Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Злобина А.В., Стыцюн С.А.
при секретаре Ронгонен М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от ( ... ) г. по иску Бызова А. Н. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Нововилговского сельского поселения о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, обязании заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бызов А.Н. предъявил в суд иск, мотивируя свои требования тем, что ( ... ). на основании постановления Главы администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия N от ( ... ). "Об утверждении схемы расположения земельного участка в д. ( ... ) и предварительном согласовании места размещения дачного дома" был оформлен кадастровый паспорт на земельный участок. ( ... ). он обратился в администрацию Прионежского муниципального района (далее в т.ч. Администрация района) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ( ... ), расположенного в д. ( ... ), для ведения дачного хозяйства. Письмом от ( ... ). Администрация района отказала в предоставлении земельного участка, поскольку истек срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта. При повторном обращении к ответчику, письмом от ( ... ). Администрация района указала на те же основания отказа в предоставлении земельного участка и уточнила формулировку действующего законодательства. Отмечает, что в постановлении N от ( ... ). отсутствует указание на срок его действия. Считая свое право нарушенным, ссылаясь в т.ч. на положения статей 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) просил признать решение Администрации района об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным, обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав и заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в д. ( ... ), для ведения дачного хозяйства.
К участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Нововилговского сельского поселения.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не проверена обоснованность применения Администрацией района п.8 ст.31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) при отказе в заключении договора аренды. Обращает внимание, что с момента принятия заявления о выборе земельного участка ( ( ... ).) до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта прошло более ( ... ) месяцев. При этом полагает необходимым обратить внимание, что в соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015г.) предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском и сельском поселении. Указывает, что Администрация района в соответствии с положениями п.2 ст.32 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015г.) должна была принять решение о предоставлении земельного участка с момента предварительного согласования места размещении объекта в течение 2 недель, то есть до ( ... )., однако решение так и не было принято. Считает, что Администрация района необоснованно затягивала сроки выполнения процедурных вопросов по предоставлению земельного участка. Полагает, что судом не учтена противоречивая информация, указанная в отзыве Администрации района, относительно нераспространения исключений в полномочиях по распоряжению земельными участками в соответствии со ст.3.3 Федерального закона N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Обращает внимание, что в постановлении Администрации района от ( ... ). отсутствовал срок действия предварительного согласования места размещения дачного дома. Полагает возможным продление указанного срока, поскольку запрет действующим законодательством не предусмотрен.
Истец Бызов А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Администрации района Ткачук А.С. относительно доводов жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
С учетом положений ст.81 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), а также положений Федерального закона от 15 апреля 1998г. N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, не исключает осуществление на нем строительства, а потому земельные участки для ведения дачного хозяйства должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1 ст.30 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.).
Согласно п.5 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.
В силу положений ст.31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п.8 ст.31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п.1 ст.32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок (п.2 ст.32 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Бызов А.Н. обращался в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением от ( ... ). "о предварительном согласовании земельного участка", расположенного в д. ( ... ) ориентировочной площадью ( ... ) кв.м для ведения дачного хозяйства.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от ( ... ). N утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью ( ... ) га. к акту выбора и обследования земельного участка в д. ( ... ) от ( ... )., разрешенное использование земельного участка - для ведения дачного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов. Предварительно согласовано место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале ( ... ) в д. ( ... ) РК. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка для ведения дачного хозяйства в д. ( ... ) от ( ... ).
Только ( ... ). указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер ( ... ).
( ... ). Бызов А.Н. обратился в Администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, расположенного в д. ( ... ), в аренду для ведения дачного хозяйства.
Письмом от ( ... ). (с исх. N) Администрация района отказала Бызову А.Н. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку на момент подачи заявления, в силу положений п.8 ст.31 ЗК РФ, истек срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При повторном обращении с заявлением ( ... )., письмом от ( ... ). (с исх. N) Администрация района уточнила редакцию п.8 ст.31 ЗК РФ, указав о ее действии до 01 марта 2015г. А также разъяснила, что действующим законодательством не предусмотрено продление срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент обращения Бызова А.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду истек срок действия решения о предварительном согласования места размещения объекта и истцом не представлено доказательств пропуска срока по обстоятельствам, не зависящим от него, создания препятствий реализации его права на получение участка в аренду. С заявлением о продлении срока действия разрешения истец обратился только ( ... ).
Судом первой инстанции при разрешении спора правомерно применены положения п.п.2, 3 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующей с 01 марта 2015г.), в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
В случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
Правила землепользования застройки Нововилговского сельского поселения утверждены решением XXXV сессии II созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 24 июля 2013г. N2.
Вместе с этим, судом обосновано приняты во внимание положения вступившего в силу с 01 марта 2015 г. п.1 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014г. N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Доводы истца об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении его заявления исходя из положений ст.ст.39.16, 39.17 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015г.) также не могут быть приняты.
В соответствии с подп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015г.) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Вместе с этим, согласно п.1 ст.39.18 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01 марта 2015г.) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Последующие действия (без проведения торгов) уполномоченным органом (исходя из приведенного выше законодательства и установленных обстоятельств, в т.ч. связанных с истечением срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта) совершаются, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения не поступили заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе.
Доводы апелляционной жалобы о неприменении п.п.4, 11 ст.30 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
Пунктом 11 ст.30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
По терминологии Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу ч.5 ст.41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 ст.41 ГрК РФ). Согласно ч.9 ст.42 ГрК РФ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Проекты межевания территорий могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (части 1 и 3 ст.43 ГрК РФ).
Анализируя содержание п.11 ст.30 ЗК РФ во взаимосвязи с приведенными положениями ГрК РФ, необходимо заключить, что выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не производится только в случае, если утверждены не только правила землепользования и застройки поселения, но и при наличии градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований. Только в этом случае предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ не производится. Такие участки подлежали предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Подобной градостроительной документации о застройке территории поселения в момент подачи истцом заявления о предоставлении земельного участка не имелось, в связи с чем не имелось и оснований для применения положений п.11 ст.30 ЗК РФ.
Кроме того, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия находит по существу правильным, имея в виду следующие обстоятельства.
В силу пп.3 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Из акта выбора и обследования земельного участка для ведения дачного хозяйства в д. ( ... ) от ( ... ). следует, что ближайшим водным объектом к земельному участку является река ( ... ) (ширина прибрежной защитной полосы 50 м, водоохраной зоны 100 м), которая находится в ( ... ) м от наиболее приближенной границы земельного участка, участок расположен в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне р. ( ... ).
На основании положений п.17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно ст.1 Федерального закона от 15 апреля 1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст.7 ЗК РФ. То есть при нахождении спорного объекта в прибрежной защитной полосе испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для заявленного вида разрешенного использования - ведения дачного хозяйства.
Таким образом, решение суда основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 29 сентября 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бызова А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.