Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Коничевой А.А., Жидковой О.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коптяева В.А. на решение Вологодского городского суда от 26 октября 2015 года, которым ему в удовлетворении административных исковых требований к администрации г.Вологды о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, заключить договор аренды земельного участка - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца А.Л., судебная коллегия
установила:
постановлением администрации г.Вологды от "ДАТА" N ... Коптяеву В.А. отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м с местоположением: "адрес".
Оспаривая правомерность отказа, Коптяев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации г.Вологды в предоставлении в аренду земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов), государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м, с местоположением: "адрес", с видом разрешенного использования - временные объекты, оформленный постановлением от "ДАТА" N ... Также просил обязать администрацию г.Вологды принять решение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу и заключить договор аренды. Взыскать с администрации расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
В обоснование требований истец указал, что администрацией нарушено законодательство, устанавливающее месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в аренду для выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена лишь через 6 месяцев со дня подачи заявления.
В судебное заседание административный истец Коптяев В.А. не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Его представитель А.Л. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации г.Вологды по доверенности К.О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований в связи с отсутствием оснований.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Коптяев В.А., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, а также нарушение норм материального права ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 данного Кодекса решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что "ДАТА" Коптяев В.А. обратился в администрацию г.Вологды с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно - для организации производства строительных конструкций малоэтажного домостроения и выставочной площадки готовых изделий в аренду (л.д. ... ).
"ДАТА" Комиссией по выбору земельных участков при администрации г.Вологды было принято решение о согласовании формирования и предоставления земельного участка для испрашиваемых заявителем целей (л.д. ... ).
"ДАТА" Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации г.Вологды заявителю было направлено письмо, согласно которому Коптяев В.А. извещался об осуществлении работ по формированию земельных участков и о том, что информация об интересующем заявителя земельном участке будет размещена в газете "Вологодские новости" и на официальном сайте администрации в сети "Интернет" (л.д. ... ).
"ДАТА" информация о предлагаемом в аренду земельном участке была размещена в сети "Интернет" с установлением срока для подачи заявлений в течение 30 дней со дня опубликования сообщения в газете "Вологодские новости". Сообщение было опубликовано в указанной газете за N46 от 19 ноября 2014 года (л.д. ... ).
Постановлением администрации г.Вологды от "ДАТА" N ... утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по "адрес", площадью ... кв.м., которым данному объекту присвоен адрес: "адрес", вид разрешенного использования - временные объекты (л.д. ... ).
"ДАТА" ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области был выдан кадастровый паспорт на данный земельный участок (л.д. ... ).
Постановлением администрации г.Вологды от "ДАТА" N ... Коптяеву В.А. в предоставлении указанного земельного участка в аренду отказано со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления не утверждена до 01 марта 2015 года (л.д. ... ).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из этого же основания, указав, что с учетом положений пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" оснований для продолжения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса, не имеется.
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может в силу следующего.
До 01 марта 2015 года предоставление земельных участков на территории муниципального образования "Город Вологда" осуществлялось в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 171-ФЗ) и Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда", утвержденного постановлением администрации г.Вологды от 13 сентября 2012 года N 5313 (далее - Порядок N 5313).
Раздел 5 Порядка N 5313 регламентировал предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, и устанавливал сроки проведения необходимых для этого процедур.
Статьей 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе, в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 34 названного Федерального закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Из материалов дела следует, что Коптяев В.А. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка "ДАТА", то есть в период действия статьи 34 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, внесшего изменения в данную норму.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 марта 2015 года) было предусмотрено предоставление в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения аукциона.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанной редакции было предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Аналогичные положения были закреплены в пункте 5.7 Порядка N 5313, утратившего силу 01 марта 2015 года.
В частности, в данном пункте было указано, что уполномоченный орган администрации г.Вологды в сфере имущественных отношений или уполномоченный орган администрации г.Вологды в сфере градостроительства в пределах своей компетенции в месячный срок со дня поступления заявления с учетом зонирования территорий утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В пункте 5.8 Порядка N 5313 было указано, что в случае поступления по результатам размещения информационного сообщения только одного заявления заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Уполномоченный орган администрации г.Вологды в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка обеспечивает подготовку и принятие правового акта Главы г.Вологды о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю. Уполномоченный орган администрации г.Вологды в сфере имущественных отношений в недельный срок со дня принятия правового акта Главы г.Вологды о предоставлении земельного участка обеспечивает подготовку договора аренды земельного участка, его подписание со стороны администрации г.Вологды и направление лицу, которому предоставлен данный земельный участок.
Таким образом, при наличии только одного заявления Коптяева В.А. о предоставлении ему земельного участка в аренду, схема расположения земельного участка должна быть утверждена не позднее 19 января 2015 года.
В данном случае схема расположения земельного участка утверждена администрацией г.Вологды только 23 апреля 2015 года, то есть с нарушением установленного законодательством месячного срока, что повлекло за собой нарушение прав Коптяева В.А. на получение испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 марта 2015 года).
Доказательств уважительности причин пропуска срока утверждения схемы расположения земельного участка администрацией г.Вологды не представлено.
Учитывая, что представленными в дело доказательствами подтвердились доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым постановлением, судебная коллегия полагает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 26 октября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Коптяева В.А. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г.Вологды от "ДАТА" N ... об отказе в предоставлении Коптяеву В.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - временные объекты.
Обязать администрацию г.Вологды в месячный срок с даты вынесения настоящего апелляционного определения принять решение о предоставлении Коптяеву В.А. в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м., с местоположением: "адрес".
Обязать администрацию г.Вологды в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении Коптяеву В.А. в аренду земельного участка заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м., с местоположением: "адрес".
Взыскать с Администрации г.Вологды в пользу Коптяева В.А. возврат госпошлины ... рублей.
Возвратить Коптяеву В.А. уплаченную излишне госпошлину в размере ... рублей из бюджета муниципального образования г.Вологда.
Об исполнении решения сообщить в Вологодский городской суд.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: А.А. Коничева
О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.