Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.,
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
с участием прокурора: Андреева А.И.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. к ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника незаконным, взыскании компенсации,
по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края",
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 01 октября 2015г., которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах Таран Л.И. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Красноярского края", оформленный письмом от 02.04.2015 года за N ЦСО/123, в возмещении Таран Л.И. расходов на изготовление и установку надгробного памятника ее умершей матери ФИО2, имевшей при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Красноярского края" в пользу Таран Л.И. в счет компенсации на изготовление и установку надгробного памятника ФИО2 денежные средства в размере "данные изъяты".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Красноярска в интересах Таран Л.И. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника незаконным, взыскании компенсации. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска по обращению Таран Л.И. проведена проверка, в ходе которой установлено, что Таран Л.И. является дочерью ФИО2, имевшей при жизни статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, что подтверждается копией удостоверения. "дата"г. ФИО2 скончалась. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 февраля 2015г. с Военного комиссариата Красноярского края взысканы денежные средства в пользу Таран Л.И. на погребение ФИО2 в размере "данные изъяты". 17 апреля 2015г. Таран Л.И. понесла расходы на изготовление и установку надгробного памятника ФИО2 в размере "данные изъяты"., в целях компенсации которых она обратилась с письменным заявлением в Военный комиссариат Красноярского края. Письмом от 02 апреля 2014г. ей было отказано в выплате указанных средств со ссылкой на то, что на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей государственная гарантия по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества не распространяется. Прокурор полагает, что отказ в выплате денежных средств является незаконным и нарушает права заявителя, в связи с чем прокурор просил суд признать незаконным отказ Военного комиссариата Красноярского края, оформленный письмом от 02 апреля 2015г. NЦСО/123, в возмещении Таран Л.И. расходов на изготовление и установку надгробного памятника ее умершей матери ФИО2, взыскать в счет компенсации на изготовление и установку надгробного памятника денежные средства в размере "данные изъяты"
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" Петрова О.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" Еманову Н.Н. (доверенность от 11 января 2016 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Таран Л.И., ее представителя Таран В.М., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Андреева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч 2. ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, апелляционным определением Красноярского краевого суда от 18.02.2015 года, отменившим решение Центрального районного суда г.Красноярска от 5 декабря 2014 года, с Военного комиссариата Красноярского края в пользу Таран Л.И. были взысканы денежные средства в счет компенсации за погребение умершей ФИО2 в размере "данные изъяты" ... Судом апелляционной инстанции было установлено, что ФИО2, "дата" года рождения, при жизни имела статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей. "дата" она умерла. Из анализа законодательства, регламентирующего порядок возмещения расходов на погребение указанной категории граждан, а именно, Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235, утратившего силу в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 года Федерального закона от 22.08.2004 года N 122 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Разъяснений о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 года N 20, Федерального закона "О ветеранах", суд пришел к выводу, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Реализация данной социальной гарантии, которая является государственной и обеспечивается средствами федерального бюджета, возложена на Министерство обороны Российской Федерации. К одной из задач военных комиссариатов относится, в том числе и возмещение расходов на погребение в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, кроме расходов на погребение Таран Л.И. понесла расходы на изготовление и установку надгробного памятника умершей ФИО2 в сумме "данные изъяты"., что подтверждается квитанцией N от "дата" индивидуального предпринимателя ФИО12, а также фотографией, из которой видно, что памятник действительно был установлен.
Поскольку ФИО2 при жизни обладала льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объем ее соответствующих льгот и гарантий следует определять с учетом законодательства о социальных гарантиях участников Великой Отечественной войны.
Согласно п.5 ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года N8-ФЗ погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Такой размер денежных средств для возмещения расходов при этом установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 года N460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Согласно п.1 данного Постановления, за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации. Согласно п.35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденных приказом Министра Обороны РФ от 13.01.2008 года N5, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п.2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета.
Поскольку Федеральным законом N122-ФЗ от 22.08.2004 года не предусматриваются для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей оговорки об их приравнивании к служащим уголовно-исполнительной системы и др. специальных категорий, возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников должно производиться Военным комиссариатом Красноярского края как для общей категории военнослужащих.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года N460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 23 749 рублей.
Принимая во внимание изложенные выше положения закона, суд первой инстанции обоснованно указал, что Таран Л.И., как дочь ФИО2, имеет право на возмещение расходов на установку надгробного памятника последней в пределах установленной Правительством Российской Федерации нормы расходов - "данные изъяты".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников и инвалидов Великой Отечественной войны в части оказания ритуальных услуг, изготовления и установки на могилах умерших надгробных памятников, не распространяются на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как положения пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не содержат каких-либо изъятий из общего объема выплаты, мер поддержки и льгот, предусмотренных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, в применении к бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.
В указанной связи решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.