Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
судей Селютиной И.Ф., Новожениной О.Р.,
рассмотрев по докладу судьи Федотовой Л.Б. в порядке упрощенного производства частную жалобу Умербаева А.К. на определение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 ноября 2015 года об оставлении без движения административного искового заявления Умербаева А.К. в части требований о признании незаконными действия начальника Орского МРО по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Оренбургской области по изъятию (дата) территории пункта пропуска *** мясной продукции, обязании вернуть изъятую продукцию,
установила:
Умербаев А.К. обратился в суд с заявлением, в котором просил суд признать незаконными действия начальника Орского МРО по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Оренбургской области по изъятию (дата) на территории пункта пропуска *** мясной продукции, обязать вернуть изъятую продукцию и признать незаконным постановление об административном правонарушении N от (дата).
Определением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 ноября 2015 года заявление оставлено без движения в части требований о признании незаконными действий начальника Орского МРО по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Оренбургской области по изъятию (дата) на территории пункта пропуска *** мясной продукции и обязании вернуть изъятую продукцию. Административному истцу предложено в срок до (дата) исправить указанные в определении недостатки, а именно, привести заявление в соответствие требованиям статей 126, 126 КАС РФ.
Определением судьи от 11 ноября 2015 года отказано в принятии заявления в части признания незаконным постановления об административном правонарушении N от (дата)., поскольку оно рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Умербаев А.К., в частной жалобе ссылается на нарушение судом норм процессуального права, указывает, что обратился в суд в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ, и просит отменить определение об оставлении заявления без движения. Кроме того, из частной жалобы усматривается, что Умербаев А.К. не согласен также с определением об отказе в принятии части требований.
Частная жалоба рассматривается судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материал, проверив доводы частной жалобы, определения суда первой инстанции, судебная коллегия полагает их незаконными и подлежащими отмене, исходя из следующего.
Частью 5 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для дел, возникающих из административных правонарушений, предусмотрен установленный КоАП Российской Федерации порядок их рассмотрения.
В соответствии с ч.1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с ч. 6 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Из заявления следует, что Умербаев А.К. обжалует постановление об административном правонарушении N от (дата) привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного *** Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и акт снятия с реализации мясной продукции от (дата), составленный в рамках дела об административном правонарушении.
Вывод судьи о том, что заявление подано в нарушение требований статей 125 и 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не соответствует содержащемуся в материалах дела заявлению. В данном случае Умербаев А.К. обжалует постановление по делу об административном правонарушении, что прямо следует из текста заявления. При этом заявитель в своем заявлении указывает на существенные нарушения, допущенные должностными лицами, повлекшие необоснованное привлечение его к административной ответственности и снятие с реализации продукции, при этом прямо ссылается на процессуальные нормы КоАП РФ, регулирующие порядок рассмотрения заявления.
Таким образом, отказ в принятии заявления Умербаева А.К. в части требований о признании незаконным постановления об административном правонарушении N от (дата) нарушает нормы процессуального права, влечет ограничение судом заявителя в доступе к правосудию, в связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене, а материал по жалобе - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявления по существу в порядке, предусмотренном положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования Умербаева А.К. о признании незаконными действий должностного лица по изъятию мясной продукции и обязании вернуть изъятую продукцию вытекают из требования о признании незаконным постановления об административном правонарушении, находятся с ним в тесной взаимосвязи. Как следует из заявления Умербаева А.К., действия по изъятию мясной продукции являлись мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя.
Между тем, в порядке административного судопроизводства не могут быть оспорены действия и решения должностных лиц, в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Умербаева А.К. о признании незаконными действий должностного лица необоснованно выделены судом, тогда как они подлежат совместному рассмотрению с требованиями об оспаривании постановления в порядке, предусмотренном положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 ноября 2015 года об оставлении без движения административного искового заявления Умербаева А.К. в части требований о признании незаконными действия начальника Орского МРО по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Оренбургской области по изъятию (дата) на территории пункта пропуска *** мясной продукции, обязании вернуть изъятую продукцию и определение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 11 ноября 2015 года об отказе в принятии административного искового заявления Умербаева А.К. в части требований о признании незаконным постановления об административном правонарушении N от (дата) - отменить,
материал по жалобе Умербаева А.К. на постановление по делу об административном правонарушении направить в суд первой инстанции для рассмотрения по правилам производства по делам об административных правонарушениях.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.