Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Свердловой В.Р.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Марченко Михаила Игоревича на основании доверенности Чернопазовой М.Н. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Марченко М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Центрального района г. Сочи об оспаривании акта обследования помещения N 13/В от 7 июля 2015 г., заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания и распоряжения главы администрации Центрального района г. Сочи N 413-р от 17 августа 2015 г. "О признании дома N 31 "А" по " ... " " ... " " ... " непригодным для проживания".
В обоснование требований указано, что Марченко М.И. является собственником квартиры N 4 в доме N 31 "А" по " ... ". Истец полагает оспариваемые решения органа местного самоуправления незаконными, утверждая, что принадлежащая ему квартира пригодна для постоянного проживания, поскольку имеет все удобства, в 2012 г. проведен ее капитальный ремонт, установлены стеклопакеты, заменена сантехника и электропроводка. Квартира имеет капитальные стены, кровлю из металлочерепицы, коммуникации подключены к централизованным сетям, квартира имеет самостоятельный выход на придомовую территорию, фундамент и подвал. При этом фактически обследование квартиры не проводилось, экспертиза проведена заочно, ее выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Марченко М.И. полагает свои права нарушенными и просит признать недействительным акт обследования помещения от 7 июля 2015 г. N 13/В, заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, а также признать недействительным и отменить распоряжение главы администрации Центрального района г. Сочи N 413-р от 17 августа 2015 г. "О признании дома N 31 "А" по " ... " непригодным для проживания".
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2015 г. в удовлетворении требований Марченко М.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных его доверителем требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя администрации г. Сочи на основании доверенности Плотникова Д.И., полагавшего решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Пунктом 33 Положения установлено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 34 Положения закреплено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Распоряжением главы администрации Центрального района г. Сочи от 1 сентября 2010 г. N 830-р утвержден порядок подготовки проектов распоряжений администрации Центрального района города Сочи о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Центрального района города Сочи (приложение N 1); утвержден состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Центрального района города Сочи (приложение N 2); утверждено положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Центрального района города Сочи (приложение N 3).
В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по признанию помещения, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации Центрального района города Сочи к работе в комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса: собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Комиссия вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на территории города Сочи, пригодными (непригодными) для проживания граждан и оценивать соответствие этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и принимать решение о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения) либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Из материалов дела следует, что Марченко М.И. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13 июля 2015 г. является собственником квартиры N 4 общей площадью 45,2 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0202003:4374 в жилом доме N 31 "А" по " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О реорганизации государственной собственности в РФ", решением малого совета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 24 апреля 1991 г. N 192 "О муниципальной собственности города Сочи Краснодарского края" жилой дом N 31 "А" по " ... ", за исключением помещений, принадлежащих другим лицам на праве собственности, является муниципальной собственностью.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время земельный участок под жилым домом N 31 "А" по " ... " является собственностью ФГБУ "Объединенный санаторий Сочи" Управления делами Президента РФ.
ФГБУ "Объединенный санаторий Сочи" обратилось в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением об аварийном состоянии жилого дома N 31 "А" по " ... ".
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края проведено обследование указанного дома и выявлены признаки неудовлетворительного технического состояния ограждающих и несущих конструкций дома в целом, установлено частичное разрушение стен, деревянного фронтона дома и стропильной системы кровли, частичное отсутствие отмостки.
По результатам обследования жилого дома Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в адрес администрации муниципального образования город-курорт Сочи направлен акт обследования технического состояния указанного жилого дома и внутридомового инженерного оборудования и заключение по результатам проведенного обследования от 19 декабря 2014 г., рекомендовано организовать обследования спорного дома межведомственной комиссией города-курорта Сочи для решения вопроса о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу либо о его реконструкции в соответствии с Постановлением Правительства от 28 января 2006 г. N 47.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов (жилых помещений) государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: - каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Как следует из акта обследования помещения от 7 июля 2015 г. N 13/В межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации " ... " от 1 сентября 2010 г. N 830-Р, проведено обследование жилого дома N 31 "А" по " ... " в " ... " и выявлены признаки неудовлетворительного технического состояния ограждающих и несущих конструкций дома в целом, частичное разрушение стен, деревянного фронтона дома и стропильной системы кровли, частичное отсутствие отмостки.
Судом установлено, что акт соответствует требованиям, содержащимся в пунктах 3.2, 3.3 и 3.4 Положения по оценке непригодности жилых домов (жилых помещений) государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, в связи с чем, является допустимым доказательством по делу.
Согласно заключению специалиста N 0.255 от 4 июня 2015 г., подготовленному ООО "Центр экономических и инженерных экспертиз "Стандарт" по заказу ФГБУ "Объединенный санаторий Сочи" Управления делами Президента РФ, в результате обследования жилого дома N 31 "А" по " ... " установлено, что физический износ строения составляет 77,6 %. Основные несущие конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Реконструкция либо капитальный ремонт нецелесообразен. Дальнейшее пребывание, а тем более проживание в строении опасно и представляет угрозу для жизни и здоровья людей - строение является аварийным, грозящее обрушением. Рекомендуется незамедлительно отселить людей, проживающих в данном строении.
Как правомерно указал суд, заключение соответствует требованиям, предъявляемым статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
7 августа 2015 г. межведомственной комиссией, в состав которой входили представители территориального отдела Роспотребнадзора, ГУП Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация" по г. Сочи, ФГУЗ "Центр гигиена и эпидемиологии в Краснодарском крае", исследованы и оценены, среди прочих документов, акт обследования от 7 июля 2015 г. N 13/В жилого дома N 31 "А" по " ... " в " ... ", заключение специалиста N 0.255 от 4 июня 2015 г., подготовленное ООО "Центр экономических и инженерных экспертиз "Стандарт", и сделан вывод о том, что исследуемый жилой дом имеет деформацию фундаментов, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, что, по мнению комиссии, свидетельствует об исчерпании несущей способности жилого дома и опасности его обрушения.
Согласно пункту 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Межведомственной комиссией по результатам принято решение, оформленное заключением от 7 августа 2015 г. N 13/В, о выявлении оснований для признания жилого дома N 31 "А" по " ... " в " ... " аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем дальнейшее пребывание либо проживание в обследуемом строении по мнению комиссии опасно и создает угрозу для жизни и здоровья людей.
Пунктом 49 Положения установлено, что на основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно абзацу седьмому пункта 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Центрального внутригородского района г. Сочи от 17 августа 2015 г. N 413-р утверждено заключение межведомственной комиссии при администрации Центрального внутригородского района г. Сочи от 7 августа 2015 г. N 13/В о признании дома N 31 "А" по " ... " " ... " " ... " непригодным для проживания и указанный жилой дом признан непригодным для проживания.
Данное распоряжение издано органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, оно соответствует требованиям, содержащимся в пункте 49 Положения, не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя Марченко М.И., не создает препятствий к осуществлению им прав, свобод и реализации его законных интересов.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При этом доводы административного истца о незаконности решений административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца судом не установлен.
Из смысла положений части 1 статьи 218, пункта 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) административного ответчика, если установит, что права административного истца, свободы и законные интересы не нарушены и не оспорены, препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов не созданы, какие-либо обязанности на административного истца незаконно не возложены.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 21 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Марченко Михаила Игоревича на основании доверенности Чернопазовой М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.