Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием истца, представителя ответчика Николаевой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 07 октября 2015г., которым по делу по иску Семенова А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью "САХАЛЕКТРОГАЗ" о признании незаконным отказа и обязании заключить договор на техническое обслуживание,
постановлено:
Исковое заявление Семенова А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью "САХАЛЕКТРОГАЗ" о признании незаконным отказа и обязании заключить договор на техническое обслуживание - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Семенов А.Г. обратился в суд с иском к ответчику указывая, что он является собственником квартиры N ... по адресу: ... С 1 мая 2015 года ТСЖ " ********", которое управляло жилым домом, прекратило свою деятельность в связи с отсутствием лицензии. Желая оплачивать коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, он обратился в ООО САХАЭЛЕКТРОГАЗ с заявлением о заключении с ним договора на оказание услуг по техническом обслуживанию крышной котельной на нужды отопления, в чем ему было отказано.
Просит суд признать отказ незаконным и обязать ответчика заключить с ним договор на техническое обслуживание.
Вышеприведенным решением суда в удовлетворении иска было отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с его незаконностью. Считает, что ООО САХАЭЛЕКТРОГАЗ является ресурсоснабжающей организацией и имеет право на продажу коммунальных ресурсов на нужды отопления непосредственно потребителю, чему судом не дана оценка.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
Из материалов дела видно, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Управление данным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ " ********", обслуживает его инженерно-техническое оборудование, обеспечивает дом коммунальными ресурсами и производит расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
Установлено, что в доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и отопление. Дом оборудован автономной системой отопления (крышной котельной), входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и общедомовыми приборами учета ресурсов.
Ответчик в состав тарифа "обслуживание крышной котельной" включает плату за отопление. Плата за обслуживание крышной котельной выделена отдельной строкой. Расчет платы за поставку горячей воды производится потребителю в соответствии с тарифом ... руб. за кв. метр, который складывается из стоимости ресурсов, необходимых для предоставления услуги: холодной воды, газа и электроэнергии для работы крышной котельной. Данные обстоятельства подтверждаются счет-квитанцией на оплату коммунальных услуг.
В силу ч.ч.1, 2 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут указанные расходы в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Организация, в которую гражданин обязан вносить платежи за коммунальные услуги, определена в статье 155 ЖК РФ в зависимости от вида права, на основании которого гражданин пользуется жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, от способа управления многоквартирным домом и от участия гражданина в таком управлении.
Согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2);
При этом исполнитель обязан, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (подпункты "а" - "в" пункта 31); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149).
Из анализа указанных норм права следует, что в случае, если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая компания или товарищество собственников жилья, то они являются исполнителем коммунальных услуг и обязаны оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальные услуги надлежащего качества.
При этом доводы истца о том, что товарищество собственников жилья не имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с поставкой услуг, основанием к отмене решения суда служить не могут. Лицензию должна получать управляющая компания, обслуживающая дом, в соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, а также лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На товарищество собственников жилья обязанность получать лицензию на поставку коммунальных услуг потребителям ни законом, ни положением не возлагается.
Судом установлено, что на основании протокола собственников жилья дома N ... по ул. ... управляющей компанией выбрано ТСЖ " ********". ООО САХАЭЛЕКТРОГАЗ занимается аварийно-диспетчерским обеспечением, техническим обслуживанием газового котла, установленного по адресу : ... Его деятельность не связана с продажей или поставкой коммунальных ресурсов, в связи с чем к ней не могут быть предъявлены требования о заключении договора на подачу тепла потребителям.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Семенова А.Г.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Они были предметом исследования в суде первой инстанции, получили правовую оценку. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела и доказательств судебная коллегия не находит. В жалобе нет новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований к отмене судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 07 октября 2015г. делу по иску Семенова А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью "САХАЛЕКТРОГАЗ" о признании незаконным отказа и обязании заключить договор на техническое обслуживание оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.