Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-193/2015 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Москапстрой-ТН" об установлении кадастровой стоимости зданий равной их рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Москапстрой-ТН" 30 декабря 2014 года (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 05 сентября 2014 года) обратилось в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровым номером 77:01:0002009:1046, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:05:0008003:1012, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:05:0008003:1097, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, с кадастровым номером 77:05:0008003:1098, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, сособственником которых оно является, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно. Свои требования административный истец мотивирует тем, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов. При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов.
Представитель административного истца (по доверенности) Королев П.С., представляющий также интересы заинтересованных лиц ЗАО "ЕЕСС", ООО "Альфа-Офис", ООО "Альфа-Билдинг", ООО "Альфа-Спутник", в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Петлинский П.В., представляющий также интересы административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы, в судебном заседании требования истца не признал, считал, что истцом не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали его требования, указав, что выводы эксперта, содержащиеся в заключении, выполненном на основании определения суда, о величине рыночной стоимости объектов оценки не могут быть признаны обоснованными.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Москапстрой-ТН" на праве собственности принадлежат 80/100 доли нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, 70/100 доли нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1098, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, 70/100 доли нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1097, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, 70/100 доли нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Также собственниками данных нежилых зданий являются: ЗАО "ЕЕСС" - 20/100 доли здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046, ООО "Альфа-Офис" - 30/100 доли здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1098, ООО "Альфа-Билдинг" - 30/100 доли здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1097, ООО "Альфа-Спутник" - 30/100 доли здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (в частности, торговых центов (комплексов)) определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года был введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой (которая действовала на налоговый период 2014 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; в строках 251, 1164, 1167, 1168 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, поименованы здания с кадастровыми номерами 77:01:0002009:1046, 77:05:0008003:1012, 77:05:0008003:1097, 77:05:0008003:1098.
Постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2013 года), в частности, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов капитального строительства - здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046 по состоянию на 01 января 2013 года составила * рубля, здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012 - * рублей, здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1097 - * рублей, здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1098 - * рублей.
Такие сведения о кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, ОАО "Москапстрой-ТН" представило отчёты об оценке от 02 апреля 2014 года NN 1403191 (далее отчёт N1403191), 1403192 (далее отчёт N1403192), 1403193 (далее отчёт N1403193), 1403194 (далее отчёт N1403194), выполненные ООО "*" по заказу заявителя, в которых рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046 по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере - * рублей, с кадастровым номером 77:05:0008003:1012 - в размере - *рублей, с кадастровым номером 77:05:0008003:1097 - в размере * рублей, с кадастровым номером 77:05:0008003:1098 в размере - * рублей.
Указанные отчёты свидетельствуют о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость объектов недвижимости.
Согласно положительным заключениям от 15 апреля 2014 года NN 300/01-14, 300/06-14, 300/07-14, 300/08-14, подготовленным саморегулируемой организацией оценщиков "Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков", отчёты NN 1403191, 1403192, 1403193, 1403194 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 29 сентября 2014 года отклонены заявления ОАО "Москапстрой-ТН" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены замечания на отчеты об оценке NN 1403191, 1403192, 1403193, 1403194.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке NN 1403191, 1403192, 1403193, 1403194, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 16 июля 2015 года, по ходатайству представителя ОАО "Москапстрой-ТН", назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено ООО "*".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 02 октября 2015 года N 3-193/2015-Э, с учетом дополнения, составленному ООО "*":
отчеты об оценке NN 1403191, 1403192, 1403193, 1403194 не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
стоимость спорных нежилых зданий, определенная оценщиком в названных отчетах, не подтверждается;
рыночная стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002009:1046, 77:05:0008003:1012, 77:05:0008003:1097, 77:05:0008003:1098, без учета стоимости земельного участка под зданием, по состоянию на 01 января 2013 года составляет * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно.
На основании заключения эксперта ООО "*" административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002009:1046, 77:05:0008003:1012, 77:05:0008003:1097, 77:05:0008003:1098 в размере рыночной * рублей, * рублей, * рублей, * рубля соответственно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта ООО "*" Федоровой Ю.М. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее проведение поручалось выбранному судом экспертному учреждению. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Федорова Ю.М. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (12 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Так, из заключения следует, что при его подготовке эксперт обоснованно использовал метод прямой капитализации (в отношении здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046) и метод дисконтирования денежных потоков (в отношении зданий с кадастровыми номерами 77:05:0008003:1012, 77:05:0008003:1097, 77:05:0008003:1098) в рамках доходного подхода, что не противоречит Федеральным стандартам оценки и положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, а также Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ; отказ от использования сравнительного и затратного подходов к оценке нежилых зданий экспертом обоснован; расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы, оснований сомневаться в установленной экспертом рыночной стоимости нежилых зданий суд не находит.
Кроме того, эксперт Федорова Ю.М. была допрошена в судебном заседании, отвечала на вопросы, поставленные как стороной административного истца, так и представителем административных ответчиков, давала полные и подробные пояснения по существу проведённых исследований и высказанных суждений, подтвердила свои выводы, изложенные в заключении, пояснив, что оценка производилась на основании представленной документации, материалов административного дела, в которых была представлена вся существенная для расчета стоимости информация о параметрах объектов оценки.
Доводы административных ответчиков о несоответствии заключения эксперта ООО "*" требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и недостоверности определённой экспертом рыночной стоимости нежилых зданий, основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", гражданским процессуальным законодательством.
Заключение эксперта ООО "*", как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения эксперта ООО "*", отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками не опровергнута; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем им до начала производства экспертизы дана соответствующая подписка, доводы административных ответчиков о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость нежилых зданий, в том числе доводы относительно ошибочности определения стоимости единых объектов недвижимости вместо стоимости зданий без учета стоимости земельного участка под ними, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами. В ходе применения доходного подхода экспертом был рассчитан потенциальный доход от владения единым объектом недвижимости, после чего из него выделена стоимость земельного участка.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения ООО "Топ-Консалт" от 02 октября 2015 года N 3-193/2015-Э и установленной в нем рыночной стоимости спорных объектов, административными ответчиками Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ООО "*" от 02 октября 2015 года N 3-193/2015, на основании которого административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий, является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.
На отчетах об оценке рыночной стоимости нежилых зданий NN 1403191, 1403192, 1403193, 1403194, выполненных ООО "*", административный истец свои требования в настоящее время не основывает.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ООО "*" по результатам судебной оценочной экспертизы от 02 октября 2015 года N 3-193/2015 по состоянию на 01 января 2013 года, подлежит удовлетворению, такие требования административного истца являются обоснованными, рыночная стоимость нежилых зданий подтверждена надлежащими доказательствами, определена на основании результатов судебной экспертизы на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Поскольку требования ОАО "Москапстрой-ТН" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в Комиссию 05 сентября 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002009:1046, 77:05:0008003:1097, 77:05:0008003:1098 применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Москапстрой-ТН" является собственником 70/100 доли здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Кировоградская, д. 23А, корп.1, внесенного в государственный кадастр недвижимости 26 мая 2012 года с кадастровым номером 77:05:0008003:1012.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере 2 662 142 506, 41 рублей на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года N 752-ПП.
Из обстоятельств дела следует, что общество обращалось в Комиссию с заявлением 05 сентября 2014 года, которое было отклонено решением Комиссии от 29 сентября 2014 года.
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости в отношении данного здания было подано обществом в Комиссию 05 сентября 2014 года, т.е. в налоговом периоде, в котором здание с кадастровым номером 77:05:0008003:1012 существовало как объект недвижимости, следовательно, на дату обращения в Комиссию у административного истца сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, а именно право пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года по 15 апреля 2014 года (дата снятия объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0008003:1012 с кадастрового учета).
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учёт изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Москапстрой-ТН" об установлении кадастровой стоимости зданий равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1097, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1098, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рубля.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002009:1046, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1097, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1098, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002009:1046, 77:05:0008003:1097, 77:05:0008003:1098 применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0008003:1012 - на период с 01 января 2014 года по 15 апреля 2014 года (дата снятия объекта недвижимости с кадастрового учета).
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 05 сентября 2014 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.