Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
при секретаре Килиной О.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-165/2015 по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" и Общества с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" об оспаривании пунктов 10184 и 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве",
установил:
В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Правительством Москвы 21 ноября 2014 года было принято постановление за N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21.11.2014 года. В настоящее время постановление Правительства Москвы N 688-ПП от 21 ноября 2014 года действует в редакции постановления Правительства Москвы от 09 декабря 2014 года N 747-ПП.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года (приложение); пунктом 2 признано утратившим силу с 1 января 2015 года постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве"; в пункте 3 оговорено, что пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 18 декабря 2014 года и применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 года; пунктом 4 - контроль за выполнением настоящего постановления был возложен на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно - земельных отношений Сергунину Н.А. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Ефимова В.В.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП были утверждены следующие результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года:
Таблица 1. Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в разрезе территориальных единиц города Москвы.
Таблица 2. Средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства кадастровых кварталов на территории города Москвы.
Таблица 3 Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве.
Пунктами 10184 и 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", являющейся приложением к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, определены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 2; кадастровая стоимость последнего утверждена в размере 832 523 814,51 руб. (пункт 10184);
- нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3; кадастровая стоимость последнего утверждена в размере 4 164 230 733,10 руб. (пункт 10421).
Общество с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" (далее - ООО "Авилон Плаза") обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пункта 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
Общество с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" (далее - ООО "Авилон Капитал") обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пункта 10184 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
В своих заявлениях ООО "Авилон Плаза" и ООО "Авилон Капитал" указали на то, что в оспариваемых пунктах постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих им на праве собственности объектов капитального строительства - вышепоименованных нежилых зданий на территории Юго-Восточного кадастрового округа города Москвы.
По утверждению заявителей, оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), устанавливающим правила государственной кадастровой оценки, в частности, требованиям статьи 24.12 данного закона в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающим периодичность проведения государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). В противоречие с этим положением кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве утверждалась дважды в течение двух лет. Оспариваемым постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП была установлена новая кадастровая стоимость названных выше зданий, вместо установленной ранее постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" кадастровой стоимости в размере 4 164 230 733,10 руб. (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3) и 720 280 719,52 руб. (в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 2).
Это нарушает права заявителей, предоставленные статьей 57 Конституции Российской Федерации, на установление в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества экономически обоснованного налога на имущества организаций; спорные объекты недвижимости, в отношении которых постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП утверждены результаты их государственной кадастровой оценки, являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость зданий, утвержденная в установленном порядке.
По мнению заявителей, внесенные изменения в законодательство об оценочной деятельности о периодичности проведения кадастровой оценки улучшают положения налогоплательщиков, в связи с чем на нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости должны распространяться нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации об обратной силе закона.
Определением Московского городского суда от 15 апреля 2015 года заявления ООО "Авилон Плаза" и ООО "Авилон Капитал" с учетом мнения участвующих в деле лиц были объединены в одно производство для совместного рассмотрения в соответствии с правилами статьи 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителей ООО "Авилон Плаза" и ООО "Авилон Капитал" по доверенностям Гусак Р.А. в судебное заседание явился, требования Обществ поддержал, просил признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункты 10421 и 10184 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, по доводам заявлений об оспаривании нормативного правового акта в части в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; помимо этого указал на нарушение Правительством Москвы процедуры государственной кадастровой оценки, установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (отсутствие решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года, нарушение последовательности действий, под которой понимается государственная кадастровая оценка, в части формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбора исполнителя работ и заключения с ним договора на проведение оценки), заявлял о ничтожности государственного контракта от 21 февраля 2014 года на оказание услуг по кадастровой оценке недвижимости на территории города Москвы в виду отсутствия в нем предмета; полностью поддержал письменные объяснения в порядке статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приобщенные к материалам дела (том 1 л.д. 175-179); компетенцию, полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта не оспаривал, порядок принятия и обнародования нормативного правового акта нарушенными не считал.
Представитель Правительства Москвы, а также привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица функционального органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления, распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы - Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Зебелян С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявлений ООО "Авилон Плаза" и ООО "Авилон Капитал" по основаниям, изложенным в письменных отзывах, ранее приобщенных к материалам дела (том 1 л.д. 72-77, 225-230), полагала, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителей, которые не лишены возможности заявлять требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по соответствующему основанию, в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ; полагала процедуру государственной кадастровой оценки, результаты которой были утверждены оспариваемым нормативным актом, не нарушенной, в том числе в части периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по доверенности Скиперский А.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявлений.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала по Москве) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении слушания дела не ходатайствовал, возражений на заявление не представил.
Выслушав объяснения представителя ООО "Авилон Плаза" и ООО "Авилон Капитал" по доверенности Гусака Р.А., представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Зебелян С.А., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, проанализировав оспариваемые заявителями отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г. об удовлетворении заявлений, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, при наличии которых пункты 10184 и 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, могут быть признаны недействующими, не имеется.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года).
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Москвы принято постановление от 28 ноября 2014 года N 700 ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП урегулированы общественные отношения в области государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве; в частности, им утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года.
Вопросы государственной кадастровой оценки урегулированы в главе III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (с последующими изменениями), которой установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления; орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ); заказчик работ принимает акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Тем самым, поскольку в данном случае нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации урегулированы вопросы государственной кадастровой оценки, суд находит, что Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы.
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21 ноября 2014 года.
Все это указывает на то, что оспариваемое заявителями в части постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
При этом суд также учитывает, что полномочия и компетенция Правительства Москвы на издание оспариваемого нормативного правового акта, порядок его принятия и введения в действие заявителями не оспариваются, а потому в дополнительной проверке с учетом установленного выше, эти обстоятельства не нуждаются.
Проверяя соответствие оспариваемых пунктов 10184 и 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд также приходит к выводу о том, что указанные положения соответствуют принципам правового регулирования данного вопроса на федеральном и региональном уровнях, прав заявителей не нарушают.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в городе Москве была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства, ее результаты были утверждены оспариваемым в части постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП; по результатам такой оценки по состоянию на 01 января 2014 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 2, составила 832 523 814,51 руб. (пункт 10184), а нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3, - 4 962 173 350,68 руб. (пункт 10421).
Федеральный законодатель, предусматривая проведение государственной кадастровой оценки и в связи с этим наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по ее проведению, одновременно установил следующие предъявляемые к ней требования.
Так, в частности, положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 21.12.2001 N 178-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 143-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 27.07.2006 N 157-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 13.07.2007 N 129-ФЗ, от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 27.12.2009 N 343-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 22.07.2010 N 167-ФЗ, от 28.12.2010 N 431-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ) были установлены следующие правила ее проведения.
Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статья 24.11).
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12).
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя в том числе требования к содержанию такого запроса. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета (статья 24.13).
Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан заключить договор страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости на страховую сумму в размере не менее чем тридцать миллионов рублей. Договор страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости должен быть заключен до подписания договора на проведение оценки (статья 24.14).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.21 настоящего Федерального закона. Составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном и электронном носителях не менее чем в трех экземплярах. Требования к отчету об определении кадастровой стоимости устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статья 24.15).
В течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет. Исполнитель работ по определению кадастровой стоимости с учетом выявленных нарушений дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости и обеспечивает проведение его повторной экспертизы. Отрицательное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об определении кадастровой стоимости включает в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и их соответствующее обоснование (статья 24.16).
В течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке) (статья 24.17).
В течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки, и иную информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. В случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости (статья 24.18).
Анализируя процедуру проведения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которой утверждены оспариваемым заявителями в части постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, и сопоставляя ее с установленной нормативными правовым актами Российской Федерации совокупностью действий, под которыми федеральный законодатель понимает государственную кадастровую оценку, суд находит ее полностью соответствующей требованиям закона, при которой у Правительства Москвы не имелось оснований не утверждать ее результаты.
Так, Правительство Москвы в пределах своих полномочий, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти; отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции; департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-П "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." (в ред. постановления Правительства Москвы от 24 сентября 2013 года N 640-ПП) Департамент городского имущества города Москвы является координатором и ответственным исполнителем подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы", одной из целей которой является проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории города Москвы.
Вопреки доводам заявителей и прокурора, указанное постановление по своей сути является решением о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которого впоследствии были утверждены оспариваемым постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2.2.1. Регламента Правительства Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 года N 112-ПП, Правительство Москвы строит свою работу на основе планов работы на полугодие, ориентированных на реализацию Программы Правительства Москвы на год, а также решение других вопросов государственного управления, отнесенных к ведению Правительства Москвы.
Как следует из текста постановления Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." (в ред. постановления Правительства Москвы от 24 сентября 2013 года N 640-ПП) указанная государственная программа принята в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04 марта 2011 года N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы"; последним определено, что государственная программа города Москвы (далее - государственная программа) - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), реализуемых органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти в части, касающейся социально-экономического развития города Москвы, хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории города Москвы, и инструментов политики города Москвы, обеспечивающих в рамках реализации установленных законодательством и правовыми актами государственных функций достижение приоритетных целей в сфере социально-экономического развития города Москвы; государственные программы города Москвы принимаются в целях совершенствования программно-целевого планирования в городе Москве Правительство Москвы; целями государственной программы является планируемый за период реализации государственной программы конечный результат решения проблемы социально-экономического развития города Москвы посредством реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы).
Как уже указывалось выше, постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." (в ред. постановления Правительства Москвы от 24 сентября 2013 года N 640-ПП) определено, что Департамент городского имущества города Москвы является координатором и ответственным исполнителем подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы", одной из целей которой является проведение кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории города Москвы. (Приложение N1. Таблица N1. "Паспорт подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы" государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."); установлено, что государственная программа реализуется в период с 2012 по 2016 годы и предусматривает в своей реализации этап 3: 1 января 2014 г. - 31 декабря 2014 г (л.д. 89, 109). Согласно пункту 3 Подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы" достижением поставленной цели является "получение полной и достоверной информации о землях и земельных участках, составляющих территорию города Москвы, и расположенных на них объектах капитального строительства и некапитальных объектах при осуществлении мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории города Москвы.
Таким образом, суд находит, что решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которого утверждены оспариваемым заявителями в части постановлением Правительства Москвы N 688-ПП от 21 ноября 2014 года, было принято, оно содержится в постановлении Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."; этим решением предусмотрены этапы, сроки его реализации, ответственный исполнитель и содержание; его форма соответствует пункту 1 статьи 19 Закона города Москвы N 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы"; каких-либо иных специальных требований к решению о проведении государственной кадастровой оценки федеральный законодатель в спорный период времени не предъявлял.
В связи с изложенным, суд находит несостоятельными доводы представителя заявителей о том, что названная государственная программа не является решением о проведении государственной кадастровой оценки, а представляет собой стратегию планирования имущественно-земельных отношений на определенный период.
Доводы представителя заявителя со ссылкой на пункт 4 подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы" государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."), утвержденной постановлением Правительства Москвы Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП о том, что принятая и реализуемая подпрограмма в части принятия решения о проведении спорной государственной кадастровой оценки требовала от Правительства Москвы принятия соответствующего дополнительного нормативного акта, суд находит несостоятельными; указанной нормой подпрограммы такая обязанность на Правительство Москвы не возлагалась (л.д. 91).
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства города Москвы осуществлялось в рамках государственного контракта на оказание услуг по кадастровой оценке объектов недвижимости на территории города Москвы от 21 февраля 2014 года N 737г, заключенного между Департаментом городского имущества города Москвы и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на основании результатов размещения заказа города Москвы путем проведения открытого конкурса (протокол N 0173200004513000115-ПЗ от 03 февраля 2014 года), а также технического задания, являющегося приложением к указанному контракту.
В соответствии с техническим заданием ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" был передан для последующего определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве сформированный Перечень объектов оценки в составе 5 996 119 объектов недвижимости на территории города Москвы.
В соответствии со статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ формирование такого перечня является прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Как видно из материалов дела, 24 января 2014 года Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве по вопросу формирования и представления в возможно короткий срок перечня объектов капитального строительства, расположенных в городе Москве, по состоянию на 01 января 2014 года, для проведения государственной кадастровой оценки. Такие сведения были предоставлены заказчику работы по определению кадастровой стоимости филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве и Управлением Росреестра по Москве, что подтверждается представленными в материалы дела документами о направлении выгрузки сведений государственного кадастра недвижимости об объектах капитального строительства в городе Москве на 01 января 2014 года (л.д. 181,182).
По результатам выполнения работ по оценке ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" составлен 04 июня 2014 года отчет N 1-ГКООН-77-2014 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы (приложения N 1 и N 2 к материалам гражданского дела), получивший положительное экспертное заключение N 05471-9000/К от 16 июня 2014 года Некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" (л.д. 185-194).
20 октября 2014 года между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Департаментом городского имущества города Москвы подписан акт сдачи-приемки услуг по государственному контракту на оказание услуг по кадастровой оценке объектов недвижимости на территории города Москвы от 21 февраля 2014 года N 737г (л.д. 231).
Далее, после принятия отчета Правительством Москвы постановлением N 688-ПП от 21 ноября 2014 года были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, а именно: те показатели кадастровой стоимости, которые были определены в Отчете в результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке, в рамках государственного контракта между Департаментом городского имущества города Москвы и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", и получили положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков.
Утвержденные постановлением Правительства Москвы N 688-ПП от 21 ноября 2014 года кадастровые стоимости объектов капитального строительства в городе Москве внесены в государственный кадастр недвижимости.
Оспариваемое в части постановление подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21 ноября 2014 года, в нем определено, что пункт 1 вступает в силу с 18 декабря 2014 года и применяется к правоотношениям, возникающим с 01 января 2015 года.
Таким образом, суд находит, что процедура проведения государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москвы, установленная нормативными положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в названной редакции, регулирующей спорные правоотношения, была полностью соблюдена; утверждение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителям проведено без нарушений процедуры, установленной Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ о государственной кадастровой оценке, а потому у суда отсутствуют основания полагать, что в оспариваемой части постановление Правительства Москвы N 688-ПП от 21 ноября 2014 года противоречит федеральному законодательству, регулирующему порядок и правила принятия данного вида нормативных правовых актов.
Доводы представителя заявителей о недействительности государственного контракта на оказание услуг по кадастровой оценке объектов недвижимости на территории города Москвы от 21 февраля 2014 года N 737г, заключенного между Департаментом городского имущества города Москвы и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" из-за отсутствия, по убеждению заявителя, предмета договора суд во внимание не принимает; государственный контракт недействительным по требованию заинтересованной стороны не признан, его участники посчитали принятые в его рамках на себя обязательства исполненными, о чем подписали акт сдачи-приемки услуг по договору, свидетельств ничтожности данной сделки не приведено.
Вопрос расторжения государственного контракта в виду невозможности его надлежащего исполнения в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сторонами договора также не рассматривался; договор был исполнен в соответствии с его условиями, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется.
Ссылки на нарушение сроков по государственному контракту, в том числе указание на подписание акта сдачи-приемки услуг по договору спустя значительное время после подготовки отчета и положительного экспертного заключения, не свидетельствуют о несоблюдении процедуры государственной кадастровой оценки; этот вопрос относится исключительно к взаимным обязательствам хозяйствующих субъектов и его разрешение и правовая оценка выходят за рамки осуществляемого судом в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нормоконтроля, при котором суд проверят соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд также не усматривает противоречия оспариваемого в части нормативного правового акта положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Как уже указывалось выше, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. По смыслу указанных положений, правовое регулирование спорных правоотношений носит комплексный характер и состоит из актов как налогового законодательства, так и законодательства об оценочной деятельности. Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых Налоговым кодексом Российской Федерации к порядку действия во времени актов законодательства о налогах. Для целей правового регулирования, не связанных с налогообложением, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости вступают в силу по общим правилам.
Из пункта 4 оспариваемого в части постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП следует, что для целей правового регулирования, связанных с налогообложением, данный нормативный правовой акт применяется к отношениям, возникающим с 01 января 2015 года, что полностью соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 июля 2013 года N 17-П.
Указание в оспариваемом нормативном акте на то, что он вступает в силу с 18 декабря 2014 года относится к иным целям правового регулирования, не связанным с налогообложением.
Кроме того, суд учитывает, что пункт 4 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу не является.
Отклоняя доводы заявителей о противоречии постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП требованиям абзаца 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, суд исходит из следующего.
Как установлено в ходе судебного разбирательства государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве была проведена в 2013 году, ее результаты были утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП, согласно которым кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2013 года нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1018, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 2, составила 720 280 719,52 руб., а нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002004:1017, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корп. 3, - 4 164 230 733,10 руб.
На дату утверждения этих результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости периодичность проведения этой оценки была установлена приведенной выше по тексту решения статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
21 июля 2014 года Федеральным законом N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в указанную статью 24.12 были внесены изменения.
Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ от 21 июля 2014 года) государственная кадастровая оценка проводится в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки); более четко сформулированы требования к решению о проведении государственной кадастровой оценки.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ норме статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года, изменившей периодичность проведения государственной кадастровой оценки, не была придана обратная сила.
По мысли федерального законодателя, вступление в юридическую силу закона привязывается к моменту его официального опубликования, он вступает в силу, по общему правилу, по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если самим законодателем не установлен другой срок (Федеральный закон от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").
Как отмечалось в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 71-О, определение порядка вступления в силу федерального закона в любом случае является дискрецией федерального законодателя, который вправе при соблюдении требований Конституции Российской Федерации и в соответствии со своей компетенцией либо применить общее правило, либо предусмотреть - также в качестве гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина - специальные требования к срокам вступления в силу конкретного акта (его частей).
Федеральный законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, специального порядка введения вступления в силу таких правовых актов не устанавливает.
Следовательно, абзац 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ от 21 июля 2014 года) регулирует отношения, которые сложились после вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ от 21 июля 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оспариваемым в части постановлением Правительства Москвы N 688-ПП от 21 ноября 2014 года были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года.
Однако, по мнению суда, не имеется оснований утверждать, что государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве утверждалась дважды в течение 2-х лет подряд в нарушение абзаца 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ от 21 июля 2014 года).
В силу определения государственной кадастровой оценки, которое дано в статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, отношения по государственной кадастровой оценке являются длящимися отношениями, представляют из себя совокупность действий, начинаются с принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и заканчиваются внесением утвержденных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ вступил в силу с 22 июля 2014 года и установленные им правила периодичности проведения государственной кадастровой оценки не могут применяться к отношениям, возникшим по государственному контракту на выполнение работ по государственной кадастровой оценке от 21 февраля 2014 года. Указаний в Законе, что начатые и проведенные в установленном порядке процедуры в рамках такой государственной кадастровой оценки подлежат прекращению не имеются; напротив, наличие положительного экспертного заключения на отчет указывает на обязанность заказчика принять результат работ и принять акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В связи с тем, что Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, то установленные им правила периодичности могут применяться только к тем отношениям по государственной кадастровой оценке, которые возникли после 22 июля 2014 года.
При таких данных суд полагает, что с момента введения в действие Федерального закона N 225-ФЗ от 21 июля 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве еще не проводилась в том понимании этого термина, который закреплен в статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ. Таким образом, оснований учитывать кадастровые оценки, результаты которых утверждены соответственно постановлением Правительства Москвы N 752-ПП от 26 ноября 2013 года и оспариваемым нормативным актом, и рассматривать их применительно к новым требованиям о периодичности государственной кадастровой оценки, не имеется.
Оснований для вывода о том, что Федеральный закон N 225-ФЗ от 21 июля 2014 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является актом, порождающим правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, не имеется, предметом его регулирования, равно как и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ являются общественные отношения, связанные с оценочной деятельностью в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Кроме того, суд учитывает, что предписания статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение, также устанавливают, что это допускается, если такие акты прямо предусматривают это.
Кроме того, суд находит, что результатом спорной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве является не ее увеличение, а актуализация по состоянию на отчетную дату, в связи с чем проведение государственной кадастровой оценки не может рассматриваться как нарушение прав заявителей. Законом предусмотрена специальная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, которой заявители вправе воспользоваться.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителями в части нормативный правовой акт принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителей, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания данного нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Согласно пункту 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, суд отказывает ООО "Авилон Плаза" и ООО "Авилон Капитал" в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 10184 и 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителей по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявлений Общества с ограниченной ответственностью "Авилон Капитал" и Общества с ограниченной ответственностью "Авилон Плаза" об оспаривании пунктов 10184 и 10421 Таблицы 3.66. "Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства на территории кадастрового округа Юго-Восточный города Москвы" Таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.