Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Фахретдиновой Р.Ф.
Хамидуллиной Э.М.
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ... на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования р.в.а. к Администрации ... о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию ... заключить с р.в.а. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 1777 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), надворных построек, расположенного по адресу: адрес, путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направления указанного договора р.в.а..
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
р.в.а. обратился в суд с иском к Администрации ... о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками: литеры А,а, общей площадью 28,7 кв.м, расположенный по адресу: адрес, на основании кадастрового паспорта от дата, договора аренды земельного участка от дата N ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Земельный участок, общей площадью 1777 кв.м, на котором расположено домовладение, прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый N ... , по категории земель относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек.
Истец дата обратился к ответчику с заявлением о закреплении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ... от дата N N ... истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка.
Истец просил суд обязать ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, подготовить и направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 1777кв.м, расположенного по адресу: адрес; обязать ответчика подготовить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от дата N ... и направить его совместно с проектом договора купли-продажи земельного участка истцу для подписания. В судебном заседании исковые требования в части обязания подготовить соглашение о расторжении договора аренды истец не поддержал в связи с истечением срока аренды.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не согласившись с решением суда, Администрация ... в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в обоснование указывает, что площадь спорного земельного участка превышает допустимый размер, установленный в городских округах Республики Башкортостан для обслуживания индивидуального жилого дома площадью 28,7 кв.м; испрашиваемый земельный участок входит в зону рекреационного назначения.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации ... м.а.х., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, р.в.а., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного решения.
Согласно ст. 27 ЗК Российской Федерации, к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную: собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных стю 95 настоящего Кодекса); зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
В силу ч. 4 ст. 28 ЗК Российской Федерации, в редакции на дату отказа в предоставлении земельного участка, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 1 ст. 36 ЗК Российской Федерации, в редакции возникновения спорных правоотношений, установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК Российской Федерации, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных нужд, на основании ч. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предоставлению в частную собственность (приватизации) не подлежат.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, р.в.а. является собственником жилого дома, общей площадью 28,7 кв.м по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от датаг.
дата между Управлением по земельным ресурсам Администрации ... и р.в.а. заключен договор аренды земельного участка площадью 1777 кв.м, расположенного по адресу: адрес. Срок аренды с дата до датаг., вид разрешенного использования: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), надворных построек.
Как указано в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата на земельный участок с кадастровым номером N ... , общей площадью 1777 кв.м по адресу: адрес, данные о правообладателе отсутствуют, с датаг. зарегистрировано ограничение, а именно: аренда, со сроком с дата до дата Договоров участия в долевом строительстве, правопритязаний, заявленных в судебном порядке права требования, отметок о возражении в отношении зарегистрированного права не зарегистрировано.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... земельный участок с кадастровым номером N ... , имеет площадь 1777+/-15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), надворных построек, расположен по адресу: адрес. Земельный участок входит в территориальную зону: "Рекреационная зона, Р-1", N ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правила землепользования и застройки городского округа ... от дата N ... (в редакции от дата N ... ).
дата истцом в адрес ответчика было подано заявление о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ... от дата N N ... истцу отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка для приобретения его собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения "Р-1", предназначенной для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований р.в.а. суд первой инстанции исходил из того, что он является собственником индивидуального жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, который не относится к участкам, которые в соответствии с законом не могут находиться в частной собственности граждан.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Учитывая положения пунктов 5, 8, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. 3 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" и ст. 56, 85 ЗК Российской Федерации, исходя из того, что доказательства государственной регистрации ограничений прав, в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", стороной ответчика не представлено, судебная коллегия полагает, что Администрация ... необоснованно отказала истцу в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
Положениями ч. 2 ст. 94 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. 98 ЗК Российской Федерации правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 ЗК Российской Федерации, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В силу п. 2 ст. 98 ЗК Российской Федерации в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Как указано в п. 5 ст. 98 ЗК Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В п. 8 ст. 1 ГрК Российской Федерации градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
В настоящий момент на территории городского округа ... указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Ст. 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно ст. 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК Российской Федерации, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорных земельных участков такие акты не принимались, поэтому эти участки могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков ст. 27 ЗК Российской Федерации не установлены ограничения в обороте.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст. 94 - 100 ЗК Российской Федерации, не имеется, в связи с чем судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы о необходимости отказа в признании за истцом права собственности на спорный земельный участок по данному основанию несостоятельным, и не принимает во внимание. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 ЗК Российской Федерации является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, входит в зону рекреационного назначения, расположение жилых домов в зоне рекреационного назначения недопустимо, не влекут отмены решения, так как видно из приведенных выше норм материального права, данные обстоятельства не ограничивают спорный земельный участок в его оборотоспособности.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы ответчика об отсутствии доказательств наличия необходимости размещения жилого дома площадью 28,7 кв.м на испрашиваемом земельном участке, поскольку площадь участка в 1777 кв. м свидетельствует о том, что земельный участок изначально отводился для строительства не только индивидуального жилого дома, но и надворных построек необходимых для обслуживания дома. Истцом земельный участок использован по целевому назначению.
Кроме того, ранее спорный земельный участок принадлежал истцу на правах аренды и какие-либо ограничение по его площади в договоре отсутствовали.
Более того, земельный участок сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости в пределах установленных границ и указанными характеристиками. Ответчиком, выступающим в качестве лица, управомоченного распоряжаться таким земельным участком до разграничения государственной собственности на него, каких-либо действий по определению необходимой площади по заявлению р.в.а. с дата не предпринято. Каких-либо доказательств суду первой инстанции о том, что площадь земельного участка 1777 кв.м не является необходимой для завершения строительства жилого дома и его обслуживания с надворными постройками, ответчиком в противоречие со ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено. Сведений о том, что земельный участок не в полном объеме используется истцом, в материалах дела ответчиком, который вправе осуществлять муниципальный земельный контроль, не представлено, а р.в.а. опровергается.
Истец имеет право на приобретение земельного участка путем выкупа, поскольку право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных ЗК Российской Федерации и федеральными законами.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, оно подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ... - без удовлетворения.
Председательствующий Мухаметова Н.М.
Судьи Фахретдинова Р.Ф.
Хамидуллина Э.М.
Справочно: судья Кочкина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.