Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 05 ноября 2015 г. по делу N 33а-387/2015
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего Турищева И.В.,
судей - Бояркина Д.В. и Гордеевой Е.О.,
при секретаре Сухановой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 " ... " Дубровиной М.А. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 00000 об изменении способа реализации права заявителя на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии по апелляционной жалобе заявителя Дубровиной М.А. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 21 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление представителя командира войсковой части 00000 и председателя жилищной комиссии данной воинской части Мороза М.Ю., возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Дубровина М.А. заключила первый контракт о прохождении военной службы с Министерством внутренних дел Российской Федерации 10 апреля 1997 года (л.д. 83, 136-137).
10 июля 2010 года между " ... " Дубровиной М.А., "дата" рождения, и МВД РФ был заключен контракт о прохождении военной службы на срок 3 года после достижения ею предельного возраста, до 10 июля 2013 года. Дубровина М.А. проходила военную службу по контракту в войсковой части 00000 (л.д.139).
Приказом командира указанной воинской части от 15 августа 2011 года "N" она зачислена в распоряжение командира указанной воинской части в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 167).
Решением жилищной комиссии войсковой части 00000 от 6 мая 2009 года (протокол "N") Дубровина М.А. (состав семьи - 2 человека) признана нуждающейся в получении жилых помещений (л.д. 183).
Из копии рапорта Дубровиной М.А. командиру войсковой части 00000 от 25 июля 2014 года усматривается, что она указала на наличие оснований для ее увольнения с военной службы и просила об обеспечении ее жильем посредством предоставления его в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в " ... " (л.д. 158).
Согласно копии рапорта Дубровиной М.А. командиру этой воинской части от 19 января 2015 года она просила обеспечить ее жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в " ... " (л.д. 176).
Решением жилищной комиссии войсковой части 00000 от 16 июня 2015 года, утвержденным командиром войсковой части 00000, постановлено в связи с неоднократным изменением военнослужащим ранее избранного места жительства реализовать право Дубровиной М.А. на ее обеспечение жилым помещением посредством выплаты субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения, исходя из расчета 11,4 кв.м. общей площади жилого помещения (л.д. 186).
Полагая указанное решение жилищной комиссии воинской части незаконным, Дубровина М.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать его таковым и возложить на вышеназванную жилищную комиссию обязанность принять новое решение о виде обеспечения ее жилым помещением.
В обоснование указала на то, что жилое помещение по ранее избранному месту жительства ей не предоставлялось, изменить ранее избранное ею место жительства ее заставили, вызвав на заседание жилищной комиссии. Также выражала несогласие с тем, что размер полагающейся ей площади жилья составляет 11,4 кв.м, так как фактически жильем она не обеспечена.
Решением Иркутского гарнизонного военного суда от 21 августа 2015 года в удовлетворении заявления Дубровиной М.А. отказано.
В апелляционной жалобе Дубровина М.А., не соглашаясь с принятым по делу решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", указывает, что суд первой инстанции не учел, что жилое помещение по избранному месту жительства ей не предлагалось. При этом вывод суда о законности оспариваемого решения жилищной комиссии в связи с тем, что ею был переписан рапорт на обеспечение жилым помещением в другом населенном пункте, Дубровина М.А. полагает ошибочным.
Также она не согласна с выводом о том, что положенная ей норма общей площади жилья составляет 11,4 кв.м, поскольку ранее принадлежавшее ей жилое помещение она приобретала за счет заемных средств, в дальнейшем она была вынуждена его подарить, так как не смогла рассчитаться с кредитом. Об отсутствии у нее жилья в собственности и ее необеспеченности жильем она уведомила командование воинской части.
При этом, ссылаясь на подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 N 1054, указывает, что имеет право быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения на состав семьи из двух человек, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 42 кв. м.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Первый контракт о прохождении военной службы был заключен Дубровиной М.А. с Министерством внутренних дел РФ в лице командира войсковой части 00000 10 апреля 1997 года (л.д. 136), с этой даты она проходила военную службу в данной воинской части.
Приказом командира указанной воинской части от 15 августа 2011 года "N" Дубровина М.А. зачислена в распоряжение данного воинского должностного лица в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 167).
Из копии справки группы кадров войсковой части 00000 от 11 марта 2015 года усматривается, что продолжительность военной службы заявителя по состоянию на 1 марта 2015 года в календарном исчислении составляет " ... ", в льготном исчислении - " ... " (л.д. 169).
Решением жилищной комиссии войсковой части 00000 от 6 мая 2009 года (протокол "N") Дубровина М.А. (состав семьи - 2 человека), признана нуждающейся в получении жилых помещений и включена в соответствующие списки учета военнослужащих (л.д. 183).
Решениями жилищной комиссии войсковой части 00000 от 26 мая 2010 года (протокол "N") Дубровина М.А. снята, а от 27 августа 2010 года (протокол "N") восстановлена в списках нуждающихся в жилых помещениях (состав семьи - Дубровина М.А. и ее сын С.) (л.д.184-185).
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений закона, окружной военный суд приходит к выводу, что Дубровина М.А., заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, признанная с совместно проживающим с ней сыном нуждающейся в жилом помещении, имеющая право на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, имеет право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилого помещения, находящегося в федеральной собственности в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы или по избранному месту жительства.
Пунктами 18 и 19 ст. 15 Федерального закона определено, что право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из копий рапортов Дубровиной М.А. командиру войсковой части 00000 от 25 июля 2014 года и от 19 января 2015 года усматривается, что она первоначально просила обеспечить ее жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в " ... " (рапорт от 24 июля 2014 года - л.д. 158), а в дальнейшем изъявила желание изменить ранее избранное место жительства на " ... " (рапорт от 19 января 2015 года - л.д. 176).
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений закона окружной военный суд считает, что вывод гарнизонного военного суда о признании законными действий жилищной комиссии войсковой части 00000, связанных с изменением способа реализации права заявителя на обеспечение жилым помещением путем предоставления военнослужащему субсидии, является правильным, поскольку Дубровина М.А., первоначально избрав постоянным местом жительства " ... ", в дальнейшем изъявила желание быть обеспеченной жильем по иному месту жительства, следовательно, у жилищного органа возникли правовые основания для решения вопроса о предоставлении Дубровиной М.А. субсидии.
При этом довод автора жалобы о том, что ей жилое помещение по избранному месту жительства в " ... " не предлагалось, в рассматриваемом случае правового значения не имеет.
Суждения же заявителя о том, что рапорт об изменении места жительства был написан ею под принуждением, в суде первой инстанции подтверждения не нашли и опровергнуты в решении суда.
Что касается утверждения Дубровиной М.А. об ошибочности выводов гарнизонного военного суда о законности оспариваемого решения жилищной комиссии в части установления заявителю жилищной субсидии из расчета 11,4 кв.м общей площади жилого помещения, при этом автор жалобы в обоснование этого указала, что жильем от государства она не обеспечивалась, а приобрела его за счет собственных средств, то окружной военный суд находит его несостоятельным.
В соответствии с п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 76, норматив общей площади жилого помещения на семью из двух человек установлен в размере 42 кв. метра общей площади жилого помещения.
При этом согласно п. 4 указанных Правил данный норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Из материалов дела следует, что Дубровина М.А. в период с 11 марта 2009 года до 24 августа 2011 года являлась собственником квартиры "N" общей площадью 30,6 кв.м, расположенной "адрес" (л.д. 124-126, 170-171).
Из копии договора дарения от 9 августа 2011 года усматривается, что данную квартиру Дубровина М.А. безвозмездно передала в собственность М. (л.д. 128), которая является матерью заявителя.
Как усматривается из справки ООО "ЖЭО "N"" от 5 марта 2012 года, Дубровина М.А. и ее сын С. временно зарегистрированы по вышеприведенному адресу с 30 декабря 2011 года по 26 декабря 2015 года (л.д. 127).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Дубровина М.А. до 24 августа 2011 года являлась собственником вышеуказанного жилого помещения общей площадью 30,6 кв.м, совершила гражданско-правовую сделку по отчуждению указанного жилого помещения (договор дарения от 9 августа 2011 года), при этом со дня совершения указанной сделки предусмотренный п. 4 Правил срок 5 лет не истек, окружной военный суд находит вывод гарнизонного военного суда о законности действий жилищной комиссии в части установления заявителю жилищной субсидии из расчета 11,4 кв.м общей площади жилого помещения (42 кв.м - 30,6 кв.м = 11,4 кв.м) обоснованным.
При этом довод Дубровиной М.А. о том, что жилым помещением от государства она не обеспечивалась, а приобрела его за счет собственных средств, в данном случае правового значения не имеет.
Также не может быть признана обоснованной ссылка заявителя на подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 N 1054, в обоснование права быть признанной нуждающейся в получении жилого помещения на состав семьи два человека, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 42 кв. м., поскольку данные положения этих Правил устанавливают основания, по которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не могут быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного окружной суд приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, в том числе по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Иркутского гарнизонного военного суда от 21 августа 2015 года по административному делу по заявлению Дубровиной М.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.