Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
судей Селютиной И.Ф., Новожениной О.Р.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 15 сентября 2015 года по делу по административному исковому заявлению Калита Т.А. о признании бездействия судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области незаконными и взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации денежных средств в счет компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба,
установила:
Калита Т.А. обратилась в суд с заявлением, указав, что (дата) Оренбургским областным судом было вынесено апелляционное определение, согласно которому на администрацию МО г.Медногорск возложены две обязанности: включить Калита Т.А. в адресную программу "Переселение граждан г. Медногорска Оренбургской области из аварийного жилого фонда" на 2014 год и предоставить Калита Т.А. взамен жилого помещения по адресу: (дата), признанного аварийным и не пригодным для проживания, равнозначное благоустроенное жилое помещение в г. Медногорске.
В целях принудительного исполнения указанного судебного акта (дата) судебным приставом-исполнителем Махиня А.С. на основании исполнительного листа, выданного Медногорским городским судом, возбуждено исполнительное производство N в отношении должника Администрации МО г. Медногорск, в рамках которого судебные приставы-исполнители ограничивались лишь вынесением постановлений о пятидневных сроках исполнения, которые администрацией никогда не исполнялись. При этом приставы не накладывали на должника штрафы, не привлекали его к административной ответственности, а виновных должностных лиц - к уголовной ответственности, не истребовали от администрации необходимые для правильного и своевременного (в двухмесячный срок, равно как и до окончания 2014 года) исполнения судебного решения сведения о предоставлении квартир в построенном в 2014 году по программе переселения жилом доме по (адрес).
Калита Т.А. полагает, что судебными приставами-исполнителями допущено незаконное бездействие, из-за которого решение областного суда в 2014 году и в
последующем (в 2015 году) в порядке, установленном решением, а именно путем предоставления квартиры во вновь строящемся по программе переселения жилом доме, исполнено не было. Также утверждает, что указанное бездействие, в свою очередь, повлекло необходимость несения ею материальных затрат по найму квартиры и обусловило причинение ей нравственных и физических страданий, сопряженных с возникновением психических заболеваний. Просила суд:
признать бездействие всех судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Оренбургской области, допущенное ими в рамках исполнения исполнительного производства N, незаконным,
взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в свою пользу в счет компенсации причиненного бездействием судебных приставов-исполнителей морального вреда денежные средства в размере *** рублей;
взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в свою пользу в счет возмещения причиненного бездействием судебных приставов-исполнителей материального ущерба денежные средства в размере *** рублей.
Решением от 15.09.2015 г. требования Калита Т.А. удовлетворены частично, суд постановил:признать допущенное судебными приставами-исполнителями МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Махиня А.С. и Уразовой А.И. бездействие в период их работы по исполнительному производству N56 незаконным. В удовлетворении остальных требований Калита Т.А. отказано.
С таким решением не согласилось УФССП России по Оренбургской области, которое апелляционной жалобе просит решение в части признания незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебное заседание не явились административные ответчики судебные приставы-исполнители Махиня А.С, Уразова А.С, Паничикина Г.А., представитель заинтересованного лица Администрации МО г.Медногорск, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения административного истца Калита Т.А., представителя УФССП России по Оренбургской области Филипповой О.Д., представителя Управления Федерального казначейства по Оренбургской области Нестеренко Е.Н., проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
С 15.09.2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, судом в нарушение закона данное дело было рассмотрено в порядке, установленном Гражданским процессуальным Кодексом РФ, а не в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от (дата) требования Калита Т.А. по заявленным ею встречным исковым требованиям удовлетворены частично и постановлено:
обязать администрацию МО г. Медногорск включить Калита Т.А. в адресную программу "Переселение граждан города Медногорска Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2014 год;
обязать администрацию МО г. Медногорск предоставить Калита Т.А. взамен жилого помещения по адресу: (адрес), признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное благоустроенное жилое помещение в г.Медногорске.
Согласно постановлению главы администрации МО г.Медногорск от 24.07.2014 г. N859-па "О внесении изменений в постановление администрации города от 11.04.2013 г. N 497-па "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан города Медногорска Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы" (в редакции постановления от 29.01.2014 N 62-па)" Калита Т.А. включена в адресную муниципальную программу "Переселение граждан города Медногорска Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы". При установлении финансирования приобретения для нее жилого помещения в 2014 году срок реального предоставления ей квартиры и ее фактического переселения указан (дата).
(дата). судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Махиня А.С. на основании исполнительного листа N от (дата), выданного Медногорским городским судом Оренбургской области по делу N об обязании администрации МО г. Медногорск включить Калита Т.А. в адресную программу "Переселение граждан города Медногорска Оренбургской области из аварийного жилого фонда" на 2014
год и обязании администрации МО г. Медногорск предоставить Калита Т.А. взамен жилого помещения по адресу: (адрес), признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное благоустроенное жилое помещение в г. Медногорске, возбуждено исполнительное производство N. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно почтовому уведомлению постановление о возбуждении исполнительного производства N получено должником (дата).
(дата). в адрес МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области поступило письмо Главы администрации МО г. Медногорск Д.., исх. N, которым он уведомил судебного пристава-исполнителя, что (дата). издано постановление N 859-па администрации муниципального образования город Медногорск О внесении изменений в постановление администрации города от 11.04.2013 г. N 497-па "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан города Медногорска Оренбургской области из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы" (в редакции постановления от 29.01.2014 г. N 62-па), согласно которого Калита Т.А. включена в адресную муниципальную программу "переселение граждан города Медногорска Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы" на 2014 г.
(дата) в связи с неисполнением требований исполнительного документа в интересах Калита Т.А. в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Махиня А.С. вынесено постановление о взыскании с администрации МО г. Медногорск исполнительского сбора, и в соответствии со ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" - постановление об установлении должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа-до (дата).
(дата) в адрес МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области поступило письмо Главы администрации МО г. Медногорск А.В. Дручинина исх. N от (дата) с приложением копий документов, подтверждающих исполнение решения Медногорского городского суда Оренбургской области от (дата). по делу N а именно: постановление администрации МО г. Медногорск от (дата) N; копия письма администрации г. Медногорска от (дата) N копия заявления гр. Калита Т.А. от (дата)
Из предоставленных документов усматривается, что администрация МО г. Медногорск предлагает Калита Т.А. заключить договор мены квартиры (адрес), общей площадью *** кв.м (согласно техническому паспорту *** кв.м.) на жилую двухкомнатную квартиру общей ***. Дом введен в эксплуатацию в декабре 2012 года по программе переселения граждан г. Медногорска из ветхого и аварийного жилья, однако Калита Т.А. от указанного варианта отказалась.
(дата). судебный пристав-исполнитель Махиня А.С. направила в адрес администрации МО г.Медногорск требование, в котором просила предоставить подробную пояснительную информацию о предпринимаемых мерах к исполнению судебного решения. В то же день, (дата) судебный пристав-исполнитель
Махиня А.С. вынесла дополнительное постановление о назначении нового срока для исполнения решения суда - 5 дней со дня получения администрацией данного постановления.
(дата) в адрес МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области поступило заявление Калита Т.А. о привлечении главы администрации МО г. Медногорск к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
В соответствии с постановлением дознавателя МОСП по ИОИП от (дата) сообщение Т.А. Калита о преступлении направлено в Медногорский ГОСП по подследственности.
Постановлением от (дата). главный специалист-эксперт (дознаватель) Медногорского ГОСП В. отказал в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деяниях главы администрации МО г. Медногорск признаков преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.
В связи с неисполнением должником решения суда во вновь установленный срок, (дата) судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Уразовой А.И. составлен протокол N об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства N заместителем старшего судебного пристава МОСП по ИОИП Суриной И.В. вынесено постановление N, которым администрация МО г.Медногорск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, а именно: неисполнение должником требований неимущественного характера содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от (дата) данное постановление от (дата) отменено, производство по данному делу прекращено. Причиной отмены постановления о привлечении администрации к ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ явилось фактическое неустановление судебным приставом-исполнителем Махиня А.С. срока для исполнения требований исполнительного документа.
(дата) судебный пристав-исполнитель Махиня А.С. направила в адрес администрации МО г.Медногорск требование, в котором попросила предоставить подробную пояснительную информацию о предпринимаемых мерах к исполнению судебного решения, а также вынесенное (дата) постановление о назначении нового срока исполнения - 5 дней со дня получения постановления. Данные документы получены администрацией МО г.Медногорск (дата)
(дата) администрация МО г.Медногорск обратилась в Медногорский городской суд с заявлением о разъяснении решения суда.
(дата) должником в адрес Калита Т.А. направлено письмо N., которым сообщается, что в настоящее время у администрации г. Медногорска отсутствуют жилые помещения, кроме предложенных ранее, соответствующих по площади и количеству комнат. Администрация МО г. Медногорск готова приобрести квартиру, равнозначную квартире взыскателя, в строящемся многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес), предположительная сдача дома в эксплуатацию - (дата). Ответа на данное письмо в адрес администрации от Калита Т.А.
не поступило.
(дата) судебным приставом-исполнителем в адрес главы администрации МО г. Медногорск предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, а также постановление о назначении нового срока исполнения.
(дата) между администрацией МО г.Медногорск и Калита Т.А. заключено соглашение, по которому его стороны обязались заключить в будущем договор мены аварийной квартиры Калита Т.А. на квартиру, расположенную по адресу (адрес), которую администрация обязалась выкупить специально для Калита Т.А. у ее собственника.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, пришел к выводу о том, что в работе судебных приставов-исполнителей Махиня А.С. и Уразовой А.И. имело место бездействие, выразившееся в непринятии всех допустимых и достаточных мер по исполнению требований исполнительного документа, а чрезмерно длительное исполнение решение суда, в свою очередь, повлекло фактическое неисполнение решения суда до окончания 2014 года, а затем существенное затягивание процесса предоставления Калита Т.А. квартиры на срок до 1 года 24 дней ( (дата)) и, следовательно, ущемление ее законных интересов.
Судебная коллегия с указанными выводами суда не соглашается на основании следующего.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из материалов дела усматривается, что судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, неоднократно устанавливался новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, тогда как бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное
отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Признавая бездействие судебных приставов-исполнителей незаконным, суд не указал, какие конкретно действия в рамках данного исполнительного производства не были совершены. Нельзя признать допущенным бездействием непривлечение должника к административной ответственности, поскольку вопрос о привлечении должника к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя. Кроме того, как следует из материалов исполнительного производства, судебный пристав - исполнитель меры по привлечению должника к ответственности как административной, так и уголовной, предпринимал.
Кроме того, исполнительное производство в настоящее время окончено ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа, следовательно, права и законные интересы Калита Т.А. не нарушены.
С учетом изложенного, решение в части удовлетворения требования Калита Т.А. подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании бездействия судебных приставов - исполнителей межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области незаконными, в связи с чем, требования о взыскании компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба также не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба было отказано, в этой части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определил:
решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 15 сентября 2015 года отменить в части удовлетворения требований Калита Т.А. о признании незаконным допущенного судебными приставами -исполнителями межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Оренбургской области Махиня А.С. и Уразовой А.И. бездействия в период их работы по исполнительному производству N. Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.