Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.
судей Ребровой И.В. и Котовой М.А.
при секретаре Кораблевой Е.С.
с участием прокурора Степановой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области на решение Чудовского районного суда Новгородской области от 11 сентября 2015 года,
установила:
Заместитель прокурора Маловишерского района, действуя в интересах Голубевой Н.С., обратился в суд с иском к Администрации Маловишерского муниципального района о признании бездействия незаконным, мотивировав свои требования тем, что в ходе проверки по обращению Голубевой Н.С. установлено, что последней на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции д.65 кв.1. 24 июня 2015 года Голубева Н.С. обратилась в Администрацию Маловишерского муниципального района с заявлением о создании комиссии и проведении обследования её жилого помещения. Администрацией Маловишерского муниципального района обследование жилого помещения не проведено, решение в установленном порядке не принято, а Голубевой Н.С. направлен ответ о невозможности проведения оценки жилого помещения. Голубева Н.С. другого жилого помещения в собственности не имеет, бездействием Администрации Маловишерского муниципального района нарушено её право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Решением Чудовского районного суда Новгородской области от 11 сентября 2015 года заявленные прокурором требования удовлетворены частично и постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации Маловишерского муниципального района в проведении по заявлению Голубевой Н.С. межведомственной комиссией оценки и обследования пригодности для проживания жилого помещения - квартиры N 1 в доме N65 по ул. Революции в г. Малой Вишере Новгородской области, оформленный письмом NМ07-2213-и от 29 июня 2015 года "Ответ на обращение".
Возложить на межведомственную комиссию по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть на заседании вопрос о пригодности (непригодности) квартиры N1 в доме N65 по ул. Революции в г. Малой Вишере Новгородской области для постоянного проживания.
В апелляционной жалобе Администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области просит отменить решение суда, указывая, что в ответе N М07-2213-и от 29.06.2015 года на обращение Голубевой Н.С. отсутствует отказ в проведении по её заявлению межведомственной комиссией оценки и обследования пригодности для проживания жилого помещения. Ссылается на то обстоятельство, что обследование жилых помещений и признание их непригодными для проживания не относится к полномочиям Администрации муниципального района, это компетенция межведомственной комиссии.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Маловишерского района Новгородской области решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и представленных на неё возражений, заслушав прокурора Степанову Е.И., полагавшую, что доводы жалобы не состоятельны, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Исходя из положений ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Голубевой Н.С. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции д.65 кв.1. Иного жилого помещения Голубева Н.С. в собственности не имеет.
19.05.2015 года в многоквартирном жилом доме по адресу: Новгородская область, г. Малая Вишера, ул. Революции, д.65 произошел пожар, что подтверждается соответствующим актом.
Межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции была создана на основании постановления администрации Маловишерского района Новгородской области N364 от 16 июня 2013 года.
В акте N6 от 10 июня 2015 года обследования помещения указано, что при обследовании многоквартирного дома N65, расположенного по ул. Революции в г. Малой Вишере Новгородской области установлено, что в результате пожара дом был уничтожен полностью, объект для обследования отсутствует, оценка результатов проведения инструментального контроля и других видов контроля исследования не проводилась, рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры отсутствуют, заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения отсутствует.
24 июня 2015 года Голубева Н.С. обратилась к главе Маловишерского муниципального района с заявлением создать комиссию и провести обследование жилого помещения, в котором она проживала до пожара, на предмет пригодности для проживания (аварийности). На данное заявление 29 июня 2015 года Администрацией Маловишерского района был дан ответ со ссылкой на п.38 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 о том, что поскольку жилое помещение, как и многоквартирный дом N 65 по ул. Революции в г. Малой Вишере, фактически как объект для обследования отсутствует, провести оценку соответствия жилого помещения квартиры N1 установленным требованиям не представляется возможным.
Разрешая дело и удовлетворяя исковые требования, заявленные прокурором в интересах Голубевой Н.С., суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Маловишерского муниципального района фактически не рассмотрела заявление Голубевой Н.С. о проведении обследования её жилого помещения на предмет признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания по существу в соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не направила её обращение на рассмотрение в межведомственную комиссию по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а поэтому вывод суда о признании незаконным отказа Администрации Маловишерского муниципального района в проведении по заявлению Голубевой Н.С. межведомственной комиссией оценки и обследования пригодности для проживания её жилого помещения, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения на заявленные прокурором требования, которые были изложены представителем администрации в ходе рассмотрения дела, судом первой инстанции данные доводы были обоснованно отклонены как противоречащие действующему законодательству.
В ходе разрешения спора судом было установлено, что Администрацией Маловишерского района Новгородской области создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда района, однако решения в отношении жилого помещения, которое до пожара занимала Голубева Н.С., комиссия не принимала, несмотря на соответствующее обращение Голубевой Н.С.
Между тем отсутствие заключения межведомственной комиссии, которой дано право признавать помещение пригодным (непригодным) для проживания граждан, не позволяет установить наличие либо отсутствие нуждаемости Голубевой Н.С. и членов её семьи в жилом помещении, в том числе с предоставлением его во внеочередном порядке.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными, поскольку при разрешении данного спора судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также применен закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чудовского районного суда Новгородской области от 11 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Маловишерского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Бобряшова
Судьи И.В. Реброва
М.А. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.