Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Елецких О.Б.
судей Степанова П.В., Овчинниковой Н.А.
при секретаре Мальцевой Е.В.
рассмотрела материал по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" к Государственной инспекции труда в Пермском крае об оспаривании предписания государственного инспектора труда
по частной жалобе акционерного общества "Тандер" на определение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 08 ноября 2015 года о возвращении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
установила:
АО "Тандер" обратилось в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просило признать незаконным предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 09.10.2015г.
Определением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 08 ноября 2015 года административное исковое заявление возвращено.
В частной жалобе АО "Тандер" просит отменить определение судьи, считая его неправильным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда считает, что определение судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего должны быть, в том числе приложены следующие документы (статья 126 КАС РФ) - доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
Правила о представительстве, установлены статьями 54 и 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.
В силу статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоявшие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Исходя из предписаний Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности.
Сведения о наличии у представителя высшего юридического образования, полученного до вступления в силу Закона об образовании, могут также подтверждаться иными документами, выданными в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.
Указанные документы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Статьями 56, 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены правила, касающиеся содержания полномочий представителей, их оформления и подтверждения.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции со ссылкой на положения пункта 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исходил из того что, оно подписано представителем организации, документы об образовании которого не представлены, в связи с чем счёл, что это заявление подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Между тем, документы, представляемые в подтверждение полномочий представителя и документы, подтверждающие выполнение предъявляемых к представителю квалификационных требований различны, поэтому непредставление представителем документа о своем образовании, само по себе не свидетельствует об отсутствии документа, удостоверяющего его полномочия.
Таким образом, в случае, когда данное требование не соблюдено, суд оставляет административное исковое заявление без движения.
Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 названного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Вывод судьи о наличии поводов для возвращения административного искового заявления, в данном случае основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
Помимо этого следует отметить, что судебная защита гражданских прав, основанных на акте, действии органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также судебная защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, осуществляется способами и в сроки, которые предусмотрены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абзацем шестым ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Таким образом, рассмотрение дел о признании недействительными (незаконными) предписаний государственной инспекции труда, если их исполнение привело (приведет) к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей осуществляется в порядке гражданского судопроизводства (в исковом порядке).
При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, которые повлекли необоснованное возвращение заявления, обжалуемое определение подлежит отмене, с направлением материала в тот же суд для решения вопроса о принятии заявления к производству суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 313, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда
определила:
Определение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 08 ноября 2015 года отменить, возвратить материал по заявлению акционерного общества "Тандер" к Государственной инспекции труда в Пермском крае об оспаривании предписания государственного инспектора труда в Ленинский районный суд г.Перми.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.