Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Чербаевой Л.В.,
судей: Епифановой С.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Железниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по административному исковому заявлению Михалицина Н.В. к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 15 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
установила:
Михалицина Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное землепользование: для размещения объекта незавершенного строительства - вспомогательной школы - интерната на *** места; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: *** "В", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** серия ***.
Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 г. N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" в сумме *** копеек по состоянию на 01.01.2013 года.
Михалицин Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названного земельного участка. В обоснование требований указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером *** при проведении государственной кадастровой оценки на 01.01.2013 года существенно завышена и составляет *** рубля *** копеек. Кадастровая стоимость земельного участка является налогооблагаемой базой при уплате земельного налога. Его права, как налогоплательщика, нарушаются, так как он вынужден уплачивать земельный налог в завышенном размере.
Истец обратился к независимому оценщику, который установилрыночную стоимость земельного участка равной *** рублей, что подтверждается Отчетом ООО "СО-Эксперт" N 335/14 от 27 августа 2014 года, с датой оценки на 01.01.2013 года, составленным независимым оценщиком Шнякиной Е.А.
На основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просит установить кадастровую стоимость земельного равной рыночной 1 523 082 рублей по состоянию на 01.01.2013 года.
Решением Тамбовского областного суда от 15 октября 2015 года административное исковое заявление Михалицина Н.В. удовлетворено. Суд решил:установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной рыночной *** рубля по состоянию на 01 января 2013 года; обязать ФГБУ ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной *** рубля по состоянию на 01 января 2013 года, определив период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2014 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
В апелляционной жалобе ФГБУ ФКП "Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области просит отменить названное решение суда в части обязания филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Тамбовской области, как административного ответчика, внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной *** руб. по состоянию на 01 января 2013 года, и принять по делу новый судебный акт, разрешающий вопрос об установлении кадастровой стоимости к органу, являющемуся административным ответчиком. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом требований ч. 2,3 ст. 96, п. 4 ч. 1 ст. 97, ч. 2 ст.247 КАС РФ, поскольку в судебной повестке о вызове в судебное заседание 14 октября 2015 года в 14 час. 00 мин., направленной в адрес Филиала, неверно был указан процессуальный статус органа "заинтересованное лицо" наряду с Управлением Росреестра по Тамбовской области и администрацией г. Уварово Тамбовской области, а администрация Тамбовской области в качестве административного ответчика. В ответ на указанное судебное извещение ввиду минимальной заинтересованности в исходе дела, Филиалом было направлено письмо от 12.10.2015 исх. N 4326 о просьбе рассмотрения данного дела в судебном заседании, назначенном на вышеуказанную дату и время, без участия представителя Филиала. В нарушение ч. 1 ст. 14 КАС РФ отсутствие определения о привлечении Филиала в качестве административного ответчика и надлежащее судебное извещение, фактически лишило Филиал на обоснование своей правовой позиции и защиту своих интересов.
Судебное решение было принято без учета правовой позиции, содержащейся в Постановлении Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", где содержится прямое указание на то, что заинтересованными лицами, а после 15.09.2015 г. на основании ч. 4 ст. 38 КАС РФ, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. В данном случае оспариваемая кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена при проведении кадастровой оценки, результаты которой были утверждены постановлением администрации Тамбовской области 1276.
Органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, Кадастровая палата не является.
На основании вышеизложенного Филиал, в данном случае, не является ни органом утвердившим результаты кадастровой стоимости, ни органом, осуществляющим полномочия по кадастровой оценке земель и административным ответчиком в соответствии с п. 7 Постановления Пленума не является.
Указанное обстоятельство, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 310 КАС РФ, является неправильным применением норм материального права, что служит основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке.
Кроме того, Административным истцом были заявлены требования только об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной Постановлением 1276, равной рыночной, при удовлетворении которых указанное решение суда являлось бы достаточным основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Дополнительных требований об обязании Филиала совершить соответствующие действия административным истцом заявлено не было. Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом снований и доводов) в случаях, предусмотренных КАС РФ. В данном случае, какие-либо правовые основания, предусмотренные КАС РФ и Постановлением Пленума, для выхода за пределы заявленного административного иска в части дополнительного обязывания Филиала внести сведения об измененной кадастровой стоимости у суда отсутствовали.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Шелихову Н.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в размере, равном его рыночной стоимости, регулируются положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Статьёй 65 Земельного кодекса РФ регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собствености (пункты 1, 5).
В статье 66 Земельного кодекса РФ закреплены положения о том, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2015 г. оспариваемым решением суда удовлетворено заявление Михалицина Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное землепользование: для размещения объекта незавершенного строительства - вспомогательной школы - интерната на *** места; общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: *** "В", в размере его рыночной стоимости. Михалицин Н.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** серия *** является собственником земельного участка.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером ***, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 г. N 1276, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет *** копеек.
При этом рыночная стоимость земельного участка определена в размере *** рубля на основании отчета ООО "СО-Эксперт" от 27.08.2014 г. N 335/14, составленного независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом Некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного Федерального округа".
Заключением судебной экспертизы N 68/230115/1т от 26.01.2014 г. подтверждено соответствие отчёта ООО "СО-Эксперт" от 27.08.20014 г. N 335/14 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Судебным экспертом подтверждено соответствие установленной в отчёте оценщика стоимости земельного участка *** руб. его рыночной стоимости.
На основании ч. 2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) и п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в качестве административного ответчика привлекается наряду с государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда (ст. 47 и ч. 3 ст. 247 КАС РФ).
Понятие государственной кадастровой оценки приведено в статье 24.11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под которой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе: формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 1 и п. 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, и п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. N 327, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель; внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих за собой изменение их кадастровой стоимости, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, а также осуществление контроля за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений в части делегированных им полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости.
Подведомственным бюджетным учреждением Росреестра, осуществляющим государственный кадастровый учёт и определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, является ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов (Приказ Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93, от 12.05.2015 г. N П/210, пункты 1, 12 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. N П/331).
Учитывая, что заявленные Михалициным Н.В. требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суд первой инстанции с учётом вышеуказанных норм закона правомерно определилпроцессуальное положение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области как административного ответчика.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает обоснованными и подлежащими удовлетворению доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда в части возложения на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной 1 523 082 руб. по состоянию на 01.01.2013 г.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 249 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принимается по правилам, установленным главой 15 данного Кодекса.
Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, установленным ст. 180 КАС РФ и частью 3 настоящей статьи.
В резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что административным истцом Михалициным Н.В. к административному ответчику в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области не предъявлялось требование о возложении судом обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Возлагая на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области указанную обязанность, суд в решении данный вывод не мотивировал.
Вместе с тем, внесение данных о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, установленной равной рыночной по решению суда, осуществляется в соответствии с прямым предписанием закона (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тамбовского областного суда от 15 октября 2015 г. отменить в части возложения на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное землепользование: для размещения объекта незавершённого строительства - вспомогательной школы - интерната на *** места; общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: *** В, равной рыночной *** рубля по состоянию на 1 января 2013 г.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.