Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.
судей
Левиной Н.В., Ревякина А.В.
при секретаре
Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Исыпова В.А. на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 27 июля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Исыпов В.А. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения истца Исыпова В.А., просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Исыпов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии. Свои исковые требования мотивировал тем, что 04 марта 2015 года он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Ишиме Тюменской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.п. 5, п. 1, ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как на момент обращения имелся требуемый законом 25-летний страховой стаж, " ... " лет " ... " месяц " ... " дней проработал на работах с тяжелыми условиями труда. Рассмотрев его заявление, ответчик в назначении страховой пенсии отказал по причине отсутствия необходимого льготного стажа. Согласно решению " ... " от 18 марта 2015 года, на момент его обращения за назначением пенсии страховой стаж был исчислен - " ... " лет " ... " месяца " ... " дней, льготный стаж - " ... " лет " ... " месяц " ... " дней. При этом указано, что отсутствует половина льготного стажа " ... " лет " ... " месяца. Данное решение считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Поэтому просит суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости, признать незаконным решение ответчика " ... " от 18 марта 2015 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5, ч. 1, ст. 30 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, и назначить досрочную страховую пенсию по п. 5, ч. 1, ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Истец Исыпов В.А., в заседании суда первой инстанции на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области Богданова В.В., исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное определение, с которым не согласен истец Исыпов В.А. В апелляционной жалобе просит решение отменить. Указывает, что обратился в ГУ УПФ РФ г. Ишима с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на основании списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабина Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, так как ранее работал " ... " и имеет льготный стаж " ... " лет " ... " месяц и " ... " дней. Документы у него приняли и даже написали на справке о стаже, что пенсия будет назначена в " ... " лет по суммированию стажа (справка находится в деле), он должен за 2 недели до наступления возраста написать заявление о назначении пенсии, которое он написал 04 марта 2015 года. Ему сказали, чтобы пришел 17 марта 2015 года за пенсионным удостоверением. Когда он пришел 17 марта 2015 года, ему сказали, что пенсионное удостоверение еще не готово и велели прийти 19 марта 2015 года. 19 марта 2015 года он пришел и получил отказ в назначении пенсии, так как якобы у него не хватает льготного стажа, что нужно для получения пенсии льготного стажа " ... " лет и " ... " месяца до 1992 года, а у него только " ... " лет " ... " месяцев " ... " дней. Указывает, что в настоящем деле находятся разъяснения Правовой инспекции по труду об уменьшении возраста для выхода на пенсию, для железнодорожников.
На апелляционную жалобу истца Исыпова В.А. поступили возражения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме Тюменской области в лице руководителя Н.В. Лапиной, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Как следует из материалов дела, решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме Тюменской области от 18.03.2015 года " ... ", Исыпову В.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации. В качестве основания для отказа указано на отсутствие у Исыпова В.А. необходимого льготного трудового стажа в размере не менее " ... " лет " ... " месяцев.
В Соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеющим страховой стаж не менее 25 лет.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам. Аналогичная норма относительно периода работы в тяжелых условиях труда содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации").
Круг работников железнодорожного транспорта, которым предоставляется право на досрочное пенсионное обеспечение, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 24 апреля 1992 года.
Согласно данному Списку, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют в том числе машинисты и помощники машинистов тепловозов и электропоездов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2, п. 1, ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" засчитывается время выполнявшейся до 01 января 1992 года работы, предусмотренной Списками N 1 и 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и 2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Ранее действовавшим Списком производств цехов и профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, также предусмотрены профессии машинистов и их помощников и старшие машинисты: паровозов, тепловозов, электровозов, монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций (раздел XXX "Железнодорожный транспорт").
Признавая решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме Тюменской области от 18.03.2015 года " ... ", об отказе Исыпову В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истца после 01.01.1992 года в качестве помощника машиниста не подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку на указанную дату он не отработал половины стажа работы дающей право на досрочное назначение пенсии по данному основанию.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П закреплено право пенсионера на исчисление стажа, имевшего место до нового правового регулирования, по ранее действовавшим нормативно-правовым актам.
Из материалов дела следует, что истец Исыпов В.А, в периоды с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", работал в качестве " ... " (л.д. 14) и его общий стаж работы в указанных должностях составил " ... " лет " ... " месяц " ... " дней.
При этом условия и характер работы Исыпова В.А. в вышеуказанный указанный период с 16.05.1991 года по 23.02.1994 года не менялись.
Таким образом, поскольку после 01 января 1992 года по 23 февраля 1994 года Исыпов В.А. продолжал работу в прежней должности и организации, имея при этом до 01 января 1992 года право на включение такой работы в льготный стаж как в связи с ранее существовавшим правовым регулированием, так и с правовым регулированием, действовавшим в настоящее время, названный период работы подлежит включению в стаж истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, с учетом периодов работы Исыпова В.А., " ... " года рождения, с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", в качестве " ... ", общей продолжительностью составил " ... " лет " ... " месяц " ... " дней, с учетом уменьшения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" из расчета один год за каждые 2 года и 6 месяцев в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и наличия у него требуемого страхового стажа продолжительностью " ... " лет " ... " месяца " ... " дней, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возникло у истца с 18 марта 2015 года.
При таких обстоятельствах, решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме Тюменской области от 18.03.2015 года " ... ", об отказе Исыпову В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации, является незаконным, решение суда первой инстанции - подлежащим отмене, а исковые требования истца - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 27 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Исыпова В.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение " ... " Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области от 18 марта 2015 года, об отказе в назначении Исыпову В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.