Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Рыбнике В.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы г. Сочи Пахомова А.Н. на решение Хостинского районного суда г. Сочи от 11 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Бодюкова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование требований указано, что Бодюкова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402042:2233 площадью 1184 кв.м. с категорией земель: земли населенных пунктов - жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), расположенный по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ", по схеме планировки жилого квартала в районе " ... " на землях совхоза "Южные культуры". Бодюкова Т.В. обратилась в администрацию г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. Однако в выдаче разрешения административному истцу было отказано. Бодюкова Т.В. полагает решение незаконным, ограничивающим ее права собственника земельного участка.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 11 сентября 2015 г. административный иск Бодюковой Т.В. удовлетворен. Суд признал незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 9 сентября 2015 г. об отказе в выдаче Бодюковой Т.В. разрешения на строительство трехэтажного с подвалом сблокированного жилого дома. Суд обязал администрацию г. Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства устранить допущенные нарушения путем выдачи Бодюковой Т.В. разрешения на строительство трехэтажного с подвалом сблокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402042:2233 площадью 1184 кв.м. с категорией земель: земли населенных пунктов - жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), расположенный по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ", по схеме планировки жилого квартала в районе " ... " на землях совхоза "Южные культуры".
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Перекрестова П.А., настаивавшего на удовлетворении жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Из материалов дела следует, что Бодюкова Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402042:2233 площадью 1184 кв.м. с категорией земель: земли населенных пунктов - жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), расположенный по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ", по схеме планировки жилого квартала в районе " ... " на землях совхоза "Южные культуры", что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности 23-23/050-23/050/601/2015-3360/1 от 10 июля 2015 г.
Согласно расписке в получении документов от 31 августа 2015 г. Бодюковой Т.В. подано заявление в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке.
9 сентября 2015 г. в адрес Бодюковой Т.В. направлено письмо за подписью директора департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об отказе в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование решения указано, что земельный участок расположен в зоне ограничений от техногенных динамических источников - зона "ОА-В" с высотным ограничением "Г", и в соответствии с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202 (далее - Правила землепользования и застройки), в этой зоне подлежат согласованию объекты высотой от 10 до 30 метров. Поскольку планируемая высота объекта капитального строительства составляет 12 метров, в силу статьи 47 Воздушного кодекса РФ строительство на этом участке должно быть согласовано с ФГУП "Аэропорт города Сочи".
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 15 сентября 2015 г.) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Давая оценку оспариваемому решению органа местного самоуправления, суд правильно применил нормы материального права.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции правомерно указал, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство истцом были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе свидетельство о регистрации права собственности заявителя на земельный участок, где планируется строительство, кадастровый паспорт этого участка, а также его градостроительный план и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Пункт 2.6 административного регламента от 1 ноября 2013 г. N 2406 предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства" устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
При этом согласно пункту 2.11.1 регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
письменное обращение застройщика (заявителя) либо всех правообладателей земельного участка с просьбой о прекращении исполнения муниципальной услуги;
отсутствие документов, наличие которых предусмотрено пунктами 2.6, 2.7 настоящего административного регламента, если их представление заявителем является обязательным;
несоответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям, в том числе требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Гражданского кодекса РФ);
запрет на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, установленный федеральными законами.
При этом частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ органу местного самоуправления запрещено требовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, помимо вышеперечисленных, при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Следует согласиться с выводом суда о том, что требования административного ответчика о предоставлении административным истцом дополнительного согласования строительства на участке с ФГУП "Аэропорт города Сочи" является необоснованным.
Пунктами 60 и 61 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 (далее - Правил использования воздушного пространства), предусмотрено, что согласование строительства и размещения объектов в районе аэродрома и вне этого района требуется в случае, если их истинная высота превышает 50 метров.
Вместе с тем Решением Верховного Суда РФ от 23 января 2014 г. N АКПИ13-1080 признан недействующим абзац третий пункта 58 Правил использования воздушного пространства, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что истцу не требуется согласования строительства индивидуального жилого дома высотой 12 м. в районе аэродрома.
В связи с чем, является несостоятельным и довод администрации г. Сочи о нарушении порядка согласования административным истцом высоты планируемого объекта, предусмотренного пунктами 13.2.6 и 13.2 Правил землепользования и застройки.
Из смысла пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, подпункта 1 пункта 1.2 Правил землепользования и застройки следует, что эти правила являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", иными нормативными правовыми актами, Уставом города Сочи, Генеральным планом города Сочи, а также иными актами и документами, определяющими основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Сочи, охраны культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
При этом Правила землепользования и застройки приняты до принятия Правил использования воздушного пространства, а также до признания Верховным судом РФ недействующим положений о необходимости согласования проектирования, строительства и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. Тогда как в Правилах землепользования и застройки не содержится сведений о порядке согласования строительства объекта, расположенного в зоне высотного ограничения "Г", а также о субъекте, с кем необходимо произвести такое согласование.
В письме административного ответчика от 9 сентября 2015 г. нет указаний на непредставление административным истцом каких-либо документов, предусмотренных частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, либо на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом в полной мере соблюдены требований градостроительного законодательства при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство.
В силу части 1 статья 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности решения органа местного самоуправления последним не опровергнуты. Факт нарушения прав Бодюковой Т.В. установлен судом.
В соответствии с положениями статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконным и нарушающим права и свободы человека принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Бодюковой Т.В. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о неподсудности дела Хостинскому районному суду г. Сочи ошибочны, поскольку Бодюкова Т.В. проживает по адресу: г. " Ф.И.О. "1, " ... ", то есть на территории подсудности Хостинского районного суда г. Сочи. В связи с чем, правомерно обратилась в суд по месту своего жительства, в соответствии с требованиями части 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Прочие доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи от 11 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы г. Сочи Пахомова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.