Ломов, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (том 1 л.д. 188).
Положением об информационном издании "Вести Нижнего Ломова" (раздел 7), учрежденном для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации, предусмотрено, что 3 экземпляра издания подлежат передаче в МУП Нижнеломовского района "Центральная межпоселенческая библиотека" (том 1 л.д. 201-202).
Между тем, как следует из содержания справки Муниципального учреждения культуры "Центральная межпоселенческая библиотека Нижнеломовского района" (том 1 л.д. 232-234) в архиве данного учреждения имеется экземпляр информационного издания "Вести Нижнего Ломова" от 29 декабря 2012 года N 33 (241) на 58 страницах без приложения N 1 к данному выпуску газеты на 40 страницах, в котором были опубликованы решение Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 декабря 2012 года N 534-83/4, проект оспариваемых Правил землепользования и застройки и объявление о проведении публичных слушаний, что свидетельствует о невыполнении административным ответчиком вышеприведенных требований муниципальных правовых актов о передаче экземпляра печатного издания в библиотечный фонд и невозможности ознакомления населения с указанными документами.
Доказательств обратного, а также доведения до граждан необходимой информации о содержании проекта Правил землепользования и застройки и проектов вносимых в них изменений иными способами, в том числе путем организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов проектов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проектов на собраниях жителей, по радио, телевидению, административным ответчиком не представлено.
Также в нарушение требований части 7 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 9.8 Положения "О публичных слушаниях в городе Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области", утвержденного решением Собрания представителей города Нижний Ломов от 06 декабря 2011 года N 372-60/4 (том 1 л.д. 199), заключение от 03 июля 2014 года о результатах публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки, проведенных 02 июля 2014 года (том 2 л.д. 180), не опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и не размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет".
Вопреки прямому указанию в самих муниципальных правовых актах на официальном сайте органа местного самоуправления не были опубликованы решение Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 декабря 2012 года N 534-83/4 и объявление о назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки на 04 февраля 2013 года (том 1 л.д. 77), решение Собрания представителей города Нижний Ломов от 28 мая 2014 года N 718-105/4 и извещение о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки (том 2 л.д. 169).
Кроме того, газетные публикации картографических материалов проектов Правилами землепользования и застройки и вносимых в них изменений (том 2 л.д. 90-91, 147 оборот, 175, 177), произведены в черно-белом изображении и таком масштабе, которые не позволяют прочесть содержащиеся в них текстовые данные и определить, какие именно части города относятся к тем или иным территориальным зонам, что препятствует установлению их содержания потенциальными участниками публичных слушаний.
Совокупность всех вышеперечисленных нарушений, является существенной и свидетельствует о грубом несоблюдении органом местного самоуправления установленной законом процедуры принятия Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений (в том числе процедуры публичных слушаний), что, исходя из положений пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 17, 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", имеет юридическое значение и служит достаточным основанием для признания судом оспариваемого нормативного правового акта недействующим без исследования его содержания и других обстоятельств дела.
В связи с этим, учитывая, что Мырсин М.В., как собственник земельного участка, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Карла Маркса, д. 22, является участником градостроительной деятельности на территории данного муниципального образования и субъектом отношений, урегулированных Правилами землепользования и застройки, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, принятым с нарушением установленной процедуры, и наличии оснований для вынесения решения об удовлетворении его административных исковых требований.
В силу статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
С учетом данных положений и разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения судом решения применялся, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать Правила землепользования и застройки города Нижний Ломов, утвержденные пунктом 1 решения Собрания представителей города Нижний Ломов от 08 февраля 2013 года N552-86/4 (в редакции решений Собрания представителей города Нижний Ломов от 19 декабря 2013 года N661-99/4 и от 03 июля 2014 года N739-108/4) недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на Собрание представителей города Нижний Ломов обязанность опубликовать сообщение о решении суда в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу Мырсина М.В. подлежат взысканию понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (том 1 л.д. 6).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мырсина Михаила Васильевича к Собранию представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки территории города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, утвержденные пунктом 1 решения Собрания представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 08 февраля 2013 года N552-86/4 (в редакции решений Собрания представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области от 19 декабря 2013 года N661-99/4 и от 03 июля 2014 года N739-108/4).
Обязать Собрание представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области опубликовать сообщение о решении суда в информационном издании "Вести Нижнего Ломова" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Собрания представителей города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области в пользу Мырсина Михаила Васильевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2015 года.
Судья: А.Н. Овчаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.