Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Казанковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" о признании недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 апреля 2015 года N20-э/2)
установил:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) от 29 декабря 2014 года N77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" установлены с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Впоследствии, в указанный нормативный правовой акт, Агентством вносились изменения постановлениями от 20 января 2015 года N3-э/3, от 27 февраля 2015 года N11-э/2, от 22 апреля 2015 года N20-э/2.
Первоначальный текст документа опубликован в официальном издании - газете "Волна", N51/1 от 31 декабря 2014 года, а последующие изменения: в газете "Волна", N3 от 27 января 2015 года, также на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru, 04 марта 2015 года и 30 апреля 2015 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", общество) обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнений требований) о признании недействующими отдельных положений постановления Агентства от 29 декабря 2014 года N77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (в редакции постановления Агентства от 22 апреля 2015 года N20-э/2) в части установления одноставочных тарифов на 2015 год, дифференцированных по подгруппам потребителей с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств: менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10МВт.
В обоснование требований общество указало, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пунктам 29.2 и 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания). Кроме того, ОАО "Оборонэнергосбыт" указывает, что установленные оспариваемым постановлением тарифы являются завышенными, поскольку включают в себя как сбытовую надбавку гарантирующего поставщика ОАО "Архэнергосбыт", так и расходы на сбыт общества, что является нарушением принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, предусмотренных статьями 6, 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), и направлено на снижение конкурентоспособности общества.
В судебном заседании представитель общества Зубкова Н.В. требования поддержала.
Представитель Агентства Носырев Н.С., заинтересованного лица ОАО "Архангельская сбытовая компания" Тучнолобова С.Ю. считали требования необоснованными.
Привлеченная в качестве заинтересованного лица Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве считала, что утвержденный оспариваемым постановлением тариф противоречит федеральному законодательству.
Прокурор Подчередниченко О.С. дал заключение о противоречии оспариваемого постановления федеральному законодательству и необходимости признания недействующим с 20 января 2015 года.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По смыслу пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования тарифов в соответствии с Положением об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N214-пп.
Оспариваемое постановление принято Агентством в пределах предоставленных полномочий, является нормативным правовым актом, так как обязательно для неопределенного круга лиц и рассчитано на неоднократное применение.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике цена (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках.
Согласно статье 23 названного Закона государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N1178 (далее - Основы ценообразования). При этом, регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N442 (далее - Основные положения), в том числе, если гарантирующим поставщиком до 01 января 2015 года не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 01 января 2015 года такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика.
Судом установлено, что ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет покупку и реализацию электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках, производство и поставку (продажу) электрической энергии, деятельность по получению (покупке) электрической энергии (мощности) с оптового рынка.
С 1 января 2015 года общество утратило статус гарантирующего поставщика.
Согласно приложению N2 к Правилам оптового рынка электрической энергии мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 N1172, Архангельская область отнесена к неценовой зоне оптового рынка.
Гарантирующим поставщиком на указанной территории, у которого ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает электрическую энергию, на розничном рынке, является ОАО "Архэнергосбыт".
Постановлением Агентства от 29 декабря 2014 года N77-э/10 установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую ОАО "Архэнергосбыт" другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям, функционирующих на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, включая ОАО "Оборонэнергосбыт".
Постановлением Агентства от 29 декабря 2014 года N77-э/7 утверждены тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности) поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2015 год.
Вместе с тем, постановлениями от 20 января 2015 года N3-э/3 и от 27 февраля 2015 года N11-э/2 внесены изменения в Приложение N1 и N2 к постановлению N 77-э/7 в части изменения тарифов на электрическую энергию, поставляемую административным истцом были пересмотрены: в состав тарифов орган регулирования включил расходы заявителя на реализацию (сбыт) электрической энергии и сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.
Такой подход Агентства противоречит пункту 64 Методических указаний N20-э/2, пункту 73 Основ ценообразования.
Так, пункт 73 Основ ценообразования, содержит порядок расчета цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования и представляют собой сумму следующих составляющих, определяемых для договоров энергоснабжения и купли-продажи:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, на оптовом и розничном рынках по регулируемым ценам (тарифам).
При этом, затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают следующие расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке: сумма цен (тарифов) на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N20-э/2, одноставочный тариф для конечных потребителей представляет собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности); сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
В рассматриваемом случае, заявитель является энергосбытовой организацией, которая не является гарантирующим поставщиком в границах конкретной зоны деятельности, но имеет собственные расходы на реализацию (сбыт) электрической энергии на данной территории, которые подлежат включению в размер средневзвешенной стоимости электрической энергии, исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Указанные действия Агентства привели к удорожанию тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на территории Архангельской области, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договорам энергоснабжения, на 2015 год.
При этом, суд считает необходимым отметить, что указанная позиция о противоречии тарифа действующему законодательству содержится в заключении специалиста ФАС России.
Таким образом, оспариваемые положения постановления подлежат признанию недействующими с 20 января 2015 года, то есть с даты внесения Агентством изменений в оспариваемое постановление.
В силу требований пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы в сумме "данные изъяты" рублей (государственная пошлина) подлежат возмещению Агентством.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" удовлетворить.
Признать недействующим и противоречащим федеральному законодательству с 20 января 2015 года (даты внесения изменений постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 января 2015 года N3-э/3) постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29 декабря 2014 года N77-э/7 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Оборонэнергосбыт" покупателям на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (в окончательной редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22 апреля 2015 года N20-э/2), в части установления одноставочных тарифов на 2015 год, дифференцированным по подгруппам потребителей с учетом максимальной мощности энергопринимающих устройств: менее 150 кВт, от 150 кВт до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10МВт.
Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.