Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Болатчиевой А.А.,
при секретаре Быковской Е.В.,
с участием: представителя истца Каговой И.Б.- Вегелин И.Ю., представителей ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Анапиева А.Я., Правительства КЧР - Езаова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Каговой И.Б. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР, Правительству КЧР об установлении кадастровой стоимости земельных участков равных рыночной,
УСТАНОВИЛ:
27 ноября 2014 года Кагова И.Б. обратилась в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков:
- N 09:04:0101001:20, площадью 18 987, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" в размере рыночной стоимости равной "данные изъяты" рублей и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере "данные изъяты".;
- N 09:04:0101001:21, площадью 18 084, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" в размере рыночной стоимости равной "данные изъяты" рублей и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере "данные изъяты" руб.;
- N 09:04:0101005:42, площадью 29 415, 0 кв.м., расположенного по адресу г "адрес" в размере рыночной стоимости равной "данные изъяты" рублей и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере "данные изъяты".
В обоснование заявления указала, что в связи с несоответствием кадастровой стоимости земельных участков, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, их рыночной стоимости, нарушаются её права, как собственника земельных участков, обязанного уплачивать налоги, которые рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Впоследствии истец уточнил требования и просил:
- установить кадастровую стоимость земельного участка N 09:04:0101001:20, общей площадью 18 987, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" равном его рыночной в размере "данные изъяты" рубля и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого участка в размере "данные изъяты".;
-установить кадастровую стоимость земельного участка N 09:04:0101001:21, общей площадью 18 084, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес", равном его рыночной в размере - "данные изъяты" рубля и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере "данные изъяты" руб.;
-установить кадастровую стоимость земельного участка N 09:04:0101001:42, общей площадью 29 415, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" равном его рыночной в размере "данные изъяты" рубля и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере "данные изъяты".
Кагова И.Б., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, просила рассмотреть иск с участием представителя Вегелин И.Ю.
Представитель истца Каговой И.Б.- Вегелин И.Ю. поддержала доводы, изложенные в иске и дополнениях к нему, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Правительства КЧР Езаов А.А. не возражал против удовлетворения требований Каговой И.Б.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР Анапиев А.Я. полагал, что оспариваемая стоимость земельных участков является архивной, в связи с чем пересмотру подлежать не может.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск Каговой И.Б. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 31 мая 2012 года, Кагова И.Б. приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером 09:09:0000000:0046 площадью 70 229 кв.м., расположенный по адресу г "адрес"
Кадастровая оценка данного земельного участка была определена в результате массовой государственной оценки, а не по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и утверждена Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2009 N 492 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" и составила "данные изъяты".
24 марта 2013 года земельный участок с кадастровым номером 09:09:0000000:0046, был разделен на пять самостоятельных, в отношении трех из которых оспаривается кадастровая стоимость.
Это земельные участки с кадастровым номером 09:04:0101001:20 площадью 18 987, 0 кв.м., кадастровая стоимость "данные изъяты".; N 09:04:0101001:21 площадью 18 084, 0 кв.м., кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.; N 09:04:0101001:42 площадью 29 415, 0 кв.м., кадастровая стоимость "данные изъяты"., расположенные по адресу "адрес".
В соответствии с абз. 4 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее по тексту Постановление от 30 июня 2015 года N 28), датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового объекта недвижимости.
Вновь образованные земельные участки были постановлены на кадастровый учет 4 июня 2013 года и кадастровая стоимость определена исходя из стоимости одного квадратного метра земли, установленного в 2009 году. Право собственности в отношении данных земельных участков было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 июня 2013 года (том 1 л.д.209-211).
Впоследствии, на основании договора купли-продажи от 4 декабря 2014 года право собственности на земельные участки с кадастровым номером 09:04:0101001:20, общей площадью 18 987, 0 кв.м. и 09:04:0101001:21, общей площадью 18 084, 0 кв.м. перешло к ОАО " "данные изъяты"". В отношении земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101005:42, площадью 29 415, 0 кв.м., право собственности перешло к Т.А.Р. на основании договора купли продажи от 28 ноября 2014 года.
В соответствии с п. 6 Постановления от 30 июня 2015 года N 28, бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Как следует из акта проверки расчетов по налогу, на истицу возложена обязанность по уплате налога на землю за 2014 год в связи с нахождением в собственности вышеуказанных земельных участков в сумме "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемой кадастровой оценкой затрагиваются права и обязанности Каговой И.Б. как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление (27 ноября 2014 года).
При этом суд, оценивая доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Анапиева А.Я. о невозможности пересмотра кадастровой оценки фактически ставшей архивной, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Материалами дела подтверждается, что истица с 31 мая 2012 года по 28 ноября 2014 года, 4 декабря 2014 года являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами 09:04:0101001:20, 09:04:0101001:21, 09:04:0101001:42, внесенных в государственный кадастр недвижимости 4 июня 2013 года.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости по настоящему делу было подано Каговой И.Б. в суд 27 ноября 2014, следовательно, на дату обращения у истца сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, а именно право пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Как видно из материалов дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101001:20, общей площадью 18 987, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" по состоянию на 4 июня 2013 года определена в сумме "данные изъяты" независимым оценщиком И.П. М.Н.Н. в отчете от 17 сентября 2015 года N ... (том 2 л.д. 12-64), который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 22 сентября 2015 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ( том 2 л.д. 65-75).
Рыночная стоимость земельного участка N 09:04:0101001:21, общей площадью 18 084, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" по состоянию на 4 июня 2013 года определена в сумме "данные изъяты" рублей независимым оценщиком И.П. М.Н.Н. в отчете от 17 сентября 2015 года N ... (том 2 л.д. 76-129), который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 22 сентября 2015 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ( том 2 л.д. 130-140).
Рыночная стоимость земельного участка N 09:04:0101001:42, общей площадью 29 415, 0 кв.м., расположенного по адресу "адрес" по состоянию на 4 июня 2013 года определена в сумме "данные изъяты" рубля независимым оценщиком И.П. М.Н.Н. в отчете от 17 сентября 2015 года N ... (том 1 л.д. 214-271), который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 22 сентября 2015 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ( том 2 л.д. 1-11).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из ст. 8, части 2 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел.
В соответствии с ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 КАС РФ. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 КАС РФ, лежит на административном истце. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в ст. 248 КАС РФ, в том числе указано: установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 59 КАС РФ предусмотрено, что сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть получены, в том числе из заключений экспертов.
В силу пункта 4 части 2 статьи 246, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
При разрешении настоящего дела с учетом приведенных норм процессуального права обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на Каговой И.Б.
В случаях, когда административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
По настоящему делу доказательств, которые опровергали бы заявленную Каговой И.Б. величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 09:04:0101001:20, 09:04:0101001:21, 09:04:0101001:42, административными ответчиками вопреки части 1 ст. 62 КАС РФ не представлено.
Административные ответчики ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельного участка не заявили.
Обоснованность отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости принадлежавших истцу земельных участков сомнений у суда не вызывает. Так, исходя из кадастровой стоимости, установленной в результате очередной кадастровой оценки по состоянию на 17 января 2014 года, кадастровая стоимость земельных участков, принадлежавших истице, установлена значительно ниже, чем та, которую просит установить Кагова И.Б. по настоящее спору. По земельному участку с кадастровым номером 09:04:0101001:20 она установлена в сумме "данные изъяты"., 09:04:0101001:21 - "данные изъяты"., 09:04:0101001:42 - "данные изъяты".( том 1 л.д.175-177).
Суд, исследовав отчеты независимого оценщика и положительное заключение некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 22 сентября 2015 года и, сопоставив их содержание с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности. Данные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности. Также у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку отчеты мотивированны, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Учитывая, что доказательств, опровергающих заявленную величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 09:04:0101001:20, 09:04:0101001:21, 09:04:0101001:42, сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования Каговой И.Б. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Каговой И.Б., поданное 27 ноября 2014 года к Правительству КЧР, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР об установлении рыночной стоимости земельных участков N 09:04:0101001:20, площадью 18 987, 0 кв.м., N 09:04:0101001:21, площадью 18 084, 0 кв.м., N 09:04:0101005:42, площадью 29 415, 0 кв.м., расположенных по адресу "адрес" - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101001:20, расположенного по адресу: "адрес", площадью 18 987, 0 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублям по состоянию на 4 июня 2013 года, на период с 4 июня 2013 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101001:21, расположенного по адресу: "адрес", площадью 18 084, 0 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублям по состоянию на 4 июня 2013 года, на период с 4 июня 2013 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 09:04:0101001:42, расположенного по адресу: "адрес", площадью 29 415, 0 кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублям по состоянию на 4 июня 2013 года, на период с 4 июня 2013 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи административного иска Каговой И.Б. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 09:04:0101001:20, 09:04:0101001:21, 09:04:0101001:42, расположенных по адресу: г "адрес" считать 27 ноября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики
Председательствующий Болатчиева А.А.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.