Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Гареевой Д.Р. и Александровой Н.А.
с участием прокурора Кулясовой Р.Я.
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан, апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гареевой Д.Р., выслушав прокурора Кулясову Р.Я., представителя Вяткиной Ю.М.-Семенова В.В., возражавших против доводов жалоб, судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г. Уфы обратился в суд с иском в интересах Вяткиной Ю.М. к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Калининского района городского округа город Уфа об обязании предоставить Вяткиной Ю.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки установлено, что на основании распоряжения главы Администрации Калининского района ГО г.Уфа от дата за N ... Вяткина Ю.М. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения. Жильем до настоящего времени Вяткина Ю.М. не обеспечена. Истец просил суд обязать ответчиков предоставить Вяткиной Ю.М благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от дата постановлено обязать Администрацию городского округа город Уфа РБ предоставить Вяткиной ЮМ, дата года рождения в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении требований прокурора к Администрации Калининского района городского округа город Уфа об обязании предоставить Вяткиной ЮМ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма отказано.
В апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности. Указано, что права Вяткиной Ю.М. не нарушены, поскольку за ней закреплено право на жилую площадь по адресу: адрес.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Выражает несогласие с возложением обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию, поскольку обеспечение таких категорий граждан как Вяткина Ю.М. возложено на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21.12.1996 годаN159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 п."ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российском Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федеральною закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Вяткина Ю.М. родилась дата.
Ее родители- отец Вяткин М.П. умер дата, мать Вяткина Н.В., умерла дата.
Постановлением Администрации Калининского района г.Уфы от дата за N ... несовершеннолетняя Вяткина Ю.М. передана в семейный детский дом в приемную семью Семеновых (л.д.14).
Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N ... от дата Вяткина Ю.М. признана нуждающейся в жилых помещениях по категории ребенок-сирота и включена в список по категории "дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей".
В настоящее время Вяткина Ю.М проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: адрес70, указанное жилое помещение на основании постановления Администрации Калининского района от дата года за N ... закреплено за Вяткиной Ю.М. (л.д.9).
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведённые нормы права и пришёл к выводу о частичном удовлетворению исковых требований прокурора Калининского района городского округа г. Уфы в интересах Вяткиной Ю.М.
Как верно указал суд, Вяткина ЮМ. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилого помещения не было реализовано до дата, в связи с чем она имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Отказывая в иске к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 26.1 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации", согласно которым не могут одновременно возлагаться аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку мотивы, приведенные в решении, основаны на оценке представленных доказательств и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что права Вяткиной Ю.М. не нарушены, поскольку за ней закреплено право на жилую площадь не может быть принят судебной коллегией во внимание.
Материалами учетного дела подтверждается, что жилое помещение адрес имеет площадь 17 кв.м. На указанной площади зарегистрированы Вяткина Ю.М., Вяткин А.М., Нефедова Н.И ... Вяткина А.М,, Вяткин И.М., Вяткина Л.М., Вяткин Д.А., Вяткин С.А., Вяткина Е.А. (л.д.9).
Согласно подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от дата N ... установлена учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека.
Таким образом, площадь закрепленной за Вяткиной Ю.М. квартиры меньше учетной нормы жилого помещения, что свидетельствует о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основания, свидетельствующего о невозможности проживания Вяткиной Ю.М. в указанном жилом помещении.
В связи с чем, за Вяткиной Ю.М. сохраняется право на однократное получение отдельного жилого помещения.
Ссылка Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на возложение обязанности по предоставлению жилого помещения Вяткиной Ю.М. на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации несостоятельна.
Согласно положениям п. 7 ст. 1 Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст. 2 настоящего Закона, наделяются, в том числе, государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а не на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Несостоятельны также доводы жалобы Администрации городского округа город Уфа о том, что в соответствии с действующим жилищным законодательством сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, следовательно, права Вяткиной Ю.М. не нарушены.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются исходя из анализа положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении, окончания учебного заведения, окончания службы в армии и пр.).
Ссылка апеллянта Администрации городского округа город Уфа на нарушение судом норм процессуального права в связи с внесением в ст.57 Жилищного кодекса РФ изменений несостоятельна, поскольку нарушений норм права при применении данной статьи судом не допущено.
Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Такие доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.