Судья Омского областного суда Климова В.В.,
при секретаре Смоляковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N 67" Ильченко В.В. на постановление судьи Кировского районного суда г.Омска от " ... ", которым постановлено:
"Признать БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N67" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей",
установил:
БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N 67" признано виновным в осуществлении образовательной деятельности по программам дополнительного образования, не указанным в лицензии, а именно, в Учреждении работают кружки: "Вокальная студия "Радуга", "Юный друг полиции", "Школа безопасности", "Юный инспектор дорожного движения", "Искусство витража", "Художественное слово", "Хореография", "Лепка из соленого теста", "Агиттеатр "Прометей".
В жалобе директор БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N67" Ильченко В.В. просит постановление отменить. Считает, что Учреждение не виновно в совершении данного нарушения, поскольку ч.9 ст.108 Федерального закона об образовании предусматривает порядок переоформления ранее выданных лицензий в срок до " ... ", в целях приведения лицензий в соответствие с новым федеральным законом.
В возражениях на жалобу специалист отдела лицензирования Минобразования Омской области Романенко О.Г. просит отставить постановление без изменения, указывая на то, что для ведения кружковой работы Учреждению необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования. Доводы жалобы о возможности переоформлении лицензии в срок до " ... " находит необоснованным, поскольку и в имеющейся у Учреждения лицензии не указаны подвиды дополнительного образования, дающие право осуществления кружковой работы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав директора БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N67" Ильченко В.В., поддержавшую жалобу по доводам, в ней изложенным, прихожу к следующему.
Часть 1 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с ч.1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В ст.2 вышеназванного Закона N273-ФЗ содержатся понятия таких видов образования, как общее образование и дополнительное образование.
Согласно ст.63 Закона N273-ФЗ дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются образовательными программами общего образования.
В соответствии со ст.75 указанного Закона дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Из материалов дела следует, что БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N67" имеет лицензию, зарегистрированную за N " ... " от " ... ", на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии. Согласно приложению к лицензии БОУ г.Омска "СОШ N67" имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, которые относятся к основной образовательной программе (л.д.22-23).
Права ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам БОУ г.Омска "СОШ N67" согласно указанной лицензии не имеет.
Вместе с тем, в ходе проведенной на основании распоряжения Министерства образования Омской области от " ... " в отношении БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N 67" плановой выездной проверки с целью контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, было установлено, что помимо образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Учреждение осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования, не указанным в лицензии, а именно в Учреждении работают кружки "Вокальная студия "Радуга", "Юный друг полиции", "Школа безопасности", "Юный инспектор дорожного движения", "Искусство витража", "Художественное слово", "Хореография", "Лепка из соленого теста", "Агиттеатр "Прометей".
Ведение в Учреждении указанных кружков подтверждается расписанием внеурочной деятельности на 2015-2016 года (л.д.47-53), а также приказом N " ... " от " ... " о распределении часов кружковой работы (л.д.54, 55).
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях БОУ г.Омска "СОШ N67" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, является правильным.
То обстоятельство, что судья районного суда ошибочно сослался в постановлении на утратившие силу Закон РФ N3266-1 от 10.07.1992 года "Об образовании", а также на Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства от 16.03.2011 года N174, не повлекло неправильных выводов по делу, поскольку нормы, аналогичные тем, что были приведены судьей в постановлении, содержатся в Федеральном законе от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года N966.
Доводы жалобы о том в действиях Учреждения отсутствует состав нарушения, ввиду того в соответствии с положениями ст.108 Федерального закона N273-ФЗ "Об образовании" на переоформление лицензии Законом отведен срок до " ... ", нельзя признать обоснованными, поскольку как установлено по делу БОУ г.Омска "СОШ N67" не имело и не имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, которая подлежала бы переоформлению в целях приведения ее в соответствие с действующим законодательством.
Вместе с тем, согласно с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из расписания внеурочной деятельности на 2015-2016 года в БОУ г.Омска "СОШ N67" помимо дополнительных общеобразовательных программ "Вокальная студия "Радуга", "Юный друг полиции", "Школа безопасности", "Юный инспектор дорожного движения", "Искусство витража", "Художественное слово", "Хореография", "Лепка из соленого теста", "Агиттеатр "Прометей", которые проводятся в 6-11 классах, проводятся занятия в различных кружках в 1-5 классах, в том числе и в кружках "Юный инспектор дорожного движения", "Хореография", которые включены в Основную образовательную программу начального общего образования БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N 67" (1-4 классы), а также в Основную образовательную программу основного общего образования (для 5 класса).
Ведение кружковых занятия для 1-5 классов, по мнению лицензирующего органа, не является нарушением требований ст.91 Федерального закона "Об образовании в РФ", поскольку указанные занятия являются внеурочной деятельностью в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N373, предусмотрено, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.16).
В п.19.10 данного Федерального стандарта указано, что план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Аналогичные требования о том, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность, предусмотрены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897.
Такая же норма о внеурочной деятельности закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.05.20112 N413.
Поскольку переход на ФГОС осуществляется постепенно, то в настоящее время фактически действует лишь для учащихся с 1 по 5 классы, однако, в дальнейшем начнет действовать для всех учащихся, в том числе с 2020 года для 10-11 классов.
Таким образом, со временем и введением в действие ФГОС для 6-11 классов, ведение для них кружковых занятий будет являться внеурочной деятельностью в соответствии с требованиями ФГОС, не требующей отдельной лицензии, а не дополнительной образовательной деятельностью, для осуществления которой в настоящее время необходимо получение лицензии.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая совокупность собранных по делу доказательств, и учитывая характер совершенного правонарушения, а именно то, что ведение кружковой работы со школьниками без получения лицензии не причинило ущерба правам учащихся, а напротив, направлено на организацию досуга детей и подростков и развитие их личности, а также то, что новыми Федеральными государственными стандартами образования предусмотрена реализация образовательных программ, в том числе через внеурочную деятельность, прихожу к выводу, что данное правонарушение, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но в настоящее время не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем нахожу возможным освободить БОУ г.Омска "СОШ N67" от административной ответственности в связи с малозначительностью, и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление судьи Кировского районного суда г.Омска от " ... " о привлечении БОУ г.Омска "СОШ N67" к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Кировского районного суда г.Омска от " ... " о привлечении БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N67" к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить.
Освободить БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа N67" от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, ввиду его малозначительности и ограничиться устным замечанием.
Судья: В.В. Климова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.