Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Лапшиной О.С.,
с участием прокурора Белоусова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3-404/15 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Торговые ряды" об оспаривании в части распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и об оспаривании в части распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", руководствуясь ст. 177, 215 Кодекса Административного судопроизводства
установил:
20 декабря 2013 года Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение N 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631). Распоряжение опубликовано в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 242 от 23 декабря 2013 года, а также 17 апреля 2014 года - на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru.
19 декабря 2014 года Министерством имущественных отношений Московской области принято распоряжение N 12ВР-1559 "Об определении перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559). Распоряжение опубликовано в издании Ежедневные Новости. Подмосковье" N 243 от 29 декабря 2014 года, а также 30 декабря 2014 года - на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru.
Закрытое акционерное общество "Торговые ряды" (далее - ЗАО "Торговые ряды") обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части названных нормативных правовых актов.
Неоднократно уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, административный истец просит суд признать распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 недействующим в части включения в Перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, за номером 3159 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040503:2282 вместо объекта с кадастровым номером 50:58:0040504:398, а также признать распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559 в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, за номером 774 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:32:0040299:1993 вместо объекта недвижимости с кадастровым номером 50:58:0040504:398 (т. 1 л. д. 3-9, 123-126, 199-201).
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что данные объекты ошибочно включены в названные Перечни, утвержденные оспариваемыми распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области.
Административный истец также указывает, что объект недвижимости с кадастровым номером 50:58:00405503:2282, включенный в Перечень, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631, прекратил свое существование в связи с его разделом на два самостоятельных объекта - с кадастровым номером 50:58:0040504:397 и с кадастровым номером 50:58:0040504:398.
По утверждению истца не существует также и объект недвижимости с кадастровым номером 50:32:0040299:1993, включенный в Перечень, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559, поскольку сведения о нем отсутствуют в государственной кадастре недвижимости (далее - ГКН), а также в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Административный истец полагает, что вместо указанных объектов недвижимости, ошибочно включенных в названные Перечни, в них подлежит включению принадлежащий им на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040504:398, образовавшийся в результате раздела объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:00405503:2282, отвечающий необходимым критериям для включения в данные Перечни.
Административный истец утверждает, что невключение объекта недвижимости с кадастровым номером 50:58:0040504:398 в указанные Перечни лишает ЗАО "Торговые ряды" возможности платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости этого объекта, а не из его среднегодовой стоимости, что влечет увеличение налогового бремени, нарушает его (истца) права налогоплательщика и противоречит налоговому законодательству. Кроме того, административный истец утверждает, что включение в Перечень, определенный распоряжением от 20 декабря 2013 года N 1631 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040504:398, ранее находившегося у него (истца) в собственности, может привести в двойному налогообложению.
Представители ЗАО "Торговые ряды" - Ерохина А.Н. и Музалева Е.Н. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области - Гусева М.Н. и Снеткова Д.Н. и филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - Толкачев Д.Г. в судебном заседании требования ЗАО "Торговые ряды" не признали и пояснили, что распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 и от 19 декабря 2014 года N 12 ВР-1559 приняты в пределах полномочий Министерства в полном соответствии с требованиями федерального законодательства и в оспариваемых частях не нарушают и не затрагивают права административного истца. В удовлетворении требований ОАО "Торговые ряды" указанные представители просят отказать.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Территориальное управление Росимущества по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения представителей ЗАО "Торговые ряды, Министерства имущественных отношений Московской области, филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать, приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, который устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Таковым, в силу положений ст. 374 НК РФ для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.
Законом Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге не имущество организаций Московской области" (в редакции Закона Московской области от 15 ноября 2013 года N 137/2013-ОЗ) установлено, что на территории Московской области с 1 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе, торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 ст. 278.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.
Анализ названных норм свидетельствует о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом и размещены на надлежащем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 под номером 3159 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040503:2282 (т. 1 л.д.11-12).
Судом также установлено, что данный объект недвижимого имущества - гостиничный торгово-развлекательный комплекс, являлся собственностью административного истца - ЗАО "Торговые ряды". Однако 22 ноября 2012 произведена государственная регистрация прекращения права собственности административного истца на данный объект ввиду его раздела на два самостоятельных объекта недвижимого имущества с кадастровыми номерами 50:58:0040504:397 и 50:58:0040504:398. Право собственности истца на данные объекты зарегистрировано в установленном порядке..
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей административного истца, копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровыми паспортами, кадастровыми справками, выписками из ЕГРП, уведомлением Управления Росреестра по Московской области, письменным сообщением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (т. 1 л. д. 13, 14, 17, 19, 53, 57, 206207, 208, 209, 210-211, 214, 238-241).
Как усматривается из письменного ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на запрос суда, то обстоятельство, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040503:2282 был включен в оспариваемый нормативный акт вызвано тем, что на период формирования Перечня сведения о данном объекте имелись в государственном кадастре недвижимости. Снят с кадастрового учета объект был лишь 24 июня 2014 года (т. 1 л.д. 239).
Кроме того, судом установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный оспариваемым распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559 под номером 774 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 50:32:0040299:1993 (т. 1 л.д. 15-16).
Согласно сообщению филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области и Уведомлению Управления Росреестра по Московской области в ГКН и ЕГРП отсутствуют сведения о данном объекте и зарегистрированных на него правах (т. 1 л. д. 240, 158-159).
Доводы представителей административного истца, что этот объект ошибочно указан вместо принадлежащего ЗАО "Торговые ряды" объекта с кадастровым номером 50:58:0040504:398, поскольку совпадает адрес данных объектов, суд находит необоснованным.
Как следует из материалов дела, административный истец обращался с заявлением о включении в Перечень принадлежащего им объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040504:398 в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также вопросов определения вида фактического использования зданий и помещения для целей налогообложения, созданную приказом Министра имущественных отношений Московской области от 22 января 2015 года N 3. Однако решением комиссии от 22 апреля 2015 года в удовлетворении данного заявления ЗАО "Торговые ряды" было отказано ввиду отсутствия оснований для этого. При этом тождество объектов с кадастровым номером 50:58:0040504:398 и с кадастровым номером 50:32:0040299:1993 комиссией установлено не было (т. 1 л. д. 181-182, 186-188).
Таким образом, судом установлено, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 50:58:0040503:2282 и 50:32:0040299:1993 включенные в Перечни, определенные оспариваемыми распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области объектами налогообложения не являются. Само по себе наличие данных объектов в указанных Перечнях каких-либо правовых последствий для административного истца не влечет.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушении оспариваемыми нормативными актами его прав налогоплательщика и налогового законодательства являются несостоятельными.
Несостоятельными являются и доводы представителей ЗАО "Торговые ряды" о возможных претензиях к организации со стороны налоговых органов по объекту с кадастровым номером 50:58:0040503:2282, который прекратил свое существование в 2012 году, поскольку оспариваемый Перечень не содержит сведений о субъектах налогообложения.
Как установлено судом и подтверждено представителями ЗАО "Торговые ряды" указанный объект недвижимого имущества не учтен на балансе организации в качестве основных средств и, в силу положения ст. 374 НК РФ, не является для данной организации объектом налогообложения.
Фактически требования административного истца сводятся к требованию о включении в вышеназванные Перечни принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:58:0040504:398, образовавшегося в результате раздела объекта с кадастровым номером 50:58:0040503:2282. Между тем, согласно статьи 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Исходя из данного конституционного принципа разделения властей, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять содержание издаваемых ими актов и возлагать на органы государственной власти обязанность по дополнению (изменению) принятых ими нормативных правовых актов.
Проанализировав вышеприведенные положения федерального и областного законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы приняты компетентным органом исполнительной власти Московской области, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ЗАО "Торговые ряды".
Руководствуясь ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ЗАО "Торговые ряды" об оспаривании в части распоряжения Министерства распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года N 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и об оспаривании в части распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 19 декабря 2014 года N 12ВР-1559 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.