Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Владимировой Е.М.,
с участием представителя административного истца индивидуального предпринимателя Жукова В.Г. - Анощенкова А.А., действующего на основании доверенности от 23 ноября 2015 года, представителя административного ответчика Совета Балаковского муниципального района Саратовской области Гончарова А.В., действующего на основании доверенности от 29 сентября 2015 года N 03-2-23/496, представителя административного соответчика комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Мохова А.В., действующего на основании доверенности от 31 декабря 2015 года N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Жукова В.Г. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 7 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 4,4 процента от кадастровой стоимости земли,
установил:
индивидуальный предприниматель Жуков В.Г. обратился в Саратовский областной суд с административным иском к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 7 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 4,4 процента от кадастровой стоимости земли.
28 января 2016 года в суд поступило ходатайство представителя заинтересованного лица комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о прекращении производства по административному делу в связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу.
Представители административного ответчика Совета Балаковского муниципального района Саратовской области и административного соответчика комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области поддержали названное ходатайство.
Представитель административного истца возражал против заявленного ходатайства, считал, что отсутствуют основания для прекращения производства по административному делу, поскольку существует угроза применения оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца, так как на настоящий момент в Арбитражном суде Саратовской области рассматривается дело о взыскании с индивидуального предпринимателя Жукова В.Г. в пользу комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области задолженности по арендной плате, определённой в соответствии оспариваемым решением. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не перестал затрагивать права административного истца.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что производство по делу подлежит прекращению, суд считает ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно частям 1 и 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Как установлено частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
В соответствии счастью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменён или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу приведённых выше процессуальных норм предметом судебного рассмотрения могут быть нормативные правовые акты, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применён этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не могут, вследствие чего такие акты не могут быть предметом судебной проверки. Исключение составляют случаи, когда оспариваемый нормативный правовой акт был применён в отношении административного истца и применением такого акта нарушены его права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Жуковым В.Г. оспаривается решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 7 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 4,4 процента от кадастровой стоимости земли.
Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 ноября 2015 года N 974 "О признании утратившими силу некоторых решений Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области" признаны утратившими силу, в том числе решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 и решение Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819. Названное решение было опубликовано в Вестнике Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области 03 декабря 2015 года N 62 и вступило в указанной части в силу с 01 января 2016 года.
Также 24 ноября 2015 года Собранием Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение N 968 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района", которым установлено (пункт 1), что годовой размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые в аренду без торгов, находящиеся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района, если иное не установлено федеральным законом, определяется в порядке и в размере, аналогичных порядку и размеру, установленным пунктами 1, 3 - 6 постановления правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов". Данное решение также было опубликовано и вступило в силу с 01 января 2016 года.
Согласно указанному постановлению правительства Саратовской области размер арендной платы за земельные участки, предназначенные для иных целей, в том числе для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет 2 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Таким образом, действие оспариваемого административным истцом решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 прекращено.
Доводы представителя административного истца о том, что в отношении индивидуального предпринимателя Жукова В.Г. может быть применён оспариваемый нормативный акт, чем нарушаются его права, свободы и законные интересы, суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно договору аренды земли от 23 июля 2007 года N 291 комитет по управлению имуществом Балаковского муниципального образования Саратовской области передал индивидуальному предпринимателю Жукову В.Г. в аренду сроком на 10 лет земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, "адрес", с разрешённым использованием под автозаправочными и газонаполнительными станциями.
20 января 2015 года управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направило индивидуальному предпринимателю Жукову В.Г. уведомление по арендной плате за указанный земельный участок. Размер арендной платы определён арендодателем на основании оспариваемого нормативного правового акта.
Индивидуальным предпринимателем Жуковым В.Г. данная арендная плата до настоящего времени не внесена.
На сегодняшний день в производстве Арбитражного суда Саратовской области находится дело по иску комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области к индивидуальному предпринимателю Жукову В.Г. о взыскании задолженности по арендной плате. Судебное разбирательство отложено на 09 февраля 2016 года.
Поскольку указанная выше арендная плата индивидуальным предпринимателем Жуковым В.Г. не внесена, судебный акт о взыскании такой арендной платы, основанный на оспариваемом нормативном правовом акте, не принят, суд не усматривает достаточных оснований полагать, что в отношении административного истца применён либо будет применён оспариваемый нормативный правовой акт, учитывая, что административный истец не лишён возможности поставить перед судом, рассматривающим дело о взыскании задолженности по арендной плате, вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта (абзац тринадцатый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем у суда имеются предусмотренные частью 2 статьи 194 и пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для прекращения производства по настоящему административному делу.
В силу части 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
При обращении в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта индивидуальным предпринимателем Жуковым В.Г. уплачена государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 194, частью 1 статьи 195, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Жукова В.Г. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 7 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в размере 4,4 процента от кадастровой стоимости земли, прекратить.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Жукову В.Г. уплаченную 23 ноября 2015 года государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
На определение в течение пятнадцати дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда.
Председательствующий А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.