Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А., Соловьева С.В.,
при секретаре Кулымовой А.В.,
рассмотрев дело по иску Патриной Л.И. к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Министерству образования Московской области о признании незаконным отказа во включении в список для предоставления внеочередного жилого помещения, признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда, обязании включить в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, обязании предоставить однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда,
по кассационной жалобе Патриной Л.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 08 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н.,
объяснения Патриной Л.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
установил:
Патрина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Министерству образования Московской области о признании незаконным отказа во включении в список для предоставления внеочередного жилого помещения, признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда, обязании включить в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, обязании предоставить однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, проживает в приемной семье на территории Шатурского муниципального района Московской области, однако распоряжением отдела опеки и попечительства Министерства образования по Шатурскому муниципальному району ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Шатурского муниципального района, поскольку у нее отсутствует регистрация по месту жительства на территории Шатурского муниципального района, а кроме того, она принята на учет и включена в данный список администрацией Кромского района Орловской области.
Представитель ответчика администрации Шатурского муниципального района Московской области исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства образования Московской области и третьего лица - отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шатурскому муниципальному району против иска
возражал.
Третье лицо - представитель администрации Кромского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил требования истца удовлетворить.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 07 апреля 2015 года исковые требования Патриной Л.И. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 08 июня 2015 года решение суда отменено, по делу постановлено новое решение об отказе в удовлетворении требований Патриной Л.И.
В кассационной жалобе Патрина Л.И. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 08 июня 2015 года, оставив в силе решение Шатурского городского суда Московской области от 07 апреля 2015 года.
21 сентября 2015 года указанное гражданское дело истребовано для изучения в Московский областной суд и определением судьи Московского областного суда Рудаковой О.А. от 18 ноября 2015 года с кассационной жалобой передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения судом апелляционной инстанции были допущены и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Патрина Л.И., 13 декабря 1995 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Кромского районного суда Орловской области от 13 декабря 2001 года ее родители лишены родительских прав. В связи с тем, что истец осталась без попечения родителей, постановлением главы администрации Новодеревеньковского района Орловской области от 28 декабря 2001 года над ней была установлена опека. Опекуном назначены Патрина Т.Н. и Патрин И.Я., местом жительства Патриной Л.И. определено место жительства опекунов.
Патрина Л.И. зарегистрирована по месту жительства в селе " ... " Кромского района Орловской области.
Опекуны Патриной Л.В. до 2011 года проживали и были зарегистрированы по месту жительства по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, пос. " ... ", ул. " ... ", дом " ... ". В связи с переездом на новое место жительства 19 июля 2011 года они сняты с регистрационного учета и зарегистрированы по адресу: Московская область, г. Шатура, пр-т " ... ", дом " ... ", кв. " ... ". В тот же день, находящаяся под опекой Патрина Л.И., также была зарегистрирована в указанной квартире по месту пребывания и фактически постоянно проживает по месту жительства ее опекунов. С 2013 года она является студентом очного отделения Московского " ... " университета печати им. " ... ".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Патриной Л.И. и обязывая Министерство образования Московской области включить ее в сводный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Московской области, а администрацию Шатурского муниципального района Московской области - предоставить Патриной Л.И. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пришел к выводу, что местом жительства Патриной Л.И. является место жительства ее опекунов, расположенное в Шатурском районе Московской области. При этом учтено, что проживание Патриной Л.И. с родителями лишенными в отношении нее родительских прав, невозможно.
Отменяя решение суда, судебная коллегия исходила из того, что местом жительства Патриной Л.И. является место ее постоянной регистрации - Орловская область, Кромской район, с. " ... ", дом " ... ". В связи с тем, что с регистрационного учета она не снята, то подлежит обеспечению жилым помещением на территории указанного субъекта Российской Федерации; возможность предоставления указанной льготы ребенку-сироте по месту временной регистрации по месту пребывания Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрена.
С данным выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, по смыслу данного федерального закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года N 248/2007-ОЗ (ред. от 01 июля 2015 года) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим место жительства в Московской области.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
В ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст. 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
Принимая во внимание, что постановлением главы администрации Новодеревеньковского района Орловской области от 28 декабря 2001 года местом жительства несовершеннолетней Патриной Л.И. определено место жительства ее опекунов, которые совместно с Патриной Л.И. постоянно проживают в г. Шатура Московской области, а также вывод суда первой инстанции о невозможности проживания Патриной Л.И. с родителями, лишенными в отношении нее родительских прав, вывод суда апелляционной инстанции о том, что Патрина Л.И. подлежит однократному обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Орловской области, противоречит вышеуказанным нормам права и правовой позиции Верховного Суда РФ.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав Патриной Л.И., в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции обстоятельства дела установлены в полном объеме, правильно определены правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, то президиум считает правильным, не передавая дело на новое апелляционное рассмотрение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 13 мая 2015 года отменить, решение Шатурского городского суда Московской области от 07 апреля 2015 года оставить в силе.
Председательствующий В.Г. Виноградов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.