Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-87/2015 по административному исковому заявлению Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" 26 ноября 2014 года (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 07 октября 2014 года) обратилась в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 50:21:0130206:188, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140308:45, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0120114:97, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0130104:165, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0120316:217, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0120316:218, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140218:860, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140308:34, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140218:858, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140308:33, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * рублей, * рубля, * рублей, * рублей, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно, возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель административного истца (по доверенности) Спесивов В.В. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Самойлов Е.А., представляющий также интересы административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы, в судебном заседании требования истца не признал, считал, что истцом не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали его требования, указав, что выводы эксперта, содержащиеся в заключении, выполненном на основании определения суда, о величине рыночной стоимости объектов оценки не могут быть признаны обоснованными.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" является собственником земельных участков с кадастровым номером 50:21:0130206:188, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631042), с кадастровым номером 50:21:0140308:45, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631367), с кадастровым номером 50:21:0120114:97, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631223), с кадастровым номером 50:21:0130104:165, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630995), с кадастровым номером 50:21:0120316:217, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631036), с кадастровым номером 50:21:0120316:218, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631037), с кадастровым номером 50:21:0140218:860, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630969), с кадастровым номером 50:21:0140308:34, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630972), с кадастровым номером 50:21:0140218:858, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *(свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 631051), с кадастровым номером 50:21:0140308:33, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, * (свидетельство о государственной регистрации права 77-АО 630962).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013г.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0130206:188, 50:21:0140308:45, 50:21:0120114:97, 50:21:0130104:165, 50:21:0120316:217, 50:21:0120316:218, 50:21:0140218:860, 50:21:0140308:34, 50:21:0140218:858, 50:21:0140308:33 составила * рубля, * рублей, * рублей, * рубля, 557 230 128 рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно; данная кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве таковой.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как собственника земельных участков и плательщика земельного налога, налоговой базой для расчета которого является кадастровая стоимость земельных участков.
Следовательно, административный истец, являясь собственником земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой оценки земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта оценки.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" представила отчеты об оценке от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, выполненные ООО "*", от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014, выполненные ООО "*", по заказу заявителя, в которых по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0130206:188, 50:21:0140308:45, 50:21:0120114:97, 50:21:0130104:165, 50:21:0120316:217, 50:21:0120316:218, 50:21:0140218:860, 50:21:0140308:34, 50:21:0140218:858, 50:21:0140308:33 определена в размере * рублей, * рубля, * рублей, * рублей, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно.
Согласно экспертным заключениям от 06 августа 2014 года NN Э14-0702-01-01, Э14-0702-01-02, Э14-0702-01-03, Э14-0702-01-06, Э14-0702-01-07, Э14-0702-01-08, подготовленным Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "*", от 14 августа 2014 года NN Э-0395/14-1, Э-0395/14-2, Э-0395/14-3, Э-0395/14-4, подготовленным Некоммерческим партнерством "*", отчёты от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 31 октября 2014 года N 51-2911/2014 отклонено заявление Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Проверка достоверности установленной в отношении данных объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему делу не являются; административный истец просит пересмотреть приведенные выше результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены замечания на отчёты об оценке от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требует специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1237-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 10 июля 2015 года, по ходатайству представителя Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено ООО "*".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 02 ноября 2015 года N 3-87/2015-Э, составленному ООО "*":
отчеты об оценке от 10 июля 2014 года NN 06.14-11, 06.14-12, 06.14-13, 06.14-16, 06.14-17, 06.14-18, от 28 июля 2014 года NN Э 1237-Н/07-2014, Э 1239-Н/07-2014 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, а стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0130206:188, 50:21:0140308:45, 50:21:0120114:97, 50:21:0130104:165, 50:21:0120316:217, 50:21:0120316:218, 50:21:0140308:33, 50:21:0140308:34, определенная оценщиком в названных отчетах, подтверждается;
отчеты об оценке от 28 июля 2014 года NN Э 1236-Н/07-2014, Э 1238-Н/07-2014 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, а стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0140218:860, 50:21:0140218:858 по состоянию на 01 января 2013 года подтверждается в размере * рублей, * рублей соответственно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта ООО "*" Федоровой Ю.М. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее проведение поручалось выбранному судом экспертному учреждению. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Федорова Ю.М. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (12 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Как усматривается из заключения, экспертом сделан обоснованный вывод о том, что стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0140218:860, 50:21:0140218:858, определенная оценщиком в отчетах на уровне * рублей, * рублей соответственно, не подтверждается, так как соответствует не общей площади земельных участков, а их части (общая площадь земельного участка, уменьшенная на общую площадь охранных зон), в то время как стоимость названных земельных участков, определенная оценщиком в отчетах на уровне * рублей, * рублей соответственно, подтверждается.
Из заключения следует, что при исследовании отчетов об оценке на подтверждение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости эксперт использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж (земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0130206:188, 50:21:0140308:45, 50:21:0120114:97, 50:21:0130104:165, 50:21:0120316:217, 50:21:0140218:860, 50:21:0140308:34, 50:21:0140218:858, 50:21:0140308:33) и доходный подход с применением метода капитализации земельной ренты (земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:218), что не противоречит Федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, а также Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; отказ от использования других подходов к оценке земельных участков экспертом обоснован и сомнений не вызывает; для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1 кв. м как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков; по основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки; все корректировки, применяемые в расчетах, обоснованы в применении; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке земель города Москвы на дату оценки и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках; экспертом произведен качественный анализ подобранных объектов-аналогов в целях их сопоставления, а также анализ доходов, которые земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:218 способен приносить; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы; оснований сомневаться в выводах эксперта суд не находит.
Доводы административных ответчиков о несоответствии заключения эксперта ООО "*" требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", КАС РФ.
Заключение эксперта ООО "*", как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения эксперта ООО "*", отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками не опровергнута; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем им дана соответствующая подписка, доводы административных ответчиков о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость земельных участков, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения ООО "*" от 02 ноября 2015 года N 3-87/2015-Э и подтвержденной в нем рыночной стоимости спорных объектов, административными ответчиками Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ООО "*" от 02 ноября 2015 года N 3-87/2015-Э является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0130206:188, 50:21:0140308:45, 50:21:0120114:97, 50:21:0130104:165, 50:21:0120316:217, 50:21:0120316:218, 50:21:0140218:860, 50:21:0140308:34, 50:21:0140218:858, 50:21:0140308:33 равной их рыночной стоимости, подтвержденной в заключении эксперта ООО "*" по результатам судебной оценочной экспертизы от 02 ноября 2015 года N3-87/2015-Э по состоянию на 01 января 2013 года в размере * рублей, * рубля, * рублей, * рублей, * рубля, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно подлежит удовлетворению, такие требования административного истца являются обоснованными, рыночная стоимость земельных участков подтверждена надлежащими доказательствами по результатам судебной экспертизы на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Поскольку требование Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в Комиссию 07 октября 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Доводы административных ответчиков о том, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельных участков в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года, правового значения не имеют и на вывод о пересмотре результатов определения предыдущей кадастровой стоимости не влияют.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Как уже указывалось выше, заявление подано в Комиссию 07 октября 2014 года и в нем Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" просила пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, то есть заявление подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков, поскольку у органа кадастрового учета в силу прямого указания в законе, а именно в силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", имеется обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Кроме того, по смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
Поскольку главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.
В силу положений статей 37, 38 КАС РФ заинтересованными лицами по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Соответствующие разъяснения даны в пунктах 7 и 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Как видно из материалов дела, результаты кадастровой оценки спорных земельных участков утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". От Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поступили возражения относительно заявленных Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" требований об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной рыночной стоимости, подтвержденной впоследствии в заключении судебной экспертизы ООО "*" от 02 ноября 2015 года N 3-87/2015-Э.
С учетом вышеуказанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать судебные расходы по проведению судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков в размере * рублей с Правительства Москвы, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В связи с удовлетворением названного административного искового заявления с Правительства Москвы в пользу Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" подлежит взысканию сумма оплаченной при подаче административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости государственной пошлины, исчисленной в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130206:188, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: города Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:45, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:97, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0130104:165, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:217, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:218, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140218:860, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:34, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140218:858, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0140308:33, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
В удовлетворении требования Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков отказать.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" возмещение судебных расходов на проведение судебной экспертизы в сумме * рублей и оплату государственной пошлины в сумме 20 000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 50:21:0130206:188, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: города Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140308:45, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0120114:97, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0130104:165, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0120316:217, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0120316:218, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140218:860, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140308:34, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140218:858, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 50:21:0140308:33, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07 октября 2014 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.