Судья Московского городского суда Сисина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО "***" (далее АО "***") Астафурова А.Ю. на решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 30 сентября 2015 года, которым
постановления старшего государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО и СВАО департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы NN*** *** *** от 17 марта 2015 года, вынесенные в отношении ОАО "***" изменены, назначено АО "***" за совершение административных правонарушений, предусмотренных 8.2 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части названные постановления должностного лица оставлены без изменения, жалобы представителя АО "***" Астафурова А.Ю. - без удовлетворения
установил:
Постановлениями старшего государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО и СВАО департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы NN*** *** *** от 17 марта 2015 года АО "***" признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ (три правонарушения), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей за каждое правонарушение.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями представитель АО "***" обжаловал его в Преображенский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, представитель АО "***" Астафуров А.Ю. просит решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы и постановление должностного лица отменить, указывая на процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении и за одно и то же административное правонарушение общество незаконно привлечено трижды, ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, и на отсутствие события административных правонарушений. Полагает, что имеются основания для придания обратной силы закону, отменяющему административную ответственность.
Представитель АО "***" Астафуров А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - Конотопчик К.И. в удовлетворении жалобы просил отказать.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - Конотопчик К.И., изучив доводы поданной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2015 года.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе, юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, предусмотрено наказание в виде штрафа от 100000 до 200000 рублей.
В соответствии со ст.21 Закона Москвы от 30.11.2005 года N68 " Об отходах производства и потребления в городе Москве" субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований федерального законодательства и законодательства Москвы в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с его компетенцией.
В соответствии со ст.26 ФЗ от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 1.2 ст. 11 того же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с п.п.2,3 ст. 14 того же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IY класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IY класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IY класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средством измерений.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 18 этого закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенции.
Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 года N50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов.
В соответствии с п.4 методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и Лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года N703 при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются: объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности, результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения; экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов; предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду, экологическая обстановка на территории.
При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судьей Преображенского районного суда г. Москвы установлено, что Как усматривается из материалов дел в ходе проведения плановой выездной проверки 28 ноября 2014 года установлено, что по адресу: *** осуществляет хозяйственную и предпринимательскую деятельность ОАО "***". Согласно п.3.3 Устава Общества основным видом деятельности ОАО "***" является сдача в наём собственного нежилого недвижимого имущества. В ходе обследования территории и помещений по адресу: Москва, Открытое шоссе, д.9 установлено, что согласно договора аренды от 29 октября 2004 года N*** ОАО "***" занимает земельный участок общей площадью 34851 кв.м. и является собственником зданий в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права на нежилые помещения. На территории ОАО "***" находятся здания, открытая автостоянка, очистные сооружения. В зданиях располагаются помещения под офисную деятельность, торговлю продуктами питания и промышленными товарами, которые сдаются в аренду сторонним предприятиям и организациям. В ходе проверки представлены копии документов: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), договора на вывоз образующихся отходов, акты выполненных работ по вывозу отходов, расчеты и платёжные поручения, подтверждающие плату за негативное воздействие на окружающую среду, отчет по Форме 2 ТП (отходы) за 2013 года и прочие. В ходе исследования документов и процесса хозяйственной деятельности установлено, что в процессе деятельности ОАО "***" образуется 760,752 тонн отходов потребления и производства из них 1 класса опасности - 0,097 т\год, 4 класса опасности - 13,6 т\год, 5 класс опасности - 747,1 т\год. Образующиеся отходы производства и потребления складируются на закрытых и открытых площадках предусмотренных ПНООЛР. Вывоз образующихся отходов производства и потребления осуществляется специализированными организациями.
Согласно постановлению N*** установлено, что 28 ноября 2014 года около 11 часов 00 минут ОАО "***", осуществляя хозяйственную и предпринимательскую деятельность, связанную с отходами потребления по адресу: ***, в нарушение требований ст.26 Федерального закона от 24 июня 1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.21 Закона в города Москвы от 30.11.2005 N68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" не представило производственный контроль в области обращения с отходами, который является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в соответствии с его компетенцией.
Согласно постановлению N0903-43 5\2014-1 установлено, что 28 ноября 2014 года около 11 часов 10 минут на момент проверки в ходе изучения документов и процесса хозяйственной деятельности ОАО "***" по адресу: *** определен перечень, образующихся видов отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 июля 2014 года N445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" ***. Указанный вид отходов не учтен в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28 мая 2014 года N***, что является нарушением требований п.п.1,2 ст.11, п.п.1,2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 N50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года N703 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно постановления N*** установлено, что 28.11.2014 года около 11 часов 20 минут ОАО "***" в нарушение требований п.п.2,3 ст. 14 ФЗ от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "об отходах производства и потребления" не представило паспорта опасных отходов и данные о составе и свойстве, а также оценки опасности отходов ***.
17 марта 2015 года по факту выявленных нарушений старшим государственным инспектором Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО в отношении ОАО "***" вынесены постановления о привлечении ОАО "***" к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей за каждое правонарушение.
Факт совершения административных правонарушений и виновность ОАО "***" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколами об административных правонарушениях от 13 февраля 2015 года NN*** *** ***, распоряжением о проведении плановой, выездной проверки от 14 ноября 2014 года, актом проверки N*** от 25 декабря 2014 года, согласно которому выявлены вышеперечисленные нарушения, правоустанавливающими документами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Представленные суду доказательства объективно оценены судом при рассмотрении жалобы по существу и правильно сделан вывод о виновности АО "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. При этом судьей Преображенского районного суда правильно определено, что АО "***" совершил административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежало привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание. В этой связи доводы жалобы о том, что общество незаконно привлечено к административной ответственности за одно нарушение три раза, являются несостоятельными.
Также ссылка в жалобе на отсутствии события правонарушения опровергается вышеперечисленными доказательствами, подтверждающими факт совершения административных правонарушений.
Доводы жалобы о необходимости придания обратной силы закону, отменяющему административную ответственность по причине того, что общество предприняло все необходимые меры для соблюдения требований природоохранного законодательства и согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами основаны на неправильном толковании норм действующего Законодательства.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене постановленного судебного акта.
Административное наказание назначено АО "***" в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда,
решил:
решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 30 сентября 2015 года, которым постановления старшего государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО и СВАО департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы NN*** *** *** от 17 марта 2015 года, вынесенные в отношении ОАО "***" изменены, назначено АО "***" за совершение административных правонарушений, предусмотренных 8.2 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей, а в остальной части названные постановления должностного лица оставлены без изменения, жалобы представителя АО "***" Астафурова А.Ю. без удовлетворения - оставить без изменения, а жалобу законного представителя юр идического лица - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Н.В. Сисина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.