Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Печко А.В.
судей областного суда Дмитриевой Л.А., Плужникова Н.П.
при секретаре Кораблиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске "08 декабря 2015 года" гражданское дело по апелляционным жалобам ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, О.Н. на решение Дзержинского районного суда, г. Новосибирска от "27 августа 2015 года", которым было признано незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России, выразившегося в не рассмотрении заявления О.Н. от 30 июля 2014 года о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в трехмесячный срок со дня их подачи.
Ф. Р. обязано в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о постановке О.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе ей в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении уведомить О.Н. в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения комиссии. В остальной части заявление О.Н. было оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Печко А.В., объяснения представителей Ф. Р., ГУФСИН Р. по Новосибирской области, О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.Н. обратилась с иском к Ф. Р., ГУ Ф. Р. по Новосибирской области, просила признать право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", признать действия (бездействие) ответчиков по не рассмотрению в 3-месячный срок ее заявления от 30.07.2014 г. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не законным, обязать Ф. Р. по ставить О.Н. в составе семьи из трех человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование указала, что является сотрудником ФКУ ИК-2 ГУ Ф. Р. по Новосибирской области в соответствии с Контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе N 197 от 18.04.2013 г., которым предусмотрена обязанность работодателя предоставлять сотруднику установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание, а также другие установленные законодательством социальные гарантии для него и членов его семьи.
В соответствии с ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Собрав необходимый перечень документов, обратилась с заявлением в комиссию ГУ Ф. по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты. Заявление зарегистрировано 30 июля 2014 года. Данное заявление было рассмотрено комиссией и принято решение направить предоставленный пакет ее документов в комиссию Ф. Р. в целях принятия решения о постановке на учет для получения социальной выплаты. Однако Ф. Р. в нарушение п.7 Правил предоставления социальной выплаты в 3-хмесячный срок решение не приняла. Считает, что должна быть поставлена на учет с 30.07.2015 года.
Дзержинский районный суд, г. Новосибирска постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе О.Н. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить все требования в полном объеме. Считает, что судом неправильно применены нормы процессуального права, а именно: судом рассмотрено исковое заявление О.Н. по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ в редакции, действовавшей на дату вынесения решения, в связи с чем, истица была ограничена в способе защиты нарушенного права и лишена права на удовлетворение искового требования о постановке на учет в силу ограничений, предусмотренных п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года N 2.
В апелляционных жалобах ГУ Ф. Р. по Новосибирской области и Ф. Р. просили решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование поданных апелляционных жалоб представители ответчиков приводят одинаковые доводы, согласно которых при принятии решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права.
Принятое решение влечет нарушение прав лиц, которые подали документы на единовременную социальную выплату, поскольку Ф. Р. рассматривает документы на получение единовременной социальной выплаты и принимает решение по ним в порядке очередности их поступления и в результате исполнения обжалуемого решения указанная очередность будет нарушена.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В судебном заседании было установлено судом, что О.Н. согласно контракту о службе в уголовно-исполнительной системе N 197 от 18.04.2013 года является сотрудником ФКУ ИК-2 ГУФСИН Р. по Новосибирской области.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии ГУФСИН Р. по НСО по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 75 от 12 августа 2014 года, установлено, что 30 июля 2014 года истицей О.Н. подан рапорт и приложенные документы для предоставления социальной выплаты. На заседании данной комиссии было принято решение направить предоставленный пакет документов О.Н. в Комиссию Ф. Р., в целях принятия решения о постановке на учета для получения единовременной выплаты либо об отказе в указанной постановке на учет.
Как следует из материалов дела, 15 августа 2014 года вышеуказанный пакет документов истицы был направлен в Комиссию Ф. Р..
Однако до настоящего времени результат рассмотрения документов О.Н. не известен.
Порядок рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты регулируется ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", Постановлением Правительства Р. N 369 от 24.04.2013 г., Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 г. (действовавшим на момент подачи О.Н. заявления).
Комиссия Ф. Р. принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника УИС на учет для получения единовременной социальной выплаты, об отказе в постановке сотрудника УИС на учет для получения единовременной социальной выплаты, о внесении директору Ф. Р. предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам УИС, о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с действовавшими до 25.03.2015 года Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 в п. 7 указано, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Решение комиссией Ф. Р. по заявлению О.Н. до настоящего времени не принято (в связи с нахождением на рассмотрении компетентного органа большого объема поданных аналогичных заявлений иных сотрудников уголовно-исполнительной системы Р., но доказательств этому в судебное заседание не представлено).
До настоящего времени о принятом решении комиссии О.Н. не уведомлена.
Поэтому суд посчитал, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушение жилищных прав истицы со стороны, комиссии Ф. Р. и п.7 действовавших Правил порядка предоставления социальной выплаты и, что в указанной части требования О.Н. являются обоснованными, а о нарушении ее прав со стороны ГУ Ф. Р. по Новосибирской области не нашли своего подтверждения.
Как установлено, документы истицы были приняты ГУ Ф. Р. по НСО, рассмотрены на заседании комиссии 12 августа 2014 года, а 15 августа 2014 года направлены на рассмотрение комиссии ФСИН России.
Нарушений сроков и установленного порядка со стороны ГУ Ф. Р. по НСО не установлено.
Рассматривая требования истицы О.Н. о признании за ней права на единовременную социальную выплату и обязании Ф. Р. поставить О.Н. на учет с момента подачи ею заявления - 30 июля 2014 года суд пришел к выводу, что данные требования не подлежат удовлетворению в рамках настоящего дела, поскольку Ф. Р., наделенный полномочиями по рассмотрению данных вопросов, по существу не принял решения по заявлению истца, а суд разрешать указанные требования не вправе. Поскольку суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято комиссией Ф. Р. по результатам рассмотрения заявления О.Н. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
При таких обстоятельствах суд обязал Ф. Р. в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о постановке О.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе ей в постановке на указанный учет и о принятом комиссией решении уведомить О.Н. в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения комиссии. В остальной части требований заявление О.Н. суд оставил без удовлетворения.
Судебная коллегия согласная с данными выводами суда, т.к. они соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям норм материального, процессуального права и считает, что доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием для отмены правильного по существу, законного и обоснованного решения, поскольку все они уже были предметом исследования и оснований для иной их оценки не имеется, либо основаны на неправильном толковании норм права.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда, г. Новосибирска от "27 августа 2015 года" по доводам апелляционных жалоб О.Н., ГУ Ф. Р. по Новосибирской области, Ф. Р. - оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.