Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Богданова А.П.,
при секретаре Лыковой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабаскина А.Н. к ООО "Белгородские гранулированные корма", Государственному учреждению - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по несоставлению акта о несчастном случае на производстве, возложении обязанности составить акт о несчастном случае на производстве, произвести оплату пособия по листкам нетрудоспособности, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ООО "Белгородские гранулированные корма"
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя ООО "Белгородские гранулированные корма" Денежко А.И., поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе доводы, возражения Бабаскина А.Н. и его представителей Кандинской И.Ю., Бабаскиной Ю.Д., представителя ГУ - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Колотилова Е.Н., не возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Бабаскин А.Н. работал в ООО "Белгородские гранулированные корма" в должности "данные изъяты" на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ произошло ДТП в результате, которого Бабаскин А.Н. "данные изъяты".
Дело инициировано иском Бабаскина А.Н., который с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие ООО "Белгородские гранулированные корма", выразившееся в несоответствии акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, возложить обязанность на ООО "Белгородские гранулированные корма" составить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, произвести оплату пособия по листкам нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" руб.
Истец и его представить в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представители ответчиков иск не признали.
Решением суда исковые требования удовлетворены в части. Признано незаконным бездействие ООО "Белгородские гранулированные корма" по несоставлению акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, произошедшем с Бабаскиным А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, возложена обязанность на ООО "Белгородские гранулированные корма" по составлению акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, произошедшем с Бабаскиным А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, взыскано с ООО "Белгородские гранулированные корма" в пользу Бабаскина А.Н. компенсация морального вреда в размере ДД.ММ.ГГГГ руб., в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Белгородские гранулированные корма" ставится вопрос об отмене данного судебного акта в части удовлетворенных требований по мотиву его незаконности и принятии нового об отказе в иске.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
В соответствии со ст. 3 ФЗ N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
В силу ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли: при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.
Согласно п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73, расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями ст. 230 ТК РФ и настоящего Положения как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
На основании ст. ст. 229, 229.1, 229.2, 229.3, 230, 230.1 ТК РФ и вышеуказанным Положением, работодателем создается комиссия, которая устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая и определяет, связан несчастный случай с производством, с трудовыми обязанностями или работами по заданию работодателя, осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах или не связан с вышеуказанными обстоятельствами.
Согласно ст. 229.2 ТК РФ на основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
В связи с этим для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства: относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя; указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев; соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ; произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве; имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ) и иные обстоятельства.
На момент несчастного случая Бабаскин А.Н. находился в трудовых отношениях с ООО "Белгородский гранулированный корм", он относится к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ст. 3 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие работодателя, выразившееся в несоставлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, и возложил на него обязанность по его составлению, поскольку Бабаскину А.Н. причинены телесные повреждения непосредственно в рабочее время при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения поручения.
Указанные обстоятельства подтверждены свидетельскими показаниями О. Ю.Ю.
Довод апеллятора о том, что в момент ДТП Бабаскин А.Н. находился не в машине, предоставленной работодателем, а в автомобиле П. В.С., и вред причинен ему действиями третьих лиц, поэтому работодатель не должен признавать данное происшествие несчастным случаем на производстве, является необоснованным.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", надлежит учитывать, что положениями Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (ст. 227 - 231), предусматривается возможность квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и составление актов по форме Н-1 по всем несчастным случаям, имевшим место при исполнении работниками их трудовых обязанностей, даже если в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника. Следовательно, по всем случаям, признанным связанными с производством, пострадавший работник со дня наступления страхового случая в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ вправе требовать обеспечения по страхованию.
Ссылка апеллятора на то, что в соответствии со ст. 229.2 ТК РФ от истца не поступало заявление о расследовании несчастного случая на производстве, а работодатель узнал о происшедшем только после поступления больничных листов - ДД.ММ.ГГГГ, несостоятельна, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в рабочее время при следовании на совещание в ДТП вместе с истцом пострадали также еще двое сотрудников, о случившемся в тот же день представитель работодателя сообщил "данные изъяты". При таких обстоятельства расследование работодателем несчастного случая на производстве проводится без заявления работника.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО "Белгородские гранулированные корма" не оспаривал того, что истцу причинен вред здоровью в результате ДТП во время следования из "адрес" (месту нахождения офиса истца) в "адрес" на работу. Поскольку истец действовал по поручению и в интересах работодателя, то происшедший с ним несчастный случай связан с производством. При этом не имеет правового значения, что истец ехал не на транспорте работодателя.
Ошибочность вывода суда о том, что работодатель не создал для истца безопасные условия труда, не обеспечив его транспортным средством, не повлияла на правильность принятого в этой части решения суда.
На основании ч. 1 ст. 237 ТК РФ следует, что во всех случаях причинения работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя ему возмещается моральный вред в денежной форме.
В рассматриваемом случае причинение морального вреда истцу является следствием неправомерного бездействия работодателя по своевременному и правильному расследованию несчастного случая на производстве.
Вместе с тем, определенный судом ко взысканию размер компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" руб. в связи с нарушением работодателем трудового законодательства относительно сроков и порядка расследования несчастного случая на производстве является чрезмерным. В связи с изложенным решение суда в указанной части подлежит изменению со снижением размера компенсации морального вреда до "данные изъяты" руб., который соответствует степени нравственных и физических страданий истца, степени вины работодателя, а также критериям разумности и справедливости.
В остальной части решение суда не обжаловано.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29 сентября 2015 г. по делу по иску Бабаскина А.Н. к ООО "Белгородские гранулированные корма", Государственному учреждению - Белгородский региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по несоставлению акта о несчастном случае на производстве, возложении обязанности составить акт о несчастном случае на производстве, произвести оплату пособия по листкам нетрудоспособности, взыскании компенсации морального вреда в части взыскания морального вреда в сумме "данные изъяты" руб. изменить, снизив его размер до "данные изъяты" руб., в остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Белгородские гранулированные корма" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.