Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мертехина М. В.,
судей Мизюлина Е. В., Кумачевой И. А.,
при секретаре Родиной Т. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2015 года апелляционную жалобу Маханькова Владимира Александровича на решение Подольского городского суда Московской области от 22 июня 2015 года
по гражданскому делу по иску Маханькова Владимира Александровича к Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области о взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного последствиями Чернобыльской катастрофы, компенсации морального вреда, судебных расходов по оплате государственной пошлины,
заслушав доклад судьи Мертехина М. В.,
представителя истца (ордер)-Чепурной И.Ю., представителя ответчика (доверенность)-Антиповой С.А.,
установила:
Маханьков В.А. обратился в суд с иском к ответчику Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области, и уточнив требования (л.д.81-104) просил взыскать задолженность, образовавшуюся за период с 1997 года по 2014 года в результате невыплаты ему ответчиком ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 467 789 руб. 45 коп., ежегодной компенсации на оздоровление в размере 46 725 руб. 31 коп. компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., судебные по оплате услуг адвоката - 50 000 руб.
Истец мотивировал тем, что он принимал в 1987 году участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения и за период с 13.08.1991 года по 2014 год, не получал ежемесячные и ежегодные выплаты (компенсации) в возмещение вреда здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в установленном законом размере, с учетом индексации.
Истец - Маханьков В.А. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением суда в удовлетворении иска отказано к Подольскому городскому управлению социальной защиты населения Московской области.
Не согласившись с постановленным решением, истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (ст.195 ГПК РФ).
Настоящее решение суда не соответствует указанным требованиям закона исходя из следующего.
На основании ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской с Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходными обязательствами признается обусловленная законом или иным правовым актом, договором или соглашением обязанность публично-правового образования (в данном случае - Российской Федерации) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (статья 6); правовой формой федерального бюджета является федеральный закон о федеральном бюджете (статья 11); для исполнения расходных обязательств Российской Федерации предназначены федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается (статья 13); увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете (статья 83).
Постановлением Правительства РФ 31 декабря 2004 года за N 907 были утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которыми для получения компенсации на приобретение продовольственных товаров, гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ заявление с приложением необходимых документов, уполномоченный орган составляет списки граждан, которые подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 907, предусматривающий финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных средств, основан на приведенных нормах Бюджетного кодекса РФ. (Постановление вступило в силу с 01.01.2005 года (п. 7 Постановления).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил).
Пункт 6 Правил указано, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Из смысла приведенной нормы следует, что в указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки работникам федеральных государственных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В силу указаний Минсоцзащиты РФ от 11 декабря 1992 г. N 1-107-У "О порядке выплаты денежных компенсаций" заявление в органы социальной защиты необходимо писать неработающим пенсионерам и неработающим гражданам, поскольку в указанном документе таких данных не содержится.
Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 года N 326 которым предусмотрено, что индексация и возврат недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций производятся органами, осуществляющими указанные выплаты, на основании сведений, содержащихся в делах о выплате ежемесячных денежных компенсаций без подачи гражданами заявлений, также необоснованна, поскольку данным постановлением утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.
Судом установлено, что Маханьков В.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, (удостоверение серии Р N112956, выданное 27.04.2015 года (л.д.30).
Согласно справке от 01.08.2003 года NZA - 4151, выданной Государственным предприятием "Чернобыльский архив", следует, что Маханьков В.А., 1952 года рождения, действительно принимал непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 23.02.1987 года по 27.02.1987 года (командировочное удостоверение N529 от 20.02.1987 года) в составе Управления строительства N605. Выполнял работы в пределах 30 -ти км зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в условиях устойчивого изменения условий труда. На ЛПА - ЧАЭС Маханьков В.А. направлялся Первым строительно - монтажным трестом (1 - СМТ) Министерства среднего машиностроения СССР (с 1990 года Минатомэнергопром СССР, ныне - Минатом России) для выполнения служебных обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Минатомом России Маханькову В.А. был выдан дубликат удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году серии А N942549 от 24.03.1998 года взамен удостоверения серии А N583663. Основание: Фонд N19, Отраслевой Регистр ликвидатор, раздел: "1 - СТМ" (дело 1 - СТМ, стр.84) (л.д.29).
18.03.2002 года истцом подано заявление на имя председателя Комитета социальной защиты населения Московской области с просьбой выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС нового образца (л.д.47).
В ответе Подольского городского управления социальной защиты населения от 19.06.2014 года N18 - 58 - 03 -М - 132/1 исх. на заявление Маханькова В.А. от 11.06.2014 года, истцу разъясняется право на положенные ему выплаты, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 года N1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации" (л.д.25-28). Министерство социальной защиты населения Московской области поставлено на учет в налоговых органах с 13.06.2002 года, согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе (л.д.46).Ранее полномочия по предоставлению мер социальной поддержки были возложены на Комитет социальной защиты населения Администрации города Подольска Московской области.
18.06.2008 года Маханьков В.А. к ответчику с заявлением о назначении ему выплаты единовременной материальной помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации (л.д.55).
28.01.2009г истцом подана заявка на получение компенсаций по ЖКХ (л.д.54).
01.03.2010года истцом подано заявление о назначении денежной компенсации на дополнительный отпуск (л.д.53).
06.04.2011года подано заявление о назначении оплаты дополнительного отпуска (л.д.58).
29.09.2011 года истец награжден медалью "В память о ликвидации катастрофы на ЧАЭС 1986 - 2011 года" (л.д.48-52).
24.12.2014 года истцом подано заявление ответчику о выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственные товаров (л.д.57).
24.12.2014 года истец обратился с заявлением о выплате ему материальной помощи на оздоровление с 2015 года (л.д.56).
В справке в отношении Маханькова В.А., 31.08.1952 года рождения указаны произведенные в период с 2007 года по настоящее время выплаты (л.д.59-77).
Суд, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, обоснованно указал, что для указанной категории граждан п. 3 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантировано получение ежемесячной выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Для получения в спорный период денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в силу п. 2 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, истцу необходимо было обратиться в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым до 2002 года являлся Комитет социальной защиты населения Московской области, а с 13.06.2002 года Подольское городское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области, а поскольку истец в указанные органы с заявлением не обращался, то оснований для взыскания задолженности с ответчика, у суда не имеется.
Как правильно указал суд в решении, приведенные выше Правила определяют порядок индексации и возврата недополученных сумм уже выплачиваемых гражданам, а не назначаемых вновь.
Поскольку судом не установлена вина ответчика в несвоевременном начислении истцу выплат, суд правильно отказал истцу в требованиях о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. и судебных расходов- расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 года N 683/28 (с изменениями и дополнениями) Министерство социальной развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
В соответствии с Постановлением N133-ПГ от 13.04.2015 года "О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Московской области" Министерство социальной защиты МО переименовано в Министерство социального развития МО.
Постановляя по делу решение, суд первой инстанции не учел, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социальной развития Московской области, а не его территориальное структурное подразделение- Подольское управление социального развития.
Поскольку представитель указанного территориального структурного подразделения, участвовавший в рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, имел право в порядке передоверия представлять интересы юридического лица- Министерства социального развития Московской области, судебная коллегия отменяя решение суда первой инстанции, постановляет по делу новое решение, которым в иске Маханькову В.А. к Министерству социального развития Московской области отказывает.
руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 22 июня 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым Маханькову Владимиру Александровичу к Министерству социального развития Московской области во взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного последствиями Чернобыльской катастрофы образовавшейся с 1997 года по 2014 год: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 467789 руб. 45 коп., ежегодной денежной компенсации на оздоровление в размере 46725 руб.31 коп. Компенсации морального вреда в размере 100000 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины отказать.
Апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.