Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Лобановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Васькиной В.А. на постановление директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении (должность) общества с ограниченной ответственностью " ****" Васькиной В.А.,
установил:
Васькина В.А., являясь (должность) общества с ограниченной ответственностью " ****" (далее по тексту - ООО " ****") и лицом ответственным за правильное определение размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания, в нарушение требований пункта 1 Постановления Правительства Оренбургской области от 18 августа 2014 года N 570-п "О введении в действие предельного размера наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования" 02 декабря 2014 года, 12 декабря 2014 года, 13 декабря 2014 года, 19 января 2015 года, 21 января 2015 года, 27 января 2015 года допустила превышение предельного размера наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях ООО " ****" установленных на территории Оренбургской области.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2015 года (должность) ООО " ****" Васькина В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 22 мая 2015 года постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 марта 2015 года отменено, дело направлено по подведомственности в Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов для рассмотрения по существу.
Постановлением директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года (должность) ООО " ****" Васькина В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ, и ей назначено административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2015 года постановление директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Васькина В.А., просит об отмене постановления директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года и решения судьи районного суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы и дополнения к ней, выслушав Васькину В.А. и её защитника Антонова А.П., поддержавших доводы жалобы и дополнений, специалиста Департамента Оренбургской области регулированию Раевскую Д.С., помощника прокурора Касьянову Л.Н., заслушав заключения прокурора Пасечник Е.И., которая не нашла оснований для признания жалобы обоснованной, прихожу к следующему.
Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с законом, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти.
В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в указанный перечень включены наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18 августа 2014 года N 570-п "О введении в действие предельного размера наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования" (далее по тексту - Постановление N 570-п) установлены предельные размеры наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
В соответствии с пунктом 1 указанного постановления, на территории Оренбургской области предельный размер наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, составляет 65 процентов к отпускной стоимости сырья поставщика для приготовления продукции собственного производства и продуктов, проходящих кулинарную обработку, и 20 процентов на пищевые продукты (товары), реализуемые без кулинарной обработки, в том числе хлеб, хлебобулочные, сухарные и бараночные изделия промышленного производства.
В нарушение указанных требований (должность) ООО " ****" Васькина В.А. допустила превышение утвержденных Постановлением N 570-п наценок на продукцию товары, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях при вышеуказанных обстоятельствах.
Нарушение предельного размера наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях выявлено прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в ходе осуществления проверки соблюдения законодательства в сфере ценообразования на продукцию (товары), реализуемые ООО " ****" 12 февраля 2015 года в период с 10 часов 30 минут по 13 часов 00 минут с привлечением специалистов - начальника Управления ценообразования, анализа и контроля за ценами (тарифами) департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов ФИО1, старшего специалиста первого разряда департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Раевской Д.С.
Проверкой установлено, что между ООО " ****" и управлением образования администрации г. Оренбурга 27 декабря 2013 года на период с 10 января 2014 года по 31 декабря 2015 года заключен муниципальный контракт для предоставления услуг по организации школьного питания в 24 образовательных учреждениях согласно приложению. Для организации питания в 20 автономных учреждениях образования в 2013 году также заключены договоры. Условиями договоров определена цена услуг и порядок их оплаты и которая составляет: завтрак: полное меню- 57 рублей, фактическое меню с уменьшением выхода отдельных блюд- 39 рублей для учащихся от 7 до 11 лет и обед: полное меню- 64 рубля, фактическое меню с уменьшением выхода отдельных блюд- 45 рублей для учащихся от 12 до 18 лет.
При этом, в обязанности ООО " ****", в том числе, входит организация питания и приготовление (выдача) готовых блюд на технологическом оборудовании столовой общеобразовательных учреждений в соответствии с ежедневным меню, а также комплектование ежедневного меню учащихся. Приказом ООО " ****" от 11 сентября 2013 года N 208 была установлена следующая стоимость реализации питания: с 7 до 10 лет: завтрак-39 рублей, обед 45 рублей; с 11 до 17 лет- завтрак 43 рубля, обед- 47 рублей. Согласно учетной политике утвержденной приказом ООО " ****" от 31 декабря 2014 года N 281а, получаемое от поставщиков сырье (товары), проходит переоценку, на все сырье (товары) одного вида устанавливается единая учетная стоимость. При формировании меню и калькуляционных карточек применяется учетная стоимость сырья (товаров). Наценки на сырье (товары) применяются при реализации завтрака /обеда сформированного из готовых блюд, и фиксируются актом реализации.
В ходе выборочной проверки товарных накладных, актов переоценки товаров, меню, калькуляционных карт, актов реализации за 02 декабря 2014 года, 12 декабря 2014 года, 13 декабря 2014 года, 19 января 2015 года, 21 января 2015 года, 27 января 2015 года установлено, что фактические применяемые наценки на продукцию (товары), реализуемые ООО " ****" в общеобразовательных организациях образования, выше установленных на территории Оренбургской области.
Так, согласно акту реализации от 27 января 2015 года для учащихся *** стоимость завтрака составила 21 рубль 39 копеек, однако при реализации стоимость завтрака составила 39 рублей, в связи с чем наценка на продукцию составила 82%. Между тем стоимость такого завтрака с учетом приведенного выше положения пункта 1 Постановление N 570-п не должна превышать 35 рублей 39 копеек.
Аналогичные нарушения установлены при реализации ООО " ****" своей продукции в общеобразовательных организациях образования в указанные выше дни.
Ответственность за правильное определение размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания, согласно приказу ООО " ****" от 27 декабря 2013 года N 336, возложена на главного (должность) Васькину В.А.
Таким образом, у должностного лица - (должность) Васькиной В.А. имелась реальная возможность для соблюдения законодательства о ценообразовании на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях. Однако (должность) ООО " ****" Васькиной В.А. не приняты зависящие от её меры по соблюдению законодательства, в результате чего надбавки превысили допустимые размеры.
Факт совершения Васькиной В.А. указанного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Прихожу к выводу о том, что при вынесении постановления о наложении административного наказания и рассмотрении жалобы Васькиной В.А. на постановление, вынесенное директором департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года, должностное лицо и судья районного суда правильно пришли к выводу о том, что Васькина В.А. не приняла всех зависящих от неё мер по соблюдению законодательства о ценообразовании на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях. Все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку. Вывод о наличии события правонарушения и виновности Васькиной В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Доводы Васькиной В.А. и её защитника о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности обоснованно отклонены. Выводы судьи районного суда мотивированы, приведены в решении, оснований не согласиться с ними не имеется.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы Васькина В.А. показала, что стоимость реализуемой продукции установлена приказом руководителя ООО ****", из чего она складывается, пояснить не может. Показала, что соблюдение размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания проверялось путем расчета, при этом 13 рублей, как расходы, возмещаемые за счет средств бюджетов разных уровней на каждого ребенка, при расчете наценки не учитывались, что по её мнению согласуется с п. 8 раздела 2 Методических указаний по расчету наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях на территории Оренбургской области, утвержденных приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 08 мая 2014 года N 01-04/28 (далее по тексту - Методические указания).
С данным доводом согласиться нельзя, поскольку Методические указания разработаны Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов во исполнение постановления Правительства Оренбургской области от 7 февраля 2014 года N 66-п "О введении государственного регулирования наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях на территории Оренбургской области" и предназначены для использования самим Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов для расчета методом экономически обоснованных расходов регулируемых размеров наценок на указанную выше продукцию.
При определении размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания (должность) Васькина В.А. должна была руководствоваться п. 1 Постановления N 570-п, согласно которому предельный размер наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях составляет 65 процентов к отпускной стоимости сырья поставщика для приготовления продукции собственного производства и продуктов, проходящих кулинарную обработку, и 20 процентов на пищевые продукты (товары), реализуемые без кулинарной обработки, в том числе хлеб, хлебобулочные, сухарные и бараночные изделия промышленного производства.
В жалобе Васькина В.А. указывает на то, что превышение предельного размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания допущено не было. С целью получения разъяснения по вопросу расчета наценки на продукцию, реализуемую в школах, ООО " ****" обращалось за разъяснениями в Министерство образования Оренбургской области с приложением таблицы расчета, на который получен ответ о том, что при расчете наценки следует руководствоваться Постановлением N 570-п и Методическими рекомендациями, при этом правильность расчета наценки обществом, приведенная в прилагаемой таблице, министерством образования не оспаривалось.
Данный довод жалобы нельзя признать состоятельным. То обстоятельство, что в ответе от 30 сентября 2014 года N Министерство образования Оренбургской области не оспаривает расчет наценки, не свидетельствует о том, что он осуществлен в соответствии с требованиями Постановления N 570-п и должностным лицом Васькиной В.А. приняты все меры для правильного определения размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания, поскольку на министерство образования возложена обязанность по обеспечению контроля за применением наценки на продукцию. К компетенции министерства образования толкование законодательства в части определения размера предельных наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, не относится.
В дополнении к жалобе Васькина В.А. указывает на то, что утвержденная Постановлением N 570-п предельная наценка применяется не к поставляемой учебному заведению продукции, а к продукции, реализуемым предприятием питания при учебном заведении. ООО ****" осуществляет поставку готовых блюд собственного производства учебному заведению, которое затем организует питание учащихся путем реализации полученных от ООО ****" готовых блюд. Само ООО ****" продукцию не реализует.
Данный вывод заявителя является ошибочным. ООО ****", в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, осуществляет услуги общественного питания и реализует приготовленную продукцию при учебных заведениях, то есть является предприятия общественного питания и осуществляет регулируемую государством деятельность. Факт издания приказа о назначении лица, ответственного за правильное определение размера наценки на продукцию при организации услуг школьного питания, подтверждает это обстоятельство.
Вопреки доводу жалобы порядок привлечения Васькиной В.А. к административной ответственности соблюден.
Установлено, что проверка прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга осуществлена во исполнение поручений Генеральной прокуратуры Российской Федерации об организации надзорных мероприятий, направленных на противодействие нарушениям законодательства, способствующим росту цен на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Нарушения зафиксированы в акте проверки, составленным старшим помощником прокурора Ленинского района г. Оренбурга 13 февраля 2015 года, который вручен Васькиной В.А. Оснований для признания данного акта недопустимым доказательством не имеется. Отсутствие в акте проверки подписи всех должностных лиц, участвующих в проверке, на которое указывает защитник, не свидетельствует о недействительности результатов проверки, поскольку акт проверки составлен по результатам прокурорской проверки, в которой полномочия прокурора определены Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Порядок составления акта проверки указанным законом не регламентирован.
16 февраля 2015 года прокурором Ленинского района г. Оренбурга в отношении (должность) Васькиной В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Постановление о возбуждении производства по делу вынесено с участием Васькиной В.А.
Отсутствие по данному делу административного расследования, которое по мнению заявителя являлось необходимым, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения Васькиной В.А. к административной ответственности, так как из анализа ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ следует, что административное расследование не является обязательной стадией производства по делам об административных правонарушений. Прокурор самостоятельно вправе был определить необходимость осуществления такого расследования. По настоящему делу такой необходимости прокурором установлено не было, что не противоречит требованиям КоАП РФ.
Постановление по делу было вынесено директором департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года в отсутствие (должность) ООО " ****" Васькиной В.А. при наличии сведений о её извещении надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что объективно подтверждается определением о продлении срока рассмотрения дела от 15 июля 2015 года, из которого усматривается, что последняя копию данного определения получила лично 21 июля 2015 года (том 2, л.д.18).
То обстоятельство, что полученная Васькиной В.А. копия определения о продлении срока рассмотрения дела от 15 июля 2015 года вынесена заместителем директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, в то время как полномочия по рассмотрению дел возложены на директора департамента, не свидетельствует о незаконности такого извещения, поскольку не противоречит нормам КоАП РФ. При таких обстоятельствах рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие Васькиной В.А. согласуется с требованиями ст. 25.1 КоАП РФ.
Поскольку ст. 25.12 КоАП РФ предусматривает возможность извещения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела не только посредством направления извещений почтой, но и доставкой, само по себе отсутствие почтового уведомления в получении Васькиной В.А. извещения не свидетельствует о том, что о времени и месте рассмотрения дела она не была извещена надлежащим образом.
Учитывая изложенное следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления и судебного решения.
Постановление о привлечении Васькиной В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Учитывая изложенное оснований для отмены или изменения постановления директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года, решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении (должность) ООО " ****" Васькиной В.А. не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление директора департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 24 июля 2015 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении (должность) общества с ограниченной ответственностью " ****" Васькиной В.А. оставить без изменения, а жалобу Васькиной В.А. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.