Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Михеева С.Н.
и судей Антипенко А.А.
Щаповой И.А.
при секретаре Сабадашевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 17 декабря 2015 года гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Читинского гарнизона, действующего в интересах Якимовой С. В., об обжаловании действий должностных лиц ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, понуждении к действиям
по апелляционной жалобе материального истца Якимовой С.В.
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
в удовлетворении заявления Военного прокурора Читинского гарнизона, действующего в интересах Якимовой С. В., об обжаловании действий должностных лиц ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, понуждении к действиям отказать.
Заслушав доклад судьи "данные изъяты" С.Н., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что "Дата" умер военнослужащий Якимов А.И. в период прохождения военной службы. Членами семьи Якимова А.И, являлись - жена Якимова С.В., сыновья Алексей, Илья и Александр. Жилых помещений на праве собственности или на праве пользования на условиях договора социального найма Якимов А.И. не имел. Согласно списку кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов Якимова С.В. признана нуждающейся в получении государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека. В сентябре 2014 года Якимовой С.В. в адрес начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ подано заявление и соответствующие документы о принятии ее и детей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. "Дата" принято решение о принятии Якимовой С.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом 1 человек без учета 3 детей. Согласно извещению Якимовой С.В. на состав семьи 2 человека распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (Славянка), "адрес", с предложением компенсации затрат федерального бюджета за излишне предоставленную площадь в размере "данные изъяты" руб. "Дата" Якимова С.В. с предоставлением указанного жилья согласилась. "Дата" в связи с невозможностью оплаты компенсации вышеуказанных затрат Якимова С.В. написала отказ от предоставления квартиры и изменении способа обеспечения жилым помещением на жилищную субсидию с указанием состава семьи 4 человека. "Дата" Якимовой С.В, дан письменный отказ в перечислении субсидии на состав семьи 4 человека, в связи с тем, что дети Якимовой С.В. - Якимов А.А. и Якимов И.А. совместно с ней не проживают.
Истец просил признать действия начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе Якимовой С.В. в предоставлении субсидии на состав семьи 4 человека неправомерными; обязать рассмотреть заявление Якимовой С.В. о распределении ей жилищной субсидии с составом семьи 4 человека с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего Якимова А.И. на дату его гибели (смерти) (л.д. 4-7).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 59-61).
В апелляционной жалобе материальный истец Якимова С.В. просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом в основу решения положены неверные выводы. Так, суд указал, что решение ответчика о постановке Якимовой С.В. на учет от "Дата" без учета детей ею не оспаривалось, на момент обращения с заявлением о предоставлении жилья дети являлись совершеннолетними, членами семьи Якимовой С.В. в порядке ст. 69 ЖК РФ не признавались. Между тем, судом не учтены положения п. 3.1 ст. 24, п. 1.1 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" согласно которым размер площади предоставляемого жилого помещения рассчитывается исходя из состава семьи на день гибели военнослужащего, а не на день обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения (субсидии). Якимов А.И. умер "Дата", в апреле 2003 г. Якимова С.В. как вдова военнослужащего внесена в список получателей Государственного жилищного сертификата с правом получения помещения на семью в составе 4-х человек с избранием места жительства в "адрес". Право на получение жилого помещения с учетом состава семьи на момент гибели военнослужащего закреплено также в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2002 г. N451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" (л.д. 74-78).
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Кудрявцев А.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 93).
В письменных пояснениях третьи лица Якимовы А.А. и И.А. выражают несогласие с решением суда, ходатайствуют о передаче дела по подсудности в Кировский городской суд "адрес".
Определением от "Дата" судебная коллегия "адрес"вого суда перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в связи с тем, что суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие Якимова А.А. и Якимова И.А. Указанные лица привлечены судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.
Истец Якимова С.В., третьи лица Якимов И.А., Якимов А.А., ответчик ФГКУ "Востокрегионжилье", 4-й территориальный отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявили.
Руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, пояснений представленных Якимовыми А.А. и И.А., выслушав объяснения помощника прокурора Читинского гарнизона Бузмакова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда является, в том числе, принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку суд первой инстанции рассмотрел дело без привлечения к участию в деле лиц, прав которых затрагивается решение суда, оно подлежит отмене.
Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, пояснения третьих лиц, отзыв представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований для передачи дела по подсудности, указанной в пояснениях третьих лиц, не имеется, поскольку доводы об этом связаны с неправильным толкованием процессуального законодательства.
Обращаясь с вышеуказанным иском, военный прокурор указывал на то, что Якимова С.В. является вдовой военнослужащего и на основании ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилья, исходя из количества членов семьи погибшего военнослужащего, определяемого на дату его гибели.
Частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором устанавливаются социальные гарантии.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Социальные меры, направленные на обеспечение членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, установлены Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно- ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного своенной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Между тем, исходя из буквального толкования приведенной нормы, для признания наличия права на субсидию за членом семьи погибшего военнослужащего равноценное и одинаковое значение наряду с фактом признания члена семьи военнослужащего нуждающимся в жилом помещении имеет наличие оснований быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Пункт 3.1. ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не ставит в зависимость от признания и постановки на учет члена семьи военнослужащего возникновение права на получение указанных мер социальной защиты. Для разрешения вопроса возникновения такого права суду необходимо установить наличие оснований у членов семьи погибшего военнослужащего быть признанными нуждающимися в жилом помещении на дату гибели военнослужащего.
Как видно из выписки из приказа N и не оспаривается сторонами, военнослужащий Якимов А.И. умер "Дата" во время прохождения военной службы (л.д. 19).
На момент гибели Якимова А.И. членами его семьи являлись: супруга - Якимова С.В., несовершеннолетние дети - Илья ( "Дата" р.), Александр ( "Дата" р.). Сын Алексей "Дата" года рождения к моменту смерти отца достиг совершеннолетия.
За все время военной службы семья Якимовых проживала в служебной квартире, расположенной по адресу: "адрес", ДОС 25, "адрес". Данная квартира "Дата" была сдана Якимовой С.В. в домоуправление Сретенской КЭЧ, что подтверждается справкой (л.д. 34).
В апреле 2003 года Якимова С.В. с составом семьи в количестве 4 человека была признана нуждающейся в получении государственного жилищного сертификата, при этом согласно списку Якимова С.В. указана в разделе I "Военнослужащие, нуждающиеся в жилой площади" (л.д. 10).
Иного жилья ни в собственности, ни в пользовании у Якимовой С.В. и ее детей на момент гибели супруга не имелось, их семья проживала в служебной квартире, которая была в 2002 году сдана.
Основания нуждаемости установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Исходя из приведенной нормы права, а также фактических обстоятельств дела Якимова С.В. и ее двое несовершеннолетних детей на момент гибели Якимова А.И. имели основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении.
Между тем абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право на предоставление жилых помещений не только в отношении членов семьи погибшего военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на такой учет или нет.
При этом не имеет правового значения, что Якимова С.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2014 году и данное решение ею не оспорено.
По смыслу п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" таким моментом является смерть военнослужащего. Именно "Дата" в день смерти Якимова А.И. у Якимовой С.В. и ее двух несовершеннолетних детей возникло право на получение социальной меры в виде предоставления жилья или субсидии. Все последующие действия, связанные с признанием нуждающимися ее и ее детей в 2003 году, сдачей служебной квартиры, с предоставлением квартиры в "адрес", отказом от нее, заявлением о предоставлении субсидии являются только актами реализации этого права, возникшего в 2000 году.
Между тем, факт не реализации права, возникшего в 2000 году, до настоящего времени не свидетельствует об изменении обстоятельств, имевших место на день гибели военнослужащего. Право истицы должно быть реализовано.
Статьей 15.1. указанного Федерального закона предусмотрено, что при предоставлении жилого помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти).
С учетом указанных выводов доводы апелляционной жалобы материального истца и пояснений третьих лиц, приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного подлежат отклонению доводы возражений ответчика на апелляционную жалобу о том, что состав семьи определяется после смерти военнослужащего, поскольку в силу буквального содержания пункта 3.1 ст. 24 и ст. 15.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих" и состав семьи определяется на дату смерти военнослужащего. В данном случае - на "Дата".
Достижение совершеннолетия детей истицы к моменту ее постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2014 году также не являются юридически значимым фактом, поскольку не связано с реализацией права, возникшего в 2000 году.
Тот факт, что ответчик не предоставил истице жилья или субсидии в законном порядке с учетом 4-х членов семьи свидетельствует о нарушении ее прав.
Восстановление нарушенного права является одним из способов защиты нарушенного права в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, действия начальника 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ по отказу Якимовой С.В. в предоставлении субсидии на состав семьи 4 человека является незаконным, в связи с чем заявление Якимовой С.В. подлежит повторному рассмотрению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление военного прокурора Читинского гарнизона, действующего в интересах Якимовой С. В., о признании неправомерными действий начальника 4- го отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе Якимовой С.В. в предоставлении субсидии на состав семьи из 4 человек удовлетворить.
Обязать рассмотреть заявление Якимовой С. В. о распределении ей жилищной субсидии с составом семьи 4 человека с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего Якимова А.И. на дату его гибели (смерти).
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.