Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре Ермиловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "Дубки" к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Саратовской области N от "дата",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "Дубки" на решение Кировского районного суда г. Саратова от 16 ноября 2015 года, которым в иске отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя истца общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "Дубки" - Прониной Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственной инспекции труда в Саратовской области - Кишмаховой М.Я., возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "Дубки" (далее по тексту - ООО Мясокомбинат "Дубки") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее по тексту - ГИТ в Саратовской области) N от "дата".
Требования мотивированы тем, что "дата" ГИТ в Саратовской области в отношении ООО Мясокомбинат "Дубки" было вынесено предписание N об устранении выявленных нарушений. Основанием данного предписания явилось расследование несчастного случая с работником общества "данные изъяты" который почувствовав себя плохо на производстве, был госпитализирован в "данные изъяты"", где скончался от "данные изъяты".
Согласно Акту о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, причинами несчастного случая стали: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в необеспечении безопасных условий труда работника "данные изъяты"., в том числе в допуске его к выполнению работ без прохождения в установленном порядке предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра; нарушены ст.ст. 76, 212, ч. 2 ст. 213 ТК РФ, приложение 2 п. 14 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н.
ООО Мясокомбинат "Дубки" считает вынесенное предписание незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку оно не соответствует требованиям действующего законодательства. Смерть "данные изъяты" наступила от естественных причин, не связанных с несчастным случаем на производстве. При этом отсутствие медицинского осмотра "данные изъяты" не находится в причинно-следственной связи с его смертью. Рабочее место жиловщика мяса и субпродуктов предусматривает оценку условий труда "2" и не относится к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, и, как следствие, не требуется прохождение работником медицинского осмотра для выявления признания его годным или не годным для работы в конкретной должности.
Рассмотрев заявление, суд вынес решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ООО Мясокомбинат "Дубки" ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что суд неверно истолковал ст. 213 ТК РФ. Полагает, что рабочее место жиловщика мяса и субпродуктов не требует прохождения медицинского осмотра при приеме на работу, ч. 1 ст. 213 ТК РФ предусматривает прохождение предварительного медицинского осмотра только для работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а согласно карте аттестации рабочего места жиловщика мяса и субпродуктов оно не отнесено к работам с вредными условиями (или) опасными условиями труда. Полагает, что смерть "данные изъяты" не связана с несчастным случаем на производстве.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 353 ТК РФ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В силу ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; ... повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно ст. 229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
В соответствии с положениями ст. 229.2 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
В соответствии с п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73, расследованию в порядке, установленном статьями 228 и 229 Кодекса и настоящим Положением, подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть (далее - несчастный случай), происшедшие, в том числе при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера.
Согласно ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
В соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а равно при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.
В силу требований ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в том числе обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Судом установлено, что "дата" "данные изъяты" пришел на работу согласно графику на участок жиловки к 20 час. 00 мин. Примерно в 22 час. 10 мин. почувствовал себя плохо. В медицинском пункте комбината ему была оказана первая медицинская помощь, затем он был госпитализирован в "данные изъяты"". В 22 час. 45 мин. "данные изъяты" скончался от "данные изъяты"
Согласно Акту о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от "данные изъяты" причиной, вызвавшей несчастный случай, указана неудовлетворительная организация производства работы, выразившаяся в необеспечении безопасных условий труда работника "данные изъяты" в том числе в допуске его к выполнению работ без прохождения в установленном порядке предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра.
Государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ в Саратовской области "данные изъяты" вынесено предписание N от "дата", которым на ООО Мясокомбинат "Дубки" и его руководителя - "данные изъяты" "данные изъяты" возложены следующие обязанности:
1) в соответствии со ст. 230 ТК РФ в трехдневный срок составить акт о несчастном случае на производстве по форме N 1;
2) в соответствии со ст. 230.1 ТК РФ оформленный акт о несчастном случае на производстве, произошедший с "данные изъяты" направить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);
3) один экземпляр предоставить в ГИТ в Саратовской области, п. 32 "Положения ... " от 24 октября 2002 года N 73;
4) акт по форме Н-1 зарегистрировать в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме N 9 вышеуказанного Положения и включить в статистический отчет, согласно ст. 230.1 ТК РФ;
5) в соответствии со ст. 230.1 ТК РФ, п. 36 "Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года N 73;
6) обстоятельства и причины произошедшего несчастного случая с "данные изъяты" довести до всех работников ООО Мясокомбинат "Дубки";
7) проводить в установленном порядке предварительный (при приеме) на работу медицинский осмотр в соответствии со ст.ст. 76, 212, ч. 2 ст. 213 ТК РФ, прил. 2 п. 14 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н.
При этом данным предписанием установлены сроки выполнения требований предписания.
Согласно акту о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 16 октября 2015 года, произошедший с "данные изъяты" несчастный случай комиссия квалифицировала, как несчастный случай на производстве.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что "данные изъяты" был допущен работодателем ООО Мясокомбинат "Дубки" к работе жиловщика мяса и субпродуктов без прохождения в установленном порядке предварительного (при приеме на работу) медицинского осмотра.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предписание N от "дата", основанное на выводах о том, что несчастный случай, произошедший "дата" с "данные изъяты"., связан с производством и произошел при исполнении последним трудовых обязанностей, законно и обоснованно, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе, и то, что рабочее место жиловщика мяса и субпродуктов не требует обязательного прохождения медицинского осмотра при приеме на работу, не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию представителя истца, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Разрешая дело, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал оценку доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и принял решение, отвечающее нормам материального права.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного г. Саратова от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Мясокомбинат "Дубки" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.