Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,
судей - Антуха Б.Е., Красиковой О.Е.,
при секретаре - Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Быковой ФИО1, Загорской ФИО2 на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2015 года, которым
заявление Загорской ФИО2, Воропаева ФИО3, Воложанина ФИО4, Тюниной ФИО5, Кулаевой ФИО6, Шишовой ФИО7, Быковой ФИО1, Путиной ФИО8, Шмелевой ФИО9, Платоновой ФИО10, Черепанова ФИО11, Лужбина ФИО12, Дьячковой ФИО13, Дорониной ФИО14 о признании недействительными Рекомендаций слушаний N-ПП/ПС "О публичных слушаниях по проекту "Реконструкция автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно - Алтайск - граница с Монголией км 428 +304-км 495+ 000 в Республике Алтай (пусковые комплексы N2,N3,N4,N5), корректировка", утвержденных 29 мая 2015 года Главой Администрации МО "Майминский район" Понпа Е.А., оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Загорская О.И., Воропаев А.А., Воложанин В.Д., Тюнина И.П., Кулаева Н.Н., Шишова Н.Я., Быкова Т.Л., Путина О.А., Шмелева В.И., Платонова Л.М., Черепанов Ю.А., Лужбин Е.С., Дьячкова М.П., Доронина А.В. обратились в суд с заявлением о признании недействительными Рекомендаций слушаний N-ПП/ПС "О публичных слушаниях по проекту "Реконструкция автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно - Алтайск - граница с Монголией км 428 +304-км 495+ 000 в Республике Алтай ( пусковые комплексы N2,N3,N4,N5), корректировка", утвержденных 29 мая 2015 года Главой Администрации МО "Майминский район" Понпа Е.А. В обоснование заявленных требований указали, что 12 мая 2015 года в Майминском сельском доме культуры состоялись публичные слушания с повесткой дня о рассмотрении проекта "Реконструкция автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" - Новосибирск - Барнаул - Горно - Алтайск - граница с Монголией км 428 - 304 км 495-000 в Республике Алтай (пусковые комплексы N 2,N3,N4,N5) корректировка. В Рекомендациях слушаний N - ПП/ПС Глава муниципального образования "Майминский район" признал публичные слушания состоявшимися, рекомендовал проект к согласованию с учетом замечаний граждан.
Главой муниципального образования нарушена процедура утверждения Рекомендаций, так как такие полномочия у него отсутствуют, мероприятий по обсуждению проекта в виде публичных слушаний, голосования по нему не было. Протокол публичных слушаний не соответствует реальному процессу публичных слушаний.
Кроме того, на публичные слушания не выносился вопрос об утверждении проекта генерального плана поселения и внесения в него изменений, в нарушение прав собственников 56 зданий, которые подлежат сносу, не были извещены о предстоящем изъятии земельных участков. В ходе изъятия земель из собственности граждан предполагается изменение вида разрешенного использования земельного участка, но вопрос об изменении одного вида разрешенного использования на другой не был предметом публичных слушаний.
Нарушены права граждан на благоприятные условия проживания. Во время строительства заявители должны дышать строительной пылью, слышать грохот, чувствовать неудобства от перекрытия улиц, отключения электроэнергии, водо - и газоснабжения. Кроме того, проект не соответствует нормам СНИП.
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласились Быкова Т.Л., Загорская О.И., в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывают, что согласно п. 1.5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО "Майминский район", утвержденном Решением 33 сессии первого созыва Майминского районного Совета депутатов N33-03 от 26 июля 2006 года, слушания, проводящиеся по инициативе населения района, должны быть назначены Советом депутатов МО "Майминский район". Однако, в нарушение указанного пункта Положения, публичные слушания были назначены неправомочным лицом - Главой Администрации МО "Майминский район". Указывают на существенное несоответствие протокола публичных слушаний и рекомендаций слушаний, реальному процессу публичных слушаний, что подтверждается аудиозаписью слушаний, показаниями жителей села. Согласно положениям распоряжения Правительства РФ от 19 марта 2013 года N384-р право утверждения прохождения федеральной трассы, а также проведение публичных слушаний по изменению схемы прохождения трассы относится к полномочиям федеральных органов власти. Согласно положениям Устава МО "Майминский район" Глава муниципального образования "Майминский район" не вправе был утверждать Рекомендации слушаний. Судом не принято во внимание, что оспариваемые рекомендации нарушают конституционное право граждан на благоприятные условия проживания.
Проверив материалы дела, выслушав Загорскую О.И., Быкову Т.Л. и ее представителя Демину М.Ф., а также Путину О.А., Доронину А.В., Воложанина В.Д., Дьячкову М.П., Шишову Н.Я., Шмелеву В.И., поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что публичные слушания по проекту "Реконструкция автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" - Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией км 428 - 304 км 495 - 000 в Республике Алтай (пусковые комплексы N2,N3 N4,N5) корректировка" были объявлены распоряжением Главы администрации муниципального образования "Майминский район" от 06 апреля 2015 года N308-р. Сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Сельчанка" от 10 апреля 2015 года. 12 мая 2015 года в Майминском сельском доме культуре по адресу: село Майма, ул.Ленина, дом 6 состоялись публичные слушания в присутствии 303 человек о чем составлен соответствующий протокол. 29 мая 2015 года Главой администрации МО "Майминский район" утверждены рекомендации слушаний N3/15-ПП/ПС.
В силу ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно указанной нормы права, проекты реконструкции объектов капитального строительства выносятся на публичные слушания.
В развитие этих положений закона, п.4 ст.40 "Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ определено, что вопрос о реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 названного Кодекса.
Учитывая приведенное правовое регулирование, положения ст.45 Устава Муниципального образования "Майминский район", Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "Майминский район", утвержденное решением 33-й сессии 1-го созыва от 26 июля 2006 года, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что публичные слушания объявлены уполномоченным должностным лицом по вопросу, обязанному быть вынесенным на слушания.
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что публичные слушания, являясь составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Поскольку из материалов дела следует, что публичные слушания по проекту "реконструкция автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Реконструкция автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" - Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией км 428 - 304 км 495 - 000 в Республике Алтай (пусковые комплексы N2,N3 N4,N5) корректировка" проведены в установленном законом порядке, прокол составлен в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, а принятые по результатам слушаний рекомендации носят рекомендательный характер, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы жалоб о том, что публичные слушания назначены неправомочным должностным лицом - Главой администрации МО "Майминский район", а протокол публичных слушаний не соответствуют реальному процессу публичных слушаний, зафиксированных представленной в материалы дела аудиозаписью слушаний, основанием к отмене решения не являются, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия согласна.
Кроме того, доказательств тому, что инициатива проведения указанных слушаний исходила от жителей района материалы дела не содержат.
До настоящего времени распоряжение Главы администрации муниципального образования "Майминский район" от 06 апреля 2015 года N308-р и протокол N3/15-ПС/ПП публичных слушаний ни кем не оспорены.
Действующее законодательство РФ, Устав МО "Майминский район", Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в МО "Майминский район", утвержденное решением Майминского районного Совета депутатов N33-03 от 26.07.2006 года не содержат норм об отсутствии у Главы МО "Майминский район" права на утверждение рекомендаций по результатам публичных слушаний.
Другие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к его отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ (действующей на момент рассмотрения спора судом первой инстанции) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом по смыслу ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, следовательно, не может нарушать какие-либо права административных истцов. Последние, не представили доказательств, подтверждающих наличие нарушений, которые повлияли или могли повлиять на результаты публичных слушаний.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь положениями ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Быковой ФИО1, Загорской ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Кокшарова
Судьи О.Е. Красикова
Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.