Именем Российской Федерации
22 декабря 2015 г. город Москва
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-840/2015 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" о признании недействующим пункт 2922 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. На момент рассмотрения дела судом постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП действует в редакции постановления Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. N705-ПП.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее Перечень объектов недвижимого имущества).
Пунктом 2922 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: ***.
Общество с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункт 2922 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Требования мотивированы тем, что общество с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" является собственником нежилого здания общей площадью * кв.м. с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ***. Включение указанного нежилого здания в Перечень объектов недвижимости противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости здания, что увеличивает налоговую базу по налогу в несколько десятков раз. Здание не соответствуют критериям отнесения к административно-деловым или торговым центрам, установленным пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по сведениям технического и кадастрового паспортов здание включает в себя только "учебно-научные" помещения и по своим техническим характеристикам (высота потолков свыше 23 метров и тип помещений - высоковольтный корпус) оно не может и фактически не используется для размещения административно-делового или торгового центра (комплекса). Ошибочное отнесение нежилого здания к торгово-офисным и административно-деловым центрам и, как следствие, включение нежилого здания в оспариваемый пункт Перечня объектов недвижимости, могло произойти из-за ошибки в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. В кадастровых паспортах нежилого здания от 21 октября 2013 года, от 7 ноября 2014 г., от 10 апреля 2015 г. указывается различная этажность здания (то 8 этажей, то 4 этажа + 1 этаж подземный), тогда как по фактическим данным здание имеет 4 этажа + 1 этаж подземный, что подтверждается техническим паспортом от 3 апреля 2015 г. Более того, 1 октября 2015 г. Департаментом городского имущества г.Москвы издано распоряжение за N17705 об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *, которым установлен вид разрешенного использования земельного участка как "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))".
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" - Петрова Л.П., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду дополнительно пояснила, что административный истец является собственником двух нежилых зданий по адресу: ***. Изначально указанные нежилые здания располагались на одном, едином земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***. Между Департаментов земельных ресурсов города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" 29 декабря 2010 г. заключен договор аренды земельного участка NМ-04-035071. Впоследствии общество с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о разделе земельного участка на два земельных участка под каждым зданием. Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 21 декабря 2011 г. N5578 утверждены схема расположения земельных участков на кадастровой карте, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером *; утверждены адресные ориентиры земельных участков: участка ЗУ1- ***; участка ЗУ2 - ***; установлено разрешенное использование земельных участков: ЗУ1 - объекты размещения офисных помещений (1.2.7), ЗУ2 - объекты размещения научных центров (1.2.7). Последующим распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 16 апреля 2012 г. N1679 внесены изменения в распоряжение от 21 декабря 2011 г. N5578, участку ЗУ2 установлен вид разрешенного использования - "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)". Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 г. N3776-04 ДЗР постановлено образовать из земельного участка с кадастровым номером * земельный участок площадью 10121 кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, и предоставить его в аренду обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ", как собственнику нежилого здания общей площадью * кв.м., расположенного по этому же адресу. 6 августа 2012 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" заключен договор аренды земельного участка NМ-04-037852, согласно которому обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером * для целей эксплуатации торгово-офисного здания. Однако при издании распоряжения от 16 апреля 2012 г. N1679 и последующего распоряжения от 24 июля 2012 N3776-04 ДЗР Департаментом земельных ресурсов города Москвы была допущена ошибка в части указания вида разрешенного использования выделенного земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером *, так вместо "учебно-научное", указано "для целей эксплуатации торгово-офисного здания". При этом в кадастровом паспорте земельного участка указан вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)", что указывает на отнесение земельного участка для целей учебно-научного использования. Данная ошибка была исправлена распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 1 октября 2015 г. N17705, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером * на "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))". С учетом изложенного, спорное нежилое здание по своему техническому назначению является учебно-научным, вид разрешенного использования земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером *, на котором расположено нежилое здание, является "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))". При таких обстоятельствах включение нежилого здания в Перечень объектов недвижимости противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г.N64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права административного истца в сфере экономической деятельности, незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости здания.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Борисова К.И., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду дополнительно пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в пункт 2922 Перечня объектов недвижимого имущества на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Так, нежилое здание расположено на земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером *, который имел вид разрешенного использования на дату утверждения Перечня объектов недвижимости как "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)". Последующее изменение распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 1 октября 2015 г. N17705 вида разрешенного использования указанного земельного участка на "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))" не имеет правового значения, поскольку данное распоряжение принято уже после утверждения Перечня объектов недвижимости постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП. На следующий 2016 год спорное нежилое здание не подлежит включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в частности на определение отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2015 год определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и абзацу 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, этой нормой установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых приведен в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативно правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы".
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещено 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru. Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. N705-ПП "О признании утратившим силу отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" опубликовано 3 ноября 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещено 28 октября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и от 27 октября 2015 г. N705-ПП подписаны Мэром Москвы.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (2015 года) по налогу на имущество организаций в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к приказу).
Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП соответствует названному приказу ФНС России.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемого пункта 2922 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Спорное нежилое здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: ***, включено в пункт 2922 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, на основании подпункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" по виду разрешенного использования земельного участка, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, спорное нежилое здание с кадастровым номером * расположено на земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером *, который имел на дату утверждения оспариваемого в части Перечня объектов недвижимости вид разрешенного использования как "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)".
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно которым виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп, в частности: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Согласно пункту 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" до принятия Правил землепользования и застройки в городе Москве установлено, что для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков в городе Москве, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указываются в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N39.
Принимая во внимание коды классификации, утвержденные названным выше приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N39, а также сведения кадастрового паспорта земельного участка, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание с кадастровым номером * расположено на земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером *, который имел на дату утверждения оспариваемого в части Перечня объектов недвижимости следующие виды разрешенного использования как: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Указанные обстоятельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" являются основаниями для отнесения спорного нежилого здания с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ***, к числу административно-деловых центров общей площадью свыше * кв. метров, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
При этом суд считает необоснованными доводы административного истца относительно ошибочного отнесения нежилого здания к административно-деловым центрам из-за ошибки в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" принадлежат на праве собственности два нежилых здания по адресу: ***.
По сведениям кадастрового паспорта ГУП МосгорБТИ, выданного 3 ноября 2011 г.:
- нежилое здание общей площадью * кв.м. по адресу: ***, имеет назначение "учебно-научное";
- нежилое здание общей площадью * кв.м. по адресу: ***, имеет назначение "учреждение".
Изначально указанные нежилые здания располагались на одном, едином земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 22 июля 2010 г. N1350-04 ДЗР обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" предоставлен в аренду земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, для эксплуатации зданий под производственно-административные цели в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка. 29 декабря 2010 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" заключен договор аренды земельного участка NМ-04-035071, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 февраля 2011 г. N77-77-14/001/2011-58. По условиям данного договора земельный участок предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий под производственно-административные цели. При этом по сведениям кадастрового паспорта земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 3 марта 2010 г. имел следующий вид разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9)".
14 ноября 2011 г. общество с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" обратилось в адрес Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о разделе земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, на два земельных участка путем уменьшения площади основного земельного участка и выделения земельного участка, на котором находится нежилое здание общей площадью * кв.м. по адресу: ***.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 21 декабря 2011 г. N5578 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером *; утверждены адресные ориентиры земельных участков и установлено разрешенное использование земельных участков:
- участка ЗУ1- ***, объекты размещения офисных помещений (1.2.7);
- участка ЗУ2 - ***, объекты размещения научных центров (1.2.7).
Последующим распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 16 апреля 2012 г. N1679 внесены изменения в распоряжение от 21 декабря 2011 г. N5578, пункт 3.2, устанавливающий вид разрешенного использования земельного участка (ЗУ2) по адресу: ***, изложен в следующей редакции: "Участка ЗУ2 - участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)".
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 г. N3776-04 ДЗР постановлено образовать из земельного участка с кадастровым номером * земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка (приложение 2 к распоряжению) и предоставить его в аренду обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ", как собственнику нежилого здания общей площадью * кв.м. по адресу: ***, для целей эксплуатации торгово-офисного здания сроком до 27 июня 2061 г. 6 августа 2012 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" заключен договор аренды земельного участка NМ-04-037852, согласно которому обществу предоставлен на условиях аренды земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, для целей эксплуатации торгово-офисного здания. При этом согласно кадастровому паспорту земельного участка по состоянию на 22 июня 2012 г. вновь образованный земельный участок площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, имел следующий вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)". Указанный кадастровый паспорт является приложением как к распоряжению Департамента земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 г. N3776-04 ДЗР, так и к договору аренды земельного участка от 6 августа 2012 г. NМ-04-037852.
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 1 октября 2015 г. N17705 изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, на "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))".
Из приведенных обстоятельств усматривается, что спорное нежилое здание общей площадью * кв.м. по адресу: ***, имеет назначение "учебно-научное" и изначально располагалось на земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, которое имело вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9)". После образования 24 июля 2012 г. отдельного земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, из земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером *, спорное нежилое здание значится расположенным на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером *, которое имело вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)". Изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, на "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))" произведено распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 1 октября 2015 г. N17705, то есть после утверждения постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП оспариваемого в части Перечня объектов недвижимого имущества.
Таким образом, на момент принятия Правительством Москвы постановления от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и утверждения оспариваемого пункта 2922 Перечня объектов недвижимого имущества спорное нежилое здание общей площадью * кв.м. по адресу: ***, располагалось на земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, который имел вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.7)".
Из предоставленного административным истцом письма в адрес общества с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" от 22 июля 2013 г. и ответа от 9 сентября 2013 г., а также заявлений общества с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" в адрес Департамента экономической политики и развития города Москвы от 23 июля 2015 г., Департамента городского имущества города Москвы от 13 апреля 2015 года, ответа Департамента городского имущества города Москвы от 17 мая 2015 г. усматривается, что образование земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, произведено Департаментом земельных ресурсов города Москвы от 24 июля 2012 г. по заявлению самого общества с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" с целью реконструкции спорного нежилого здания для целей использования его в качестве торгово-офисного, для чего административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" с просьбой на договорной основе выполнить необходимые работы и разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию здания. Специалисты общества с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" провели обследование нежилого здания, однако пришли к выводу о нецелесообразности его реконструкции для использования в качестве торгово-офисного. В результате чего реконструкция спорного нежилого здания под торгово-офисные помещения не была произведена, техническое назначение здания как "учебно-научное" не изменено, что и послужило основанием для последующего изменения распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 1 октября 2015 г. N17705 вида разрешенного на "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))" (л.д.26-27, 61-63, 119-124).
Приведенные обстоятельства не свидетельствуют о допущении Департаментом земельных ресурсов города Москвы какой-либо технической ошибки по указанию вида разрешенного использования земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * при его образовании распоряжениями от 16 апреля 2012 г. N1679, от 24 июля 2012 г. N3776-04 ДЗР, так и по последующему отнесению самого нежилого здания оспариваемым в части нормативным правовым актом к административно-деловым центрам.
Необходимо отметить, что административный истец знал о принятых Департаментом земельных ресурсов города Москвы распоряжениях от 16 апреля 2012 г. N1679, от 24 июля 2012 г. N3776-04 ДЗР, не оспорил их в установленном законом порядке. Указанные распоряжения не признаны недействительными, незаконными.
Кроме того, спорное нежилое здание общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, также было включено в пункт 910 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 г. N772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год". Следовательно, на 2014 г. спорное нежилое здание также относилось к административно-деловым центрам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент принятия Правительством Москвы постановления от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и утверждения оспариваемого пункта 2922 Перечня объектов недвижимого имущества нежилое здание полностью подпадало под критерии, установленные подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". По своим техническим данным здание является нежилым, имеет площадь свыше 3000 кв.м. Нежилое здание располагалось на земельном участке площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, который имел вид разрешенного использования как: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. Указанный земельный участок предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" в аренду для целей эксплуатации торгово-офисного здания.
Последующее изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, на "обеспечение научной деятельности (3.9) (земельный участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17))" произведено распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 1 октября 2015 г. N17705, то есть после утверждения постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП оспариваемого в части Перечня объектов недвижимого имущества. Вследствие этого указанное обстоятельство не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора и не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части.
При таких обстоятельствах отнесение Правительством Москвы нежилого здания общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: ***, к числу объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и его включение в пункт 2922 Перечня объектов недвижимого имущества в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "СИНТЕЗ" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы о признании недействующим пункт 2922 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 25 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.